Международные правовые акты универсального и регионального характера
Международные документы, призванные регламентировать и регулировать отношения между субъектами образовательного процесса, по своему содержанию подразделяются на: - международные правовые акты универсального и регионального характера; - международные договоры и соглашения. Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г. с принятием Устава ООН. Являясь координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека, ООН содействует: повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в экономической, социальной областях, здравоохранении и других; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии (ст. 55 Устава ООН). Ответственность за практическое выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) и Верховного комиссара ООН по правам человека. Нормы, закрепляющие общие права человека на образование, содержатся в международных актах универсального характера. Первым документом такого вида стала Всеобщая декларация нрав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. На страницах этого документа сформулированы основные стандарты в области прав человека, имеющие и моральное значение, к достижению которых должны стремиться все народы и государства. В числе прав и свобод человека и гражданина закреплено и право на образование (ст. 26). Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным .для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. По окончании Второй мировой войны международное сообщество задумалось о необходимости организации и координации нормотворчества и проведения исследований по вопросам национальной политики в области образования; укрепления инфраструктуры образования на национальном уровне (развитие подготовки преподавателей, использование местных ресурсов для совершенствования образовательного процесса); обмене информацией (разработка и распространение специализированных справочников, бюллетеней)1, что и послужило основанием создания в 1945 г. на Лондонской конференции Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО — специализированная организация ООН, в которую входит более 180 государств-участников. Основные задачи ЮНЕСКО: - содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации; - разрабатывать и принимать международные конвенции и рекомендации по вопросам образования; - осуществлять мероприятия в области политики, планирования и управления образованием государств-участников. Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме образования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г.г утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: Международным бюро просвещения, Международной ассоциацией университетов, Всемирной организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и др. Конференции ЮНЕСКО дают материалы для опубликования докладов. Самые известные среди них: «Проект по взаимному признанию культурных ценностей Востока и Запада» (1959); «Планирование образования»; «Повышение квалификации преподавателей начальной школы» (1962); «Организация школьной и профессиональной ориентации» и «Борьба с нехваткой учителей дли начальной школы» (1963); «Ликвидация неграмотности»; «Преподавание иностранных языков» (1967). Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования была принята Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на XI сессии в Париже, 14 декабря 1960 г. В ст. 1 четко определено, что под дискриминацией понимают признание любого отличия, исключения, ограничения или предпочтение, основанное на расе, цвете кожи, поле, языке, регионе, религии, политических и иных угождениях, национальном или социальном происхождении, экономическом состоянии или рождении, имеющим своей целью или следствием устранение или ущемление равенства образовательных возможностей, в частности, путем лишения любого лица или группы лиц доступа к образованию любого типа или уровня; ограничения лица или группы лиц, в результате которого они получают образование более низкого качества, либо создания для лиц или групп лиц условий, несовместимых с достоинством человека. В ст. 4 этого документа подчеркивается, что государства-участники Конвенции обязуются формулировать, разрабатывать и осуществлять национальную политику, которая методами, зависящими от обстоятельств и национальных особенностей, способствует обеспечению равенства возможностей и обращения в сфере образования. Кроме того, что начальное образование должно быть бесплатным и общеобязательным, в этой статье говорится о законодательно предписанной необходимости и обязательности посещать школу. Особо оговаривается необходимость создания специальных условий для поддержания и повышения соответствующими методами образовательного уровня лиц, которые не получили никакого начального образования или имеют незаконченное начальное образование, предоставляя им возможность продолжить свое образование, исходя из их индивидуальных способностей. Предоставление всем учителям равных возможностей для повышения их квалификации является противовесом дискриминации. В ст. 5Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования государства-участники признают право членов национальных меньшинств вести свою собственную образовательную деятельность, включая содержание школ в зависимости от образовательной политики каждого государства, на использование их собственного языка или обучение на их собственном языке. Предлагается помнить о том, что такое право не должно мешать членам этих меньшинств понимать культуру и язык общества в целом и участвовать в жизни общества. Это не должно наносить ущерб национальному суверенитету. Обеспечиваемые в образовательных учреждениях национальных меньшинств образовательные стандарты не должны быть ниже основного стандарта, установленного и утвержденного компетентными органами. Посещение таких школ должно быть факультативным. 