Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система гос. органов РФ



2016-09-17 542 Обсуждений (0)
Система гос. органов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на то что органы гос. власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую гос. власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конст РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов гос. власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов гос. власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ.

Фед. органы гос. власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения РФ (ст. 71 Конст РФ) и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конст РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию РФ, а их решения обязательны для всех гос. органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной гос. власти на всей территории РФ обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конст РФ).

Фед. органы гос. власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей гос. власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Гос. Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и фед. суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конст РФ).

Надо отметить, что в РФ предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполн. и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект фед. закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах гос. власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполн. власти РФ, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Гос. Думе.

Органы гос. власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ они обладают всей полнотой гос. власти (ст. 73 Конст РФ).

В отличие от федеральных органов гос. власти органы гос. власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для гос. органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов гос. власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы гос. власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конст. Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ и конкретизируя их, фед. законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в РФ как демократическом, федеративном и правовом гос-ве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов гос. власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя РФ и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы гос. власти в РФ и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических гос-вах органы гос. власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конст РФ гос. власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные, но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Гос-венное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Гос. Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполн. власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конст РФ). К числу последних относятся фед. министерства, фед. службы и фед. агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе РФ» ее составляют фед. суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов фед. значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, фед. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе гос. власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «фед. органы гос. власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполн. и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами гос. власти, относящимися к различным гос.- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов гос. власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конст РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполн. власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполн. власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ фед. органы исполн. власти и органы исполн. власти субъектов РФ образуют единую систему исполн. власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конст РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре РФ»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).


 



2016-09-17 542 Обсуждений (0)
Система гос. органов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система гос. органов РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)