Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика психологии как науки



2016-09-17 583 Обсуждений (0)
Характеристика психологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Гонина О.О.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

Тверь 2015

УДК: 159.922.736.4(075.8)

ББК Ю941.5я73

Г-65

 

Гонина О.О.

Г-65 Психология: учебное пособие для бакалавров. Тверь: ТвГУ, 2015. - 166 с.

 

В пособии излагаются основные положения важнейших разделов психологии - общей и экспериментальной психологии: психологии когнитивных процессов, психологии личности; психологии развития.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Предназначено для студентов бакалавриата по направлению 050700 "Специальное (дефектологическое) образование", может быть полезно и другим специалистам – педагогам, психологам, преподавателям психологии, всем интересующимся вопросами психологии.

 

© Гонина О.О., 2015

© Тверской государственный университет, 2015

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Общие вопросы психологии

1.1. Характеристика психологии как науки

1.2. Понятие психики. Филогенез психики

1.3. Естественно-научные основы психологии. Нервная система

1.4. Концептуальные основы психологии. Психологические школы

1.4.1. Зарубежные концепции

1.4.2. Отечественные психологические школы

Практикум

Список рекомендуемой литературы

Глава 2. Основы экспериментальной психологии

2.1. Методологические принципы и этапы психологического исследования

2.2. Методы сбора данных в психологии

2.2.1. Эксперимент

2.2.2. Наблюдение

2.2.3. Тестирование

2.2.4. Проективные методы

2.2.5. Опрос

2.2.6. Социометрия

2.2.7. Анализ продуктов деятельности

2.3. Методы обработки данных в психологии

Практикум

Список рекомендуемой литературы

Глава 3. Психология когнитивных процессов

3.1. Ощущение и восприятие

3.2. Внимание

3.3. Память

3.4. Мышление

3.5. Воображение

3.6. Речь

Практикум

Список рекомендуемой литературы

Глава 4. Психология личности

4.1. Темперамент

4.2. Характер

4.3. Самосознание

4.4. Эмоции и чувства

4.5. Мотивы и потребности

4.6. Воля

4.7. Способности

Практикум

Список рекомендуемой литературы

Глава 5. Основы психологии онтогенетического развития

5.1. Общие закономерности психического развития

5.2. Периодизации развития

5.3. Характеристика периодов онтогенеза

5.3.1. Пренатальное развитие

5.3.2. Новорожденность

5.3.3. Младенчество

5.3.4. Ранний возраст

5.3.5. Дошкольный возраст

5.3.6. Младший школьный возраст

5.3.7. Подростковый возраст

5.3.8. Юношеский возраст

5.3.9. Молодость и зрелость

5.3.10. Старость

Практикум

Список рекомендуемой литературы

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Методические указания по написанию рефератов

Приложение 2. Темы рефератов

Приложение 3. Контрольные вопросы по психологии

Приложение 4. Темы курсовых работ по психологии

Об авторе

 

 

 

Введение

Курс психологии является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлению "Специальное (дефектологическое) образование". Будущим бакалаврам необходимо знать общие вопросы психологии, характеристику психических и познавательных про­цессов, состояний и свойств, эмоционально-волевой сферы личности, ее индивидуальные осо­бенности, основные закономерности становления деятельности на каждом этапе онтогенеза, развития познавательных психических процессов и свойств личности человека, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем в различных возрастных периодах.

Данное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психической деятельности и психического развития человека. Содержание учебника ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития: представления о движущих силах развития психики, об общих закономерностях и логике развития психики, знания об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики в подростковом возрасте.

Учебное пособие начинается с рассмотрения общих вопросов психологии: характеристики психологии как науки, понятия психики, филогенеза психики, естественно-научных и концептуальных основ психологической науки. Следующая глава посвящена закономерностям познавательной сферы человека: ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Далее следует характеристика темперамента, характера, самосознания, изложение основных характеристик различных сфер личности: эмоциональной, мотивационно-потребностной, волевой. Последняя глава учебного пособия посвящена изложению закономерностей онтогенетического развития. Описываются основные возрастные особенности когнитивного развития человека в различных возрастных периодах, направления количественных и качественных изменений психических функций, раскрывается процесс структурообразования в познавательной сфере. Характеризуются особенности личностного развития: закономерности развития сферы самосознания, мотивационно-потребностной сферы, возрастные особенности эмоциональной и волевой сфер. При этом особое внимание уделяется рассмотрению внешних и внутренних факторов развития личности, определяющих движущих сил и условий личностного развития.

После каждой главы следует раздел "Практикум", в котором приведены практические и исследовательские задания для углубленного анализа и практического осмысления изученного материала. Данные задания могут использоваться как для формирования, так и для диагностики соответствующих компетенций. Списки рекомендуемой литературы после каждой главы также поможет организовать самостоятельную работу по изучению психологии. С этой целью же в приложениях приведены контрольные вопросы по всему курсу дисциплины, темы курсовых работ, темы рефератов.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Психология» обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра специального (дефектологического) образования.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОП-2 Знать: основные понятия, категории и методы психологии; закономерности когнитивного и личностного развития ребенка на различных возрастных этапах; Уметь: излагать и аргументировать положения об основных психических новообразованиях на различных этапах онтогенеза; анализировать возрастные особенности психического развития; Владеть: навыками определения закономерностей в возрастного развития по характеристикам деятельности и психологическим особенностям; навыками анализа практических ситуаций с позиции психологии;
ПК-9 Знать: методы получения информации о закономерностях когнитивного и личностного развития человека; Уметь: выявлять информацию о трудности в психическом развитии, планировать и осуществлять психодиагностическое обследование на различных возрастных этапах; анализировать и конструировать оптимальные условия для развития психики человека, определять способы психологической поддержки при наличии трудностей в развитии. Владеть: навыками различения явлений обыденной и научной психологии, использования основного методологического арсенала современной психологии.

 

Глава 1. Общие вопросы психологии

Развиваемые компетенции:

• знать

определение психологии как науки, естественно-научные и концептуальные основы психологии;

• уметь

определять этапы филогенеза психики по их сущностным характеристикам, определять теоретическую принадлежность отдельных психологических концепций

• владеть

понятийным аппаратом психологии, способами применения полученных знаний в практической работе.

Характеристика психологии как науки

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний своей конкретностью, интуитивным характером, субъективностью, нерациональностью.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). Предметом изучения психологии является изучение психики. Как наука, психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе[1].

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку.

Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Психология изучает психические процессы, психические состояния и свойства и психическую деятельность личности.

Психические процессы - наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями деятельности. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, воображение, эмоции и чувства, воля.

Психические состояния - целостные проявления личности, характеризующиеся тем или иным уровнем ее активности. Они всегда причинно обусловлены, носят временный характер и служат фоном, на котором протекает практическая и психическая деятельность человека. Это состояния творческого вдохновения, утомления, уверенности в своих силах, сомнения, тревожности, фруструации, стресса и другие состояния.

Психические свойства - устойчивые психические особенности личности, постоянно проявляющиеся в поведении и деятельности, своеобразные и типичные для каждого человека. К ним относятся направленность личности, темперамент, характер, способности.

Кроме психических процессов, психических состояний, психических свойств личности предметом изучения психологии являются также психология деятельности личности, психология групп и коллективов, психология общения[2].

Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психо­логия постоянно изменяется: появляются новые направления по­иска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изу­чают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях» в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, и центре внимания которой — исто­рический процесс формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различ­ным основаниям.

Традиционно для классификации используются следующие основания:

1) конкретная деятельность {психология труда, медицинская педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и'{.п.);

2) развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);

3) социальность, отношения человека к обществу {социальная. психология, психология личности, психология группы. психология класса, этнопсихология и т.д.).

Важным является выделение отраслей по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология разви­тия, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д. [3]

Психологическая наука на современном этапе представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками и, прежде всего, с философией, в рамках которой шло ее становление и развитие. Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т.е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблеме. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий. Тесно связана психология с биологическими науками и, прежде всего, с физиологией высшей нервной деятельности. Знание законов работы нервной системы необходимо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают[4].

Непосредственны и разнообразны связи психологии с педагогическими науками. Работа педагога будет эффективна при условии учета закономерностей психического развития ребенка. Психология изучает психологические механизмы, лежащие в основе педагогической деятельности, закономерности воспитательно-образовательного процесса, определяет факторы его оптимизации. Огромное значение имеет учет психологических факторов при организации трудовой деятельности людей.



2016-09-17 583 Обсуждений (0)
Характеристика психологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика психологии как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)