Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой статус Президента РФ (из лекции Аллебастровой)



2016-09-17 489 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус Президента РФ (из лекции Аллебастровой) 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам гос-ой власти РФ. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполн. власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в Прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах гос-ой жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов гос-ой власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов гос-ой власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений. Конституционный статус главы гос-ва предполага­ет наличие специфических для этого органа прав и обязан­ностей во взаимодействии с другими властями, делающи­ми президента ключевой фигурой во властных структурах гос-ва.

Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и фед. законами основные направления вну­тренней и внешней политики гос-ва(ч. 3 ст. 80 Конст РФ), принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос-ой целостности (ч. 2 ст. 80 Конст РФ), приостанавливать действие актов органов исполн. власти субъектов РФ в слу­чае противоречия этих актов Конст РФ и федераль­ным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделе­ние Президента РФ такими обширными полномочиями об­условлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конст РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особый статус главы гос-ва проявляется в том, что он обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции), имеет свой штандарт, оригинал которого находится в его ка­бинете, а дубликат поднимается над его резиденцией, а так­же имеет такой символ, как Знак Президента РФ и специ­ально изготовленный официальный текст Конституции. Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ. Описание штандарта (флага) Президента РФ, порядок его использования установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице РФ - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах знак Президента РФ возлагается на Президента как главу гос-ва на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Гос. протокола.

На специальном экземпляре текста Конст. РФ Президент приносит присягу. Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

В соответствии с Конституцией (ст. 91) неприкосновенность Президента РФ означает, что личность главы Российского гос-ва, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном за­коном порядке. Особенностью конституционного статуса главы гос-ва Конституцией (ст. 92, 93) является осо­бый порядок прекращения его полномочий.

В Конст. РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ (шестилетний срок), в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Конституция определяет президента, как главу гос-ва, не относя его ни к 1й из ветвей власти. Основы правового статуса в целом регламентируется в главе 4 Конст РФ.

Функции президента РФ (ст. 80):Роль гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Охрана суверенитета РФ, её независимости и гос-ой целостности, Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия ОГВ, Определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ, Официальное представительство РФ внутри страны и в медждународных отношениях.

Президент избирается прямыми выборами. Пассивным избирательным правом обладают избиратели, не моложе 35 лет, постоянно проживающие в РФ не менее 10 лет. Срок полномочий с 2012 6 лет. Может быть избран на 2 срока подряд.

Способом выдвижения является самовыдвижение и партийное выдвижение (ст. 34,35 Фз о выборах Президента РФ). Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. ля поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия РФ либо избирательная комиссия субъекта РФ, на территории которого планируется проведение указанного собрания. На собрании группы избирателей вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта РФ, на территории которого проводится указанное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии РФ.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ обращается в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента РФ указанный в настоящем пункте срок не применяется. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей может быть совершено должностным лицом исполнительного органа гос-ой власти, должностным лицом органа местного самоуправления, которые уполномочены совершать нотариальные действия. + иные документы. Кандидат, выдвинутый полит. партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидата полит. партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина РФ, являющегося членом иной полит. партии. Решение о выдвижении кандидата полит. партией принимается на съезде полит. партии в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом полит. партии. Решение съезда полит. партии о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом). Решение съезда полит. партии о выдвижении кандидата заверяется подписью руководителя полит. партии и печатью полит. партии.

Уполномоченные представители полит. партии не позднее чем через 25 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ представляют в Центральную избирательную комиссию РФ решение съезда полит. партии о выдвижении кандидата. При проведении досрочных выборов Президента РФ указанный в настоящем пункте срок не применяется.

Уполномоченный представитель полит. партии одновременно с решением съезда полит. партии о выдвижении кандидата представляет в Центральную избирательную комиссию РФ ряд документов.

Полномочия президента:

Полномочия во взаимоотношениях с правительством РФ: назначение председателя правительства с согласия ГД РФ, назначение по предложению председателя правительства, его заместителей и федеральных министров, освобождение их от должности, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, отменяет постановления и распоряжения правительства в случаях их противоречия Конст РФ, федеральным законам, указам президента, принимает решение об отставке правительства РФ.

Полномочия во взаимоотношениях с Федеральным Собранием: назначение выборов в гос думу, роспуск ГД РФ (3 случая, предусмотренные конституции: отказ Правительства в доверии, двукратное в течение 3 месяцев выражение ГД РФ недоверия правительству, 3х кратное отклонение кандидатуры председателя правительства, предложенной президентом РФ), законодательная инициатива, подписание и обнародование федеральных законов, обладая правом вето, в отношении ФЗ Вето может быть отклонено 2\3 голосов в каждой палате Фед. Собрания, обращение к Фед. Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, назначение референдума.

Полномочия в сфере судебной власти:представление Совету Федерации кандидатур судей 2х высших судов, назначение судей других федеральных судов.

Формирование иных гос. органов:представление ГД РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центробанка, представление Совету Федерации кандидатуры Генерального Прокурора РФ и предложение о его освобождении, Формирование совета безопасности РФ и руководство им, формирование администрации президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей президента.

Чрезвычайные и военные полномочия Президента РФ: утверждение военной доктрины РФ, назначение и освобождение высшего командования вооруженных сил РФ, осуществление функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, введение военного и чрезвычайного положений с последующим их утверждением советом Федерации.

Внешнеполитические полномочия:Руководство внешней политикой РФ, Ведение переговоров, заключение и подписание международных договоров РФ, Подписание ратификационных грамот (это текст международного договора и фз о его ратификации), Назначение и отзыв дипломатических представителей, Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей иностранных гос-в.

В сфере федеративных отношений: использование согласительных процедур, для разрешения разногласий между фед. и регион. органами гос власти, приостановление действия правовых актов органов исполн. власти субъектов РФ в случае их противоречия Конст РФ,ФЗ, международным договорам или при нарушении ими прав человека – до решения суда, Досрочное прекращение полномочий главы исполн. власти субъекта федерации в случае грубого нарушения им фед. законодательства (указано в ФЗ). При наличии заключения суда о таком нарушении.

В сфере определения правового статуса человека и гражданина: решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища в РФ, награждение гос наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий РФ, помилование.

Перечисленные полномочия президент осуществляет путем издания указов и распоряжений. Они подзаконны, т.к. не должны противоречить Конст РФ, ФКЗ и федеральным законам.

Полномочия президента прекращаются в очередном порядке и досрочно.
Основаниями досрочного прекращения полномочий президента РФ являются: Отставка, Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия, Отрешение от должности.

Обстоятельное регулирование в Конституции получило только отрешение от должности (импичмент). Основания импичмента: гос измена или иное тяжкое преступление. Процедура импичмента включает 2 основные стадии: Выдвижение ГД РФ обвинения, Принятие Советом Федерации окончательного решения об отрешении Президента от должности.

С учетом вспомогательных стадий процедура импичмента включает большее число этапов: Проявление инициативы не менее чем 1\3 депутатов ГД РФ, Образование, работа и дача заключения об основаниях импичмента особой комиссией, образованной ГД РФ из числа её депутатов, Голосование о выдвижении обвинения в ГД РФ (Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2\3 депутатов ГД РФ), Дача заключений Конституционными и Верховным судами РФ (Конституционный суд РФ дает заключение о соблюдении ГД РФ установленного порядка выдвижения обвинения, а Верховный суд о наличии в действиях Президента признаков преступлений, выступающих основанием импичмента), Голосование в Совете Федерации по вопросу об отрешении. Реш счит принят, если в теч 3 мес после выдвиж обвин ГД РФ за него проголосвало не менее 2\3 членов совета федерации.

Президент РФ во время пребывания у власти и соответственно в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель гос-ва за свои действия несет ответственность.

Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан - физических лиц и различных объединений и организаций -юр. лиц.

Наконец, Президент РФ может оказаться в положении ответчика по обвинению "в гос-ой измене или совершении иного тяжкого преступления". Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией РФ (п. 1 ст. 93), заключается в отрешении его от должности. Следует заметить, что отрешение Президента РФ от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний, послуживших основанием отрешения от должности.

Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст. 93 Конст РФ. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный, искусственно усложненный характер.

В процедуре отрешения от должности Президента РФ участвует несколько высших гос. органов, а именно ГД РФ, Совет Федерации, ВС и Конст. Суд РФ. Срок решения вопроса об отрешении Президента РФ от должности ограничивается 3 месяцами после выдвижения обвинения против Президента РФ.

Инициатива выдвижения обвинения против Президента РФ и соответственно начала процесса отрешения его от должности может исходить только от Гос-ой Думы. Для этого требуется специальное обращение депутатов Думы в количестве не менее 150 человек, т. е. не менее одной трети депутатского состава.

При наличии такого обращения ГД обязана согласно Конст РФ, создать специальную комиссию (на основе пропорционального представительства в ней фракций) для подготовки проекта обвинительного заключения. Данное заключение Думы должно быть принято двумя третями голосов от общего числа ее депутатов


 



2016-09-17 489 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус Президента РФ (из лекции Аллебастровой) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой статус Президента РФ (из лекции Аллебастровой)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)