Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы осуществления народовластия



2016-09-17 783 Обсуждений (0)
Формы осуществления народовластия 0.00 из 5.00 0 оценок




Конст РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единст. источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Это характерно для демократического правового гос-ва с республиканской формой правления.

Статья 32 К РФ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей.

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная гос-ая власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в гос-ве, в системе власти, его суверенная гос-ая воля обязательна для всех органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории гос-ва. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фед. закону – гласит ч. 4 ст. 3 Конст РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Важнейшие органы гос-ва избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все гос-ые органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных гос-вах нечасто, в основном он это делает через систему гос. органов и органы местного самоуправления.

Действующая Конст РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос-ой власти и органы местного самоуправления. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы гос-ой власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов гос-ой власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам гос. или местного значения. Конст РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также (ст 31 КРФ): собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в гос-ые органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации (например, в Москве, Московской области) и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы гос-ой власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов гос. и местного значения.

Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательные для гос. органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъекта Федерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении гос. делами. Посредством выборов формируются гос-ые органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: ГД Фед. Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время, с 2012 года, снова введены прямые выборы глав субъектов РФ.

Референдум.

Референдум (от лат. referendium) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегос., регионального или местного масштаба.

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для гос-ва и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются: конституционный, законодательный, международно-правовой, административный.

Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно - правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгос. отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на фед. (референдум РФ), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования). Порядок проведения фед. референдума определяется ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме РФ» с изм. и доп., региональных и местных референдумов – в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в региональном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, которые должны базироваться на основополагающих федеральных нормах.

На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором РФ; иные вопросы гос. значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению РФ или совместному ведению РФ и ее субъектов.

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум: об изменении статуса субъектов РФ; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Гос-ой Думы Фед. Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Гос-ой Думы Фед. Собрания РФ, об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих гос-ые должности РФ (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором РФ); о персональном составе федеральных органов гос-ой власти, иных федеральных гос. органов; о принятии и изменении фед. бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств гос-ва; о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; об амнистии и помиловании.

В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить Конст РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:

а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;

б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и фед. референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);

в) в последний год полномочий Президента РФ или ГД.

Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее чем через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума (в субъектах РФ и в муниципальных образованиях этот срок устанавливается соответственно региональными органами гос-ой власти и органами местного самоуправления, при этом он не может превышать двух лет).

Назначает референдум РФ Президент РФ. Он осуществляет это полномочие не произвольно, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств (схема 13). Инициатива проведения референдума РФ принадлежит: не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ; Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конст РФ.

При этом инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Гос-ой Думы.

Процедура реализации инициативы граждан о проведении референдума существенно усложнилась по сравнению с прежним законом 1995 года. Указанная инициатива оформляется путем сбора подписей, который должна организовать инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ (при этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, и быть зарегистрирована в избирательной комиссии данного субъекта РФ); регистрацию инициативной группы и вопроса (формулы) референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ (общероссийская инициативная группа должна быть создана достаточно оперативно – срок со дня регистрации первой региональной подгруппы до дня обращения с ходатайством о регистрации в ЦИК не может превышать 2-х месяцев). При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума должно соблюдаться правило – на один субъект РФ (равно как и на участников референдума, проживающих за пределами территории РФ) должно приходиться не более 50 тысяч подписей (следовательно, инициатива проведения референдума должна быть поддержана, как минимум в сорока российских регионах). На сбор подписей закон отводит 45 дней.

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конст РФ. И лишь в случае положительного заключения конституциооного суда Президент РФ назначает референдум. При этом голосование может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования указа, но не может быть совмещено с проведением выборов любого уровня (проведение же региональных и местных референдумов, как правило, совмещается с какими-либо, в том числе и общенациональными, выборами). Решение о назначении региональных и местных референдумов принимается, соответственно, органами гос-ой власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а при недостаточности правовой базы – Президентом РФ.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, фед. орган гос-ой власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки такого правового акта.

Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право на участие в референдуме, система и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное право и избирательный процесс.

Если проведение референдума финансируется только из средств соответствующего бюджета (фед., регионального, местного), то на проведение выборов кроме бюджетных средств могут привлекаться и иные финансовые ресурсы. В частности, кандидаты и избирательные объединения, как правило, создают собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объединения, а также добровольные пожертвования граждан и юр. лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд запретов. Такие пожертвования запрещены со стороны иностранных гос-в, юр. лиц и граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан РФ, органов публичной власти, гос. и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п. За подготовкой и проведением выборов и референдума установлен жесткий финансовый контроль со стороны гос-ва.


 



2016-09-17 783 Обсуждений (0)
Формы осуществления народовластия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы осуществления народовластия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)