Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концептуальные основы психологии. Психологические школы



2016-09-17 527 Обсуждений (0)
Концептуальные основы психологии. Психологические школы 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарубежные концепции

Рассмотрим ключевые идеи нескольких зарубежных теорий: психоаналитических, когнитивных, бихевиористических и гуманистических.

Основоположником психоаналитического подхода к пониманию развития психики в является австрийский психиатр 3игмунд. Фрейд (1856—1939). Психическое развитие З.Фрейд рассматривал как последовательное созревание и вза­имодействие трех компонентов личности: либидо - "Ид" (психическая энергия, лежащая в основе сексуального удовольствия), эго - "Я" (компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений) и супер-эго - "Сверх-Я" (совокупность моральных устоев общества). Главную роль в развитии играет биологи­ческий фактор (а именно либидо) и опыт раннего семейного общения. Периодизация психического развития, созданная З. Фрейдом, строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений ребенка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее, психосексуального развития: оральная стадия (0—2 года); анальная стадия (2-3 года); фаллическая стадия (4-5 лет); латентная стадия (6-12 лет); генитальная стадия (12-18 лет). Согласно теории 3. Фрейда[10], благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование пси­хически здоровой личности. Трудности же на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.

Когнитивные теории развития касаются главным образом проблем становления и развития когнитивных процессов - процесса мышления, процесса усвоения знаний и др. В основе психического развития ребёнка с позиции когнитивных теорий лежит развитие интеллекта, от которого зависит развитие восприятия, памяти, эмоций и чувств. Развитие состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, которые являются в большей степени наследственными и зависят от уровня зрелости ребенка. Наиболее известным представителем когнитивных теорий является швейцарский ученый Жан Пиаже (1896-1980). В основе концепции когнитивного развития Ж. Пиаже ле­жит созревание когнитивных компонентов в структуре психики ребенка. Основными процессами, определяющими когнитивное созревание, являются: ассимиляция - включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без измене­ния наличных схем действия; аккомодация - изменение схем действий для того, чтобы было можно их применить к новой задаче; адаптация - приспособление к новой проблемной ситуации путем объединения ассимиляции и аккомодации; уравновешивание - соответствие требований среды (задачи), и схем действий, которыми ребенок владеет. Познание окружающей действительности направлено на адаптацию (приспособление) к окружающей среде. Интеллектуальное развитие рассматривается как процесс адаптации к окружающей среде, осуществляющийся через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.

Ряд других направлений детской психологии формировались через противопоставление концепции Ж. Пиаже, через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.

С позиции бихевиористских теорий (от англ. Behavior - поведение) развитие детей полностью обусловлено социальным окружением. Основоположником бихевиоризма является аерканский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес американский ученый Беррес Скиннер (1904-1992). В зависимости от стимулов окружающей среды у детей появляются те или иные реакции и формируются определённые навыки. Это положение отвергает саму возможность построения периодизации развития, поскольку утверждается отсутствие единых закономерностей развития детей определённого возраста. Психическое развитие отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, которое может быть целенаправленным и специально формируемым, и протекающем стихийно и неуправляемо. Процесс научения, согласно бихевиористам, заключается в установлении определенной связи между стимулами окружающими среды и поведенческими реакциями, а также в укреплении этих связей. В рамках данных теорий сформулированы основные законы образования и закрепления связи между стимулом и реакцией:

· закон эффекта: связь между стимулом и реакцией укрепляется, если после правильного действия человек получает положительное подкрепление (награду, поощрение и др.), вызывающее состояние удовлетворения.

· закон упражняемости: чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей поведенческой реакции, тем прочнее будет связь между ними.

· закон готовности: скорость образования связи зависит от ее соответствия наличному состоянию человека, т.е. от его подготовленности к этому действию.

Бихевиористы отрицают суще­ствование наследственно обусловленных форм поведения, а также существование врожденных специальных способностей. Утверждается, что при наличии немногочисленных и примерно одинаковых у всех детей врожденных реак­ций и рефлексов, в процессе овладения внешней и внутренней средой можно направить развитие любого ребенка по строго определенному пути, «изготовить» человека любого склада, с любыми поведенческими характеристиками.

Однако данные представления скоро обнаружили свою ограниченность и один из крупнейших пред­ставителей необихевиоризма американский психолог Эдвард Толмен (1886-1959) ввел для объяс­нения сложных форм поведения промежуточные перемен­ные, включающие когнитивные и эмоциональные процессы, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Мартин Селигман развил представления бихевиоризма в когнитивно-бихевиоральный подход, открыв феномен «выученной беспомощности» - привычки бездействовать при минимальной угрозе появления препятствий и трудностей или опасности после нескольких неудачных попыток найти выход из ситуации[11].

Теоретические положения бихевиоризма и необихевиоризма легли в основу методик измерения поведенческих реакций, методик модификации поведения, направления групповой психотерапии, названной «тренинг умений».

Гуманистическая психология - направление в современной западной, преимущественно американской психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему открытой возможности самоактуализации, присущую только человеку. Большое влияние на формирование гуманистических теорий детского развития оказали работы А. Маслоу и Р.Олпорта. Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) считал, что человек это социальное, а не биологическое существо и потому его развитие не может осуществляться без контактов с окружающими людьми, с социумом. Он утверждал, что любой ребенок неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразной совокупности качеств, потребностей - черт. Хотя основные черты и являются врожденными, они видоизменяются, развиваются в процессе деятельности, в процессе общения с другими людьми. Социальное окружение стимулирует развитие одних качеств личности ребенка и препятствует развитию других. Под влиянием этого происходит постепенное формирование уникального набора черт, который лежит в основе «Я» ребенка. Автономность этих черт развивается со временем. В детском возрасте еще нет этой автономности, так как черты ребенка являются неустойчивыми и не сформированными.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970) рассматривает проблему о полноценном психическом развитии человека в связи со своей теорией базовых потребностей и говорит, что только предсказуемый мир формирует доверие ребенка к миру: непредсказуемость мира, его опасность, убеждает ребенка в том, что этому миру нельзя доверять. К факторам, вызывающим субъективное ощущение угрозы, Маслоу относит в числе прочих обстоятельства, которые угрожают чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Если у человека отсутству­ет базовое чувство доверия и безопасности, то он будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. Невротическое развитие личности приводит к тому, что взрослый человек ведет себя как ребе­нок, потребность в безопасности «заставляет его искать себе защитни­ка, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог полностью довериться. Психически здоровый и самоактуализи­рованный человек доверяет себе и миру[12].

Роджерс указывал, что потенциал развития есть у каждого человека. Естественный процесс развития заключается в усложнении, расширении, возрастании автономии и то же время в росте социализированности, в самоактуализации. Я-концепция становится отдельным компонентом феноменального поля и преобразуется в более сложную систему. Как только формируется Я-концепция, у ребенка проявляется потребность в позитивной оценке. Если потребность в позитивной оценке со стороны взрослых становится сильнее, чем потребность существовать в контакте со своим личным субъективным опытом, ребенок не пропустит часть переживаний в сознание и останется в состоянии неконгруэнтности. Здоровое психическое развитие Я копцепции происходит в атмосфере, в которой человек может испытать всю полноту субъективного опыта, может принять этот опыт и быть принятым родителями, даже если они не одобряют каких-то отдельных его действий.[13]

Важнейшее научное открытие гуманистических теорий заключается в том, что они открыли необходимые условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих позитивные личностные изменения человека. Это – безоценочноепозитивное принятие клиента, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное самовыражение в процессе взаимодействия с ним. Гуманистическая педагогическая практика осознанно отказывается от целенаправленных воздействий, в ходе которых возможно манипулирование людьми, затрудняющее их самоактуализацию. Нельзя развивать извне, нельзя сформировать у человека гуманистические убеждения. Лишь изнутри можно создать условия, в которых человек сам придёт к этим убеждениям, сам выберет их. Основные положения гуманистической психологии дали толчок исследованиям позитивных достижений личностного опыта, помогли описать механизмы творческого развития и саморазвития, самовоспитания детей и взрослых. В современной психолого-педагогической практике, практике психоконсультирования используются многие описанные гуманистической психологией закономерности: потребность в любви как движущая сила психического развития, безусловное принятие как основа оказания психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию партнера по общению, позитивное внимание к человеку как одно из главнейших условий психолого-педагогического взаимодействия.

 



2016-09-17 527 Обсуждений (0)
Концептуальные основы психологии. Психологические школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концептуальные основы психологии. Психологические школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)