5 октября 1966 г. в Париже на заседании специальной Межправительственной конференции о статусе учителей были приняты Рекомендации о положении учителей. В этом документе учителями признавались все лица, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах. Их положение рассматривалось, прежде всего, как общественное в силу выполняемых ими функций. Умение выполнять эти функции делает профессию учителя одной из авторитетных в мире. Профессия учителя по сравнению с другими является престижной, потому что учителя обеспечиваются лучшими условиями труда, имеют материальные льготы и вознаграждения. Межправительственная конференция призывала государства при планировании своих бюджетов учитывать рост потребностей общества в образовательной сфере. Для учителей это означало признание необходимости непрерывности их профессионального образования, самообразования, участия в научно-исследовательской деятельности. Учитывая, что на пороге XXI в. жители стран мира наблюдают, как растущий спрос на высшее профессиональное образование и стремление к его широкой диверсификации сочетается с возрастанием значения этого образования для решения комплекса социально- экономических, политических и культурных проблем человечества, ЮНЕСКО провела 9 октября 1998 г. в Париже Всемирную конференцию по высшему образованию. В преамбуле «Всемирной декларации о высшем образовании XXI века» обозначены проблемы, с которыми сталкивается высшее образование стран мира. Среди них наиболее серьезной в ним документе признается все увеличивающийся разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами, в особенными наименее развитыми странами, в отношении доступа к высшему образованию и научным исследованиям, а также в отношении ресурсов, выделяемых для этих целей. Это чревато еще большим социально-экономическим расслоением. Получить образование в своей стране, включая некоторые наиболее развитые и богатые страны, становится затруднительным. В деятельности ООН необходимо отметить еще два важных документа, содержащих юридические обязательства в области прав и свобод человека и гражданина для каждого ратифицировавшего их государства — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. СССР ратифицировал международные пакты в 1973 г. В связи с распадом СССР права и обязанности, вытекающие для него из пактов 1966 г.г перешли к Российской Федерации. Пакты о правах человека получили широкое международно-правовое признание. Их участниками являются 137 и 140 государств мира соответственно. В ст. 13 п. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правахгосударства признается право каждого человека на образование. Считается, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства, призвано способствовать укреплению уважения к правам человека и основным свободам. Государства-участники признают, что образование должно открывать возможности быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Основными условиями осуществления прав на образование в Пакте признается: - бесплатное и общеобязательное начальное образование; - открытое и доступное среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, постепенный переход к его бесплатному получению; - высшее образование должно стать одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер, и в частности постепенного обеспечения получения его бесплатно; - элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; - необходимо активное развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий, требуется постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала. Участвующие в Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими нравственными убеждениями. Нормы, обеспечивающие право на образование, содержатся и в Конвенции о правах ребенка, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. В ст. 28 этого документа отражены основные обязательства государств по обеспечению доступности различных форм образования, обеспечению мер, содействующих регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники обязуются обеспечить поддержание школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Должны создаваться условия для развития международного сотрудничества по вопросам, касающимся образования, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире, облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В связи с этим особое внимание должно быть уделено потребностям развивающихся стран. Государства-участники признают, что образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание должно осуществляться в духе уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций. Воспитание подрастающего поколения планеты должно быть построено на уважении к своим родителям, культурной самобытности каждого ребенка, языку и национальным ценностям страны, в которой он проживает, и к цивилизациям, отличным от его собственной. В результате получения образования ребенок должен получить подготовку к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конституции РФ как основном законе государства право на образование признается неотъемлемым элементом государственных гарантий в области социальной защиты населения. Так, в ст. 43 каждому гражданину РФ гарантируется право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное получение (на конкурсной основе) высшего профессионального образования. Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования. В соответствии с действующим законодательством гражданам РФ предоставляется возможность обучаться на родном языке. Определение языка обучения должно закрепляться в уставе образовательного учреждения. В ст. 72 Конституции РФ образование рассматривается как процесс, находящийся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, следовательно, отношения, возникающие в образовательной сфере, могут регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов Федерации. Федеральные законы в области образования призваны разграничивать компетенцию и ответственность федеральных и региональных органов государственной власти; регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ, определять общие нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Законы, регулирующие отношения в сфере образования субъектов РФ, базируются на положениях Федерального закона «Об образовании в РФ» при этом в них учтена этнокультурная и территориальная специфика региона, что позволяет более адекватно определить основные направления развития этой области общественных отношений как в каждом субъекте РФ, так и во всей Федерации в целом. К числу источников образовательного права относятся: федеральные законы, включая кодексы, являющиеся основными источниками отраслей права, нормы которых действуют в правовом регулировании отношений в области образования.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3116)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |