Новые нормативные правовые предписания
Правовые аспекты развития образования в Российской Федерации проявляются на внешнем уровне в приведении нормативной правовой базы отечественного образования в соответствие с новыми реалиями. Это предполагает разработку новых нормативных правовых предписаний, отражающих задачи развития образования, и формальное закрепление их в соответствующих документах: - Программу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., - Национальную Образовательную инициативу «Наша новая школа», - Федеральная целевая программа развития образования РФ на период 2011 — 2015 гг., - Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и др. Дополняя ряд документов стратегического и нормативно-правового уровня — - Национальную Доктрину образования, - Закон «Об образовании в РФ» — они формируют нормативную правовую основу развития системы образования РФ и ее подсистем в современных условиях социально-экономических перемен. На внутреннем, субъективном уровне правовые аспекты развития образования проявляются в форме новых либо уточненных и измененных правил, регулирующих отношения субъектов образовательной деятельности и профессиональное поведение персонала учреждений образования в ситуациях развития образовательных систем и решения в связи с этим различных задач управления, обучения и воспитания учащихся, взаимодействия с родителями, с государством, с представителями работодателей и рынка труда. Рассмотрим документы, образующие государственно-правовую основу развития образования в РФ. Прежде всего, это Программа долгосрочного социально-экономического развития РФ.Это не только концептуальная и организационно-управленческая разработка, но и документ, содержащий нормативные правовые ориентиры развития системы образования страны. Положения Программы по многим позициям дополняют совокупность содержательно-целевых, технологических и нормативных правовых характеристик качества системы образования, представленных в других документах. Программа определяет основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Она определяет приоритеты и меры реализации стратегической линии развития социально-экономической сферы в период до 2020 г. В частности, ее цельсостоит в создании инновационного механизма развития системы образования. Новым нормативным правовым ориентиром российской образовательной стратегии Программа определяет повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. При этом констатируется, что реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач: - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями; - создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики; - обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Решение поставленных задач даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России. Инновационные преобразования, в свою очередь, требуют совершенствования нормативной правовой базы ключевых линий развития образования. В частности, необходимы: - разработка и внедрение системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью правового регулирования соответствия содержания образования потребностям современной инновационной экономики; - нормативное правовое обеспечение участия общественности и представителей бизнеса в управлении образовательными организациями (учреждениями) и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы); - разработка правовой базы нормативного подушевого бюджетного финансирования образовательных организаций (учреждений), в том числе предоставляющих услуги профессионального образования, с обеспечением доступа к возможности получения бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций; - нормативное правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, включая правовую поддержку практики формирования фондов целевого капитала, обеспечивающих устойчивое финансирование образовательных организаций (учреждений) из средств благотворительных пожертвований; - развитие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также формирование комплексных учебных центров профессиональной квалификации (ресурсных центров) на базе учреждений начального и среднего профессионального образования с последующей передачей их общеобразовательных и социальных функций системе общего образования; - нормативное правовое обеспечение системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, развитие интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций; - создание нормативной правовой базы развития профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей; - нормативное правовое регулирование конкурсной поддержки учреждений общего образования, реализующих инновационные образовательные программы на основе использования новых технологий обучения; - создание нормативной правовой базы развития системы дополнительного образования школьников, расширения форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развития услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми; - обновление нормативной правовой базы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров, включая стимулирование притока в учреждения образования молодых кадров. В Национальной Образовательной инициативе «Наша новая школа» выделены наиболее значимые приоритеты инновационного развития российского общего образования. Согласно этому документу необходимо: 1. Обновить содержание образования, разработать образовательные стандарты нового поколения, способствующие раскрытию способностей детей и их подготовке к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 2. Построить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3. Разработать систему моральных и материальных стимулом для сохранения в школах лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения школ новым поколением учителей, причем не, только с педагогическим образованием. 4. Изменить облик школ как по форме, так и по содержанию на основе реализации новых норм проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых, спортзалов, превратив школы в центры не только обязательного образовании, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, где детям находиться комфортно — и психологически, и физически. 5. Реализовать в школе в полной мере приоритет здорового образа жизни, применения к каждому ученику индивидуального подхода в процессе обучения, минимизирующего риски здоровья.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |