Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Психология когнитивных процессов



2016-09-17 738 Обсуждений (0)
Глава 3. Психология когнитивных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




Развиваемые компетенции:

• знать

определения когнитивных процессов, их основные виды и свойства; специфику методов исследования познавательных процессов и способностей;

• уметь

определить свойства когнитивных процессов; самостоятельно планировать и проводить психологический эксперимент с целью исследования особенностей психических познавательных процессов и способностей человека;

• владеть

понятийным аппаратом когнитивной психологии; системным экспериментальным мышлением, позволяющим ставить научные экспериментальные проблемы и задачи и адекватно решать их.

 

Ощущение и восприятие

Ощущение определяется как психофизиологический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств явлений и предметов. Собственно процесс ощущений является психосенсорной чувствительностью. Физиологические механизмы психосенсорной чувствительности связаны с деятельностью анализаторов, состоящего из рецепторного (воспринимающего раздражитель), проводникового (передающего сигнал к головному мозгу) и центрального отделов (осуществляющего анализ и синтез сенсорной информации). Основными свойствами анализаторов являются:

· адаптация - способность приспособления уровня чувствительности к интенсивности раздражителя;

· инерция - способность анализатора определённый промежуток времени сохранять ощущение после завершения действия раздражителя;

· тренируемость - повышение чувствительности и адаптационных возможностей под воздействием сенсорной деятельности;

· синестезия - способность к взаимодействию между разными анализаторами, проявляющаяся в возникновении типичных для одного анализатора ощущений под влиянием раздражения другого анализатора;

· сенсибилизация - повышение чувствительности к некоторым раздражителям при дополнительном воздействии слабых стимулов другой модальности;

· пороги чувствительности - показатель интенсивности сенсорного процесса, обусловленный силой раздражителя и состоянием соответствующего анализатора. Нижний, абсолютный порог чувствительности определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог чувствительности - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно различать анализатор. Дифференциальный порог (разностный) определяется минимальным различием между двумя раздражителями, вызывающим едва заметное изменение ощущений.

Принято различать следующие виды чувствительности:

· экстероцептивная – возникающая при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);

· проприоцептивная – отражающая движение и положение определённых частей тела с помощью рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах;

· интерорецептивная – возникающая при отражении физиологических процессов внутри организма, с помощью рецепторов внутренних органов.

Отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств называют восприятием (перцепцией). Физиологические механизмы, лежащие в основе построения об­раза восприятия, связаны с образованием внутрианализаторных и межанализаторных связей. В процесс восприятия включаются двигательные и мыслительные компоненты. Свойствами восприятия являются:

· предметность - отнесённость информации о внешнем мире к этому миру;

· целостность - способность к построению целостного образа объектов даже при непосредственном отражении только отдельных его свойств или частей;

· структурность - способность воспринимать абстрагированную из отдельных ощущений обобщённую структуру;

· константность - способность воспринимать некоторые свойства предметов постоянными при изменении условий их восприятия

· осмысленность - определённое смысловое значение образов восприятия;

· апперцепция - зависимость восприятия от особенностей воспринимающего субъекта (специфики его деятельности, личностных особенностей, прошлого опыта).

Виды восприятия классифицируют в зависимости от вида доминирующего анализатора (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обонятельное и вку­совое и смешанные виды восприятия), от формы существования воспринимаемой материи (восприятия пространства, времени и движения), от наличия или отсутствия цели перцептивной деятельности (преднамеренное и непреднамеренное восприятие). Активное, преднамеренное и целенаправленное восприятие является наблюдением. Постоянное совершенствование перцептивной деятельности и наблюдения способствуют формированию наблюдательности как устойчивой черты личности.

Исследование ощущения и восприятия осуществляется с помощью ряда психофизических методов:

· метод вынужденного выбора основан на теории обнаружения сигнала и предполагает наличие двух или более интервалов наблюдения, в одном из которых подается раздражитель, при этом испытуемый должен указать, в каком именно интервале он появился;

· метод едва заметной разницы отличается тем, что сам испытуемый, меняя интенсивность раздражителя, сам определяет величину, едва заметно отличающуюся от величины определённого эталона;

· метод минимальных изменений заключается в последовательном поэтапном изменении величины действующего стимула до момента изменения вызываемого им ощущения;

· метод оценки, при котором процедура исследования организуется так, что показываемый испытуемым результат определяется взаимоположением спонтанного и сигнального распределений, и местом локализации критерия принятия решенияотносительно его сенсорного состояния.

· метод постоянных раздражителей заключается в выявлении относительной частоты положительного ответа испытуемого на каждый элемент из ряда изолированных стимулов.

· метод средней ошибки заключается в установлении самим испытуемым необходимой величины стимула в соответствии с инструкцией исследователя.

· метод центральной точки заключается в изменении испытуемым величины переменного стимула с целью выявления момента исчезновения ощущения или изменения в его интенсивности;

· метод ложных и истинных случаев заключается в определении величины дифференциального порога на основе числа ошибок, совершаемых испытуемым при сравнении двух незначительно отличающихся раздражений.

К методам исследования восприятия относится феноменологический метод, суть которого заключается в исследовании качественных закономерностей организации и трансформации воспринятого испытуемым содержания с его слов. Также используется самонаблюдение - самоанализ образов восприятия, их ясности, чёткости, детальности, интенсивности и т.д. В исследованиях восприятия применяется тахитоскопия - метод контроля за скоростью обнаружения и идентификации раздражителя в процессе его дозированной, ограниченной по времени экспозиции. В процессе тахитоскопии могут использоваться процедуры маскировки и метаконтраста, суть которых - в одновременной или последовательной экспозиции значимого и шумового раздражителей, в предварительном предоставлении испытуемому информации о вероятностных характеристиках раздражителя.

Хронометрический метод при исследовании восприятия заключается в измерении времени реакции как критерия эффективности перцептивной деятельности. Также используются относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции, регистрация и анализ моторных компонентов перцептивных процессов, манипулирование прямыми и обратными связями перептивной системы с помощью специальных приборов (вибраторов, зеркал, дисплеев и т.д.). С помощью генетического метода исследуются закономерности развития процессов восприятия на различных возрастных этапах. При этом широко используются вербальный отчёт, измерение ориентировочных и приспособительных реакций, тестовые пробы, нейропсихологические методы исследования и др. С помощью метода моделирования работы процессов восприятия возможно получение четкого математического описания и прогнозирования отдельных перцептивных феноменов и эмпирических взаимосвязей.

 

Внимание

Внимание - это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность со­знания на определённом реальном или идеальном объекте, способствующие повышению эффективности сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.

Для нормального функционирования внимания необходим соответствующий тонус коры головного мозга, активная мозговая деятельность, осуществляющаяся его неспецифической системой (рети­кулярной формацией, диффузной таламической системой, гипоталамическими структурами, гиппокампом и т.д.). Физиологические механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров в коре головного мозга и торможением других, т.е. с индукцией нервных процессов и образованием доминанты - очага оптимального возбуждения. С активизацией внимания связаны особые нейроны внимания, расположенные в лобных отделах головного мозга: нейроны - детекторы новизны, активизирующиеся при воздействии новых раздражителей и нейроны ожидания, активизирующиеся только при воздействии раздражителя, связанного с удовлетворением актуальной потребности человека. Пусковой механизм ретикулярной формации и нейронов внимания связан с ориентировочным рефлексом как врожденной реакцией организма на любое из­менение условий окружающей среды. Кроме центральной нервной системы избирательность внимания обеспечивают также периферические механизмы, связанные с настройкой органов чувств, "предвниманием".

По происхождению и способам осуществления выделяют три вида внимания:

· непроизвольное внимание - пассивное, оно возникает и функционирует независимо от поставленных целей деятельности и не связано с волевыми усилиями;

· произвольное внимание - активное, обеспечивается волевыми усилиями человека, связанными с сознательно поставленной целью деятельности;

· послепроизвольное внимание - связано с целенаправленностью деятельности человека, однако не сопровождается волевыми усилиями.

По критерию объектов, на которые направлено внимание, выделяют:

· сенсорное внимание - направлено на образы ощущений различной модальности и восприятий различного вида;

· интеллектуальное внимание - направлено на процесс или результат умственной деятельности человека;

· моторное внимание - направлено на представление движений и двигательную активность;

· аффективное внимание - направлено на эмоциональные состония, эмоции и чувства.

Основными свойствами внимания являются:

· концентрация - это интенсивность сосредоточения на необходимом объекте и степень отвлечения от второстепенных объектов, которые не входит в поле внимания;

· распределение - это возможность сосредоточения на двух или более действиях при одновременном их выполнении;

· объем - это количество не связанных между собой объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо, т.е. находиться в поле внимания;

· переключение - это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изме­нение направленности сознания, перевод внимания с одной деятельности на другую, обусловленный постановкой новой цели;

· устойчивость - это длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания;

· отвлекаемость - это непроизвольное изменение направленности и сосредоточенности сознания с одного объекта на другой.

Для диагностики свойств внимания используют ряд методов и методик. Среди них, в частности, методики, основанные на отборе, селекции информации, отслеживании одних объектов и игнорировании других в соответствии с инструкцией исследователя. Диагностировать особенности слухового внимания возможно с помощью метода выборочного слушания К. Черри, суть которого в одновременном бинауральном предъявлении испытуемым двух сообщений: в правое ухо и в левое ухо. Предъявляемые сообщения могут содержать определённые тексты, списки слов и фраз, звуковые сигналы и т.д., что обусловлено целью исследования. Согласно инструкции испытуемый должен прислушиваться лишь к одному из этих двух сообщений, запомнить его и повторить, выявить целевые стимулы и др. При этом анализируется значение для селекции информации физических признаков слуховых сигналов - направленность, интенсивность, высота звуков и т.д. Метод выборочного видения В. Найсера является альтернативным вариантом предыдущего метода и направлен на исследование свойств внимания к зрительным стимулам. В процессе исследования с помощью метода выборочного видения накладываются друг на друга две видеозаписи и испытуемым предлагалось отслеживать содержание только одной видеозаписи.

К методикам, требующим распределения внимания относятся также различные варианты нейропсихологических методик. Например, во время фиксирования центральной точки испытуемым одновременно зрительно предъявляют два стимула, расположенных в различных пространственных позициях. Исследователь предлагает испытуемым назвать стимулы, которые они видели. Подобная методика разработана и для изучения внимания к тактильным стимулам. Основными методическими сложностями при использовании данных методик является необходимость создания и контроля условий реального распределения внимания, исключения возможностей автоматизации действий испытуемых и быстрого их чередования (переключения внимания).

Одними из самых распространённых методик исследования свойств внимания являются методики поиска, которые предполагают отыскание испытуемым определённых объектов из их группы. К ним относятся таблицы Бурдона, таблицы Шульте, тест корректурной пробы и др.

Методики полного воспроизведения направлены на выявление объема внимания путём анализа количества одновременно предложенных элементов, которые испытуемый может отчётливо воспринять. В классических исследованиях с использованием методик полного воспроизведения установлено, что средний объем внимания обычно не превышает 5-7 элементов. Наряду с этими методиками также используют их модификации - методики частичного воспроизведения.

Метод стандартных установок дает возможность исследовать направленность внимания, которое является результатом ожидания определённого стимула. В исследованиях с подобным методов выявлено, что установка испытуемого на возникновение стимула какой-либо модальности, сформированная под влиянием инструкции экспериментатора, оказывала большое влияние на скорость, локализацию и идентификацию появившегося сигнала.

Методики регистрации движений глаз выявляют особенности направления, степени напряжённости и включённости внимания в процессе выполнения различной деятельности. Кроме того, применяют разнообразные варианты методик, использующих физиологические корреляты внимания.

 

Память

Память – это психический процесс, обеспечивающий приобретение, хранение и повторное использование человеком информации и прошлого опыта. выполняющий объединительную функцию психики. Благодаря памяти сохраняется совокупность знаний о мире, приобретаемых человеком и человечеством в целом. Физиологической основой памяти является образование временных связей в коре полушарий головного мозга на основе условно-рефлекторных принципов. В процессы запоминания вовле­чены отдельные группы нейронов и различные зоны головного мозга, основными из которых являются структуры лимбической системы.

Различают несколько видов памяти:

По наличию цели и волевых усилий выделяются:

· непроизвольная память - это нецеленаправленное запоминание и воспроизведение материала без волевых усилий;

· произвольная память - это преднамеренное целенаправленное запоминание информации, предполагающее участие волевых процессов.

По характеру доминирующей психической активности, лежащей в основе запоминания выделяются:

· двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и двигательных актов;

· эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания;

· образная память - это запоминание и воспроизведение чувственных образов объектов при участии различных видов анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и вкусового;

· словесно-логическая память - это память, предполагающая установление смысловых связей в содержании материала с помощью речи и различных логических операций.

По времени сохранения информации выделяются:

· мгновенная память - длительность сохранение материала при которой от 0,1 до 0,5 с;

· кратковременная память - обеспечивает сохранение информации в течении короткого промежутка времени: около 20 с;

· оперативная память - память, обеспечивающая сохранение информации в течении заранее заданного определенного срока, который определяется особенностями деятельности человека;

· долговременная память - память, сохраняющая информацию в течении неограниченного срока.

Структуру памяти образуют следующие мнемические процессы:

1. Запоминание - представляет собой ввод информации в память посредством запечатления (фиксации информации после однократного ее восприятия), непроизвольного запоминания (без цели запомнить) и произвольного запоминания (целенаправленного использования различных приёмов запоминания).

2. Сохранение - это динамический процесс преобразования запомненного материала. Сохранение информации в памяти может обеспечиваться на основе пространственной организации (построения «когнитивных карт» для установления связей и опорных пунктов в пространстве), ассоциативной организации (группировки объектов с общими параметрами), иерархической организации (отнесение информации к определённой категории).

3. Забывание - процесс противоположный сохранению информации в памяти, не допускающий её перегрузки.

4. Воспроизведение - это вспоминание, актуализация запомненной и сохранённой информации, которое может осуществляться в форме узнавания (воспроизведение материала с опорой на восприятие объекта), собственно воспроизведения (не требует опоры на восприятие) и припоминания (сопровождается определёнными усилиями и определяется целью - вспомнить и воспроизвести материал).

Основными свойствами памяти являются объём (количество единиц информации которые возможно запомнить за один раз), скорость запоминания (быстрота запоминания информации), точность запоминания (степень правильности воспроизведения материала), длительность запоминания (период времени от ввода материала в память до её забывания или существенного искажения), скорость воспроизведения (быстрота актуализации необходимой информации). Различия в данных свойствах наряду с доминированием определённых видов памяти определяют индивидуальные особенности этого психического процесса у людей.

Для исследования процесса запоминания применяются следующие классические методы:

· метод удержанных членов ряда Г. Эббингауза, суть которого заключается в предъявлении различных сенсорных стимулов испытуемому, которому предлагают затем устно или письменно воспроизвести то, что он запомнил;

· метод заучивания, при котором испытуемому неоднократно предъявляют ряд стимулов и предлагают заучить их ряд до безошибочного воспроизведения в любом порядке;

· метод уравнивания в заучивании Р. Вурдвортса заключается в уравнивании для всех испытуемых числа правильных воспроизведений материала, получаемых в результате заучивания;

· метод удачных ответов или парных ассоциаций Г. Мюллера и А. Пильцеккера, суть которого в последовательном предъявлении рядов из пар стимулов через определённые промежутки времени, после чего испытуемым предъявляют только один элемент каждой пары и просят их воспроизвести вторые элементы пар;

· метод антиципации, или предвосхищающего воспроизведения ряда, суть которого в предъявлении испытуемым ряд сенсорных стимулов с инструкцией запомнить весь ряд таким образом, чтобы каждый элемент вызывал у них представление о последующем элементе;

· метод обучения путем проб и ошибок, суть которого заключается в отыскании испытуемым правильного выхода из лабиринта, после чего им предлагают изобразить на листе бумаги пройденный путь и дают инструкцию пройти тот же лабиринт, но повёрнутый на 90°;

· мысленный лабиринт Персона, который представляет собой вариант метода обучения путем проб и ошибок, при котором испытуемым необходимо пройти через лабиринт мысленно, пользуясь только своей памятью.

Для исследования процессов воспроизведения используются следующие методы:

· метод удержанных членов ряда, при котором испытуемому предъявляют ряд стимулов, предлагают его воспроизвести и определяют количество правильно воспроизведенных элементов;

· метод тождественных рядов (или метод узнавания), который заключается в однократном предъявлении ряда элементов испытуемому, после чего предъявляют второй ряд с определённым количеством аналогичных элементов, включающих все или несколько элементов первого ряда, которые предлагается узнать.

При исследовании процесса сохранения используются следующие методы:

· метод удержанных членов ряда с отсроченным воспроизведением;

· метод последовательного воспроизведения, суть которого заключается в оценке изменений стимульного материала, который воспроизводится испытуемым через различные интервалы времени;

· метод узнавания материала, заученного ранее;

· метод сбережения, который предполагает установление требуемого для безошибочного воспроизведения времени или количество повторений;

· метод реконструкции ранее заученных рядов, который предлагает испытуемым расположить элементы предварительно заученного ряда в правильном порядке;

· метод заданного эталона, суть которого в предъявлении испытуемым стимула-эталона для создания следа памяти, затем - тестов-стимулов, характеризующихся различной схожестью с эталоном, среди которых требуется указать совпадающие со стимулом-эталоном.

 

Мышление и интеллект

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком окружающей действительности в ее существенных связях и отношениях.Физиологической основой мышления является рефлекторная деятельность головного мозга: временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий под воз­действием сигналов второй системы (речи) при опоре на первую сигнальную систему (ощущения, восприятия, представления).

Мыслительная деятельность осуществляется в двух основ­ных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение мыслительных задач. Для выявления объективных отношений и свя­зей между предметами и явлениями в процессе формирования поня­тий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач используются различные мыслительные операции:

· ана­лиз - это мысленное или реальное разделение объекта на составляющие его элементы.

· синтез - это объединение аналитически выделенных элементов в единое целое;

· сравнение - это установление сходства и различия между объектами;

· абстрагирование - это выделение определённой стороны объекта, которая в действительности как отдельная и самостоятель­ная не существует;

· обобщение - это соединение существенных свойств объектов и их отнесение к определённому классу предметов и явлений;

· конкретизация - это операция, обратная обобще­нию, проявляющаяся в выведении суждения о принадлежности объекта определенному классу из его общего определения - понятия.

К процессам мышления относят:

· суждение - это вы­сказывание, содержащее какую-либо мысль;

· умозаключение - это серия логически связанных между собой высказываний, из которых выводится новое знание;

· определение понятий - это совокупность суждений об определённом классе объектов, выделяющая их наиболее общие признаки;

· индукция - это способ выведения частных суждений из общих;

· дедукция - это способ выведения общих суждений из частных.

Выделяют основные виды мышления:

· наглядно-действенное мышление - это мышление в виде практической преобразовательной деятельности человека с реальными объектами;

· наглядно-образное мышление - это мышление с опорой на образы восприятия мыслящего чело­века окружающей действительности, пред­ставленных в его кратковременной и оперативной памяти;

· словесно-логическое мышление - это мышление в форме отвлеченных понятий и сужде­ний, связанное с оперированием различными понятиями и суждениями.

Данные виды мышления у человека сосуществу­ют, могут использоваться в одной и той же деятельности. Однако характер этой деятельности и основные ее цели определяют доми­нирование того или иного вида мышления. Мышление является главным компонентом интеллекта.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, разум, рассудок) - в широком смысле это особая форма умственной деятельности, объединяющая все познавательные процессы человека и обеспечивающая познание, понимание и разрешение разнообразных задач и проблем. В узком смысле понятие интеллект связывают с понятием мышления. Существуют две группы концепций относительно определения структуры интеллекта:

· первая группа концепций рассматривает структуру интеллекта как набор независимых умственных способностей с их разными названиями (например, многофакторная теория интеллекта Л. Терстоуна, структурную модель интеллекта Дж. Гилфорда, «берлинская модель структуры интеллекта» А. Якра и др.);

· вторая группа концепций основана на идее существования общего фактора интеллекта, обуславливающего в конеч­ном счёте специфику и результативность всей интеллектуальной деятельности человека (теории интеллекта Ч. Спирмена, Дж. Равена, Р. Кэттелла и др.).

Идея диагностики интеллекта получила свое наиболее полное воплощение в понятии коэффициент интеллекта, который ввёл В. Штерн в 1912 г. и определил как количественный показатель уровня интеллектуального развития. Сначала данный показатель определялся как соотношение двух показателей: умственного (интеллектуального) возраста, сформулированного А. Бине и диагностируемого посредством уровня сложности тестовых заданий, доступных для испытуемого, и хронологического возраста. Формула коэффициента интеллекта, впервые использованная в шкале Бине —Симона, представлена в следующем виде:

умственный возраст х 100

хронологический возраст

Однако многочисленные исследования интеллектуального развития людей на разных возрастных этапах, выявившие нелинейный ха­рактер возрастной динамики интеллекта, а также развитие статистических методов обработки данных психологических исследований вынудили исследователей отказаться от такого способа диагностики и ввести стандартные критерии коэффициента интеллекта на основе статистического показателя интеллекта индивида в определённой возрастной группе (первым данный способ диагностики коэффициента интеллекта использовал Д. Векслер).

В тестах, направленных на исследованиях интеллекта диагностируется как понятийное, словесно-логическое мышление, так и наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. В первом случае тестовые задания носят вербальный (речевой) характер и предлагают испытуемому выявить логические отношения и связи, аналогии, осуществить классификацию или обобщение между различными понятиями, решить математические задачи. Во втором случае требуется выполнить задания невербального (неречевого) характера: мыслительные операции с геометрическими фигурами, складывание картинок из отдельных деталей изображений, произвести определённую группировку графического материала и т.д.

В диагностической практике вербальные исследовательские методики чаще всего соотносятся с диагностикой вербального интеллекта, основным компонентом которого считается словесно-логическое мышление, а невербальные методики – с диагностикой невербального интеллекта, основой которого является наглядно-образное или наглядно-действенное мышление. Поэтому для исследования интеллекта используются вербальные и невербальные методики. Во многих современных тестах интеллекта в одной методике совмещаются и вербальные, и невербальные задания (тесты А. Бине, Р. Амтхауэра, Д. Векслера).

Большинство исследователей рекомендуют при использовании любых диагностических проце­дур интеллекта не ограничиваться только определением и ин­терпретацией коэффициента интеллектуального развития, а дополнить их анализом соотношения различ­ных компонентов интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического, пространственного и т.д. При этом важное значение имеет сопоставление результативности субтестов, диагностирующих отдельные, частные интеллектуальные способности, их соотношение, а также анализ ошибочных от­ветов на конкретные задания каждого субтеста с учётом их специ­фики. Для получения достаточно полной картины особенностей интел­лектуального развития личности необходимо дополнить количественную характеристику интеллекта качественным анализом ответов и процесса решения задач испытуемым в процессе исследования.

 

Воображение

Воображение – психический процесс создания образов в процессе перестройки имеющихся представлений. Воображение преобразует прошлое, настоящее, создаёт образы будущего за счет дополнения восприятия и представлений элементами прошлого опыта, собственными эмоциональными переживаниями человека обобщения. Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных связей, сформированных в прошлом опыте.

Основными функциями воображения являются:

· целеполагание — определение цели и будущего результата предстоящей деятельности;

· предвосхищение (антиципация) — моделирование образа будущего с помощью обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между ними;

· комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего;

· замещение действительности — образное представление воображаемой действительности при невозможности реально действовать или находиться в определенной ситуации;

· проникновение во внутренний мир другого человека — представление содержания эмоциональных переживаний других людей, что способствует установлению взаимопонимания в межличностной коммуникации.

Выделяют две группы видов воображения:

1) пассивное воображение - непроизвольное, независящее от намерений человека и неконтролируемое его сознанием, включает следующие виды:

· сновидения - это субъективные образы, возникающих в сознании спящего человека;

· бред - образы воображения, возникающие при расстройстве работы сознания в результате психи­ческих заболеваний, заболеваний, сопровождаемых высокой температурой, алкогольных отравлений;

· галлюцинации - нереалисти­ческое восприятие окружающей действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением;

· гипнотическое состояние - включают внушённые под влиянием гипноза образы.

2) активное воображение - произвольное вообра­жение, контролируемое сознанием и подчинённое творческому замыслу или цели и задачам деятельности, включает следующие виды:

· фантазия - представляемый человеком образ, не соответствующий реальности, но выражающий его желания;

· мечта - образ желаемого будущего;

· вымыслы или измышления - преднамеренное искажение действительности, создание новых связей фактов;

· антиципирующее воображение – предвосхищение будущих событий, предвидение результатов своей деятельности;

· творческое (продуктивное) воображение - создание новых образов и идей, воплощённых в конкретные оригинальные продукты деятельности;

· воссоздающее (репродуктивное) воображение - создание образов на основе какого-либо вида наглядности (описания, предъявле­ния деталей и т.п.).

Промежуточное положение между активным и пассивным воображением занимают грезы, возникающие в момент снижения активности сознания в состоя­нии релаксации или полудреме и управляемые по желанию самого человека.

Продуктом процесса воображения являются образы воображения, которые создаются различными способами:

· агглютинация – создание образов путём соединения любых качеств, свойств, элементов;

· акцентирование – выделение какой-либо части, элемента целого;

· типизация – под­черкивание родственных черт;

· индивидуализации - выделение различных черт;

· гиперболизация - преувеличение;

· минимизация - преуменьшение.

К основным характеристикам воображения относятся: яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов. Понятие воображение непосредственно связано с понятием креативности («творческости»). Творческие способности отражают возможности человека к созданию но­вого, оригинального продукта в разных сферах деятельности и тесно связаны с различными особенностями личности человека (инициативностью, находчивостью, независимо­стью, эмоциональностью и др.).

Психологические исследования воображения и творческих способностей включают разработку следующих вопросов:

· детерминанты творческих способностей, влияние наследственности на формирование креативности;

· взаимосвязь уровня воображения и других психических функций (интеллекта, интуиции и т.д.);

· проявления и критерии творческих способностей человека, половозрастные особенности креативности;

· особенности творчески одарённых личностей;

· методы диагностики уровня воображения и креативности (психометрия);

· развитие творческих способностей на различных возрастных этапах;

· взаимосвязь между креативностью и девиантностью поведения или психопатологией.

Исследование характеристик воображения и творческих способностей осуществляется с помощью следующих методов:

· анализ решения малых творческих задач, требующих переформулирования условий задачи или выхода за рамки некоторых ограничений;

· решение наводящих и многослойных задач, в которых испытуемый проявляет инициативу и попытается выявить некоторые общие закономерности;

· метод экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной сфере деятельности;

· анализ продуктов различной деятельности человека для определения степени новизны и оригинальности;

· проективные методики, которые могут давать информацию о степени выраженности творческого потенциала;

· специальные тесты креативности, основанные на решении задача, не имеющих какого-то одного правильного решения и допускающие неограниченное, как правило, число решений.

При исследовании воображения и творческих способностей возникают сложности, обусловленные тем, что их объективная оценка только по достижению (продукту) в диагностической ситуации затруднена, а процесс творчества характеризуется спонтанностью и непредсказуемостью момента возникновения. Возможности прогнозирования творческих достижений с помощью те­стов креативности ограничены, так как эти достижения требу­ют сложного сочетания различных способностей и характеристик личности.

Попытки определить креативность посредством познавательных пе­ременных предприняли Дж. Гилфорд и его сотрудники, которые выделили 16 способно­стей, характеризующих творческую личность: беглость, гибкость и оригинальность мысли, любознательность, способность к разработке гипотезы, фантастичность. В настоящее время в исследованиях творческих способностей широко используются тесты Е. Тор



2016-09-17 738 Обсуждений (0)
Глава 3. Психология когнитивных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Психология когнитивных процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (738)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)