Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы сбора данных в психологии



2016-09-17 3199 Обсуждений (0)
Методы сбора данных в психологии 5.00 из 5.00 6 оценок




Эксперимент

Эксперимент - это метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и варьирует условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития. Получаемые в результате эксперимента научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки и выявления причинно-следственных зависимостей между явлением и особенностями внешних условий. Эксперимент направлен на проверку научных и прикладных гипотез – предположений вероятностного характера, требующих доказательства. В эксперименте всегда создается некоторая экспериментальная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, контролируются и оцениваются результаты действий этих причин, выясняются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.

Все условия в эксперименте называются переменными. Основные виды переменных в эксперименте:

независимая переменная- это условие, которое изменяет экспериментатор;

зависимая переменная - фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной;

промежуточная переменная - неподдающийся строгому контролю фактор, опосредующий влияние независимых и зависимых переменных на другие;

контролируемая переменная - это условие, которые не должно меняться в ходе эксперимента.

Эксперименты бывают нескольких видов. По способу организации выделяют лабораторный (проводится в специальных условиях), естественный (проводится в реальных условиях) и полевой (проводится по схеме естественного с использованием портативной аппаратуры для точной регистрации данных при информированности испытуемых об участии в эксперименте) эксперименты.

По цели исследования выделяют поисковый (направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями), пилотажный (пробный эксперимент, который проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке) и подтверждающий (направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными) эксперименты.

По характеру влиянияна испытуемого различают констатирующий (предполагает измерение состояния объекта, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями), формирующий (предполагает применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых) и контрольный (повторное измерение состояния объекта после формирующего эксперимента) эксперименты.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную различают спровоцированный эксперимент (при котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную) и эксперимент, на который ссылаются (изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора.

Структура психологического эксперимента включает следующие компоненты:

1) испытуемый (исследуемый субъект или группа);

2) экспериментатор (исследователь);

3) способ воздействия экспериментатора на испытуемого;

4) ответ испытуемого на воздействия экспериментатора;

5) условия эксперимента (дополнительные к воздействию экспериментатора, которые могут оказывать влияние на реакции испытуемого).

Для многих экспериментальных ситуаций подойдет форма протокола, представленная в таблице 2.

 

Таблица 2. Образец протокола эксперимента

Протокол эксперимента ____________________(название методики, опыта ...)

Ф И О (полностью) Дата:

Год рожд., месяц, число Время начала:

Пол Время окончания:

Образование

Должность

Название серии (если серий проводится несколько)

Номер пробы Начальные («сырые») данные Время (сек) Стандартизированная оценка Примечание
б 23.3  
г 25.8  
б 21.1  

Под начальными, «сырыми» данными понимаются непосредственно полученные результаты, после преобразования которых с помощью таблиц перевода, шкал пересчета и т.д. они становятся стандартизированной оценкой. В графе "Примечание" могут отмечаться вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описания его поведения, внешнего вида и т.д.

Вследствие дефектов методики проведения эксперимента могут возникнуть артефакты (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это определённая характеристика объекта, возникающая в ходе его исследования, не свойственная изучаемому объекту в норме. Выделяют следующие виды артефактов:

эффект Фокса - проявляется во влиянии очень положительного впечатления от экспериментатора на поведение испытуемых;

эффект первого впечатления - проявляется во влиянии на оценку черт личности первоначально полученной информации;

эффект плацебо - проявляется в целенаправленном или неосознанном внушении экспериментатором высокой эффективности какого-либо фактора (препарата, способа действий и т.д.);

эффект Хоторна - проявляется во влиянии самого факта участия в эксперименте на поведение испытуемых;

эффект аудитории (эффект Зайонца) - проявляется во влиянии присутствия экспериментатора или других внешних наблюдателей на поведение испытуемых;

эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) - проявляется во влиянии убеждённости экспериментатора в правильности гипотезы на поведение испытуемых, сбор фактов и их интерпретацию;

эффект Барнума (или эффект Фарна) - проявляется в склонности испытуемых воспринимать некритически как точное описание своей личности общие, неопределенные, расплывчатые, банальные утверждения.

Противодействовать вышеперечисленным артефактам возможно с помощью специальных методических приемов:

1. Метод плацебо, или двойной слепой метод, заключается в том, что сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое влияние», а какая подлежит реальному влиянию.

2. Метод обмана заключается в сокрытии целей и гипотез исследования от испытуемых или в сообщении испытуемым ложной информации о целях и задачах эксперимента.

3. Метод скрытого эксперимента заключается в его организации таким образом, что участники исследования о нем не догадываются.

4. Метод независимого измерения зависимых параметров заключается в проведении эксперимента по обычному плану, но определении его результативности за его пределами на основе контроля учебной или трудовой деятельности бывших испытуемых.

5. Контроль восприятия испытуемыми ситуации заключается в использовании постэкспериментального интервью для выявления отношение испытуемого к эксперименту, понимание им инструкции и целей исследования.

 

Наблюдение

Наблюдение - это преднамеренное активное восприятие определённых явлений с целью их всестороннего изучения. Деятельность наблюдателя обычно не связана созданием специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается целенаправленностью, планомерностью и оснащённостью определёнными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Специфика наблюдения как научного метода психологического исследования заключается в невмешательстве в деятельность наблюдаемого объекта и в наличии прямого зрительного контакта наблюдателя с наблюдаемым.

Объектом внешнего наблюдения может являться отдельный человек или группа людей.Предметом наблюдения являются только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности:

– моторные компоненты практических и гностических действий;

– движения, перемещения и статические состояния людей;

– совместные действия группы людей;

– речевая деятельность человека (содержание, частота, интенсивность, эмоциональность, характеристики лексического, грамматического, фонетического строя);

– мимика и пантомимика;

– проявления некоторых физиологических реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания и др.).

По позиции наблюдателя наблюдение может быть открытым (при котором наблюдатель находится в поле зрения наблюдаемых) и скрытым (наблюдаемые не видят наблюдателя), включённым (предполагающим выполнение совместной деятельности с наблюдаемыми и невключённым (без участия в совместной деятельности с наблюдаемыми).

По условиям проведения выделяют полевое наблюдение (проводится в естественных условиях жизни наблюдаемого), лабораторное наблюдение (проводится в удобной для исследователя ситуации с искусственными условиями) и спровоцированное наблюдение в естественных условиях (проводится в естественных условиях, но ситуация задается исследователем).

По способу организации выделяют несистематическое (для получения обобщенной картины изучаемого явления в определенных условиях) и систематическое наблюдение (для выявления некоторых особенностей поведения в различных условиях или ситуациях), сплошное (при котором исследователь фиксирует все особенности поведения) и выборочное наблюдение (фиксируются только определенные поведенческие акты).

По цели исследования выделяют поисковые (с целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений) и исследующие наблюдения (с конкретной и строго определённой целью). По использованию средств наблюдения выделяют непосредственное наблюдение (без использования вспомогательных средств) и опосредованное наблюдение (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов).

По времени проведения различают лонгитюдное (проводится длительно, в течение нескольких лет), периодическое (проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени) и единичное наблюдение (направлено на изучение и описание отдельного случая).

Полное описание процедуры наблюдения представлено в методике наблюдения, которая включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу наблюдения в виде перечня признаков наблюдаемого поведения и подробного описания единиц наблюдения; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание системы требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки результатов наблюдения и представления полученных данных.

Последовательность проведения отдельных этапов наблюдения можно представить в виде алгоритма (рис. 2).

Определение цели наблюдения и выбор объекта исследований

 

Планирование ситуаций наблюдения  

Выбор способа наблюдения и установление продолжительности общего времени и числа наблюдений

Выбор способов регистрации наблюдаемого материала  

Проведение предварительного, пробного наблюдения для уточнения действий пре­дыдущих этапов и выявления организационных недочётов

Исправление программы наблюдения  

Этап проведения наблюдения  

Обработка и интерпретация полученной информа­ции. Подготов­ка отчета

Рис. 2. Алгоритм методики проведения наблюдения

Фиксация результатов наблюдения возможна с помощью следующих способов: фотографическая запись (в виде сплошного протокола); дневниковая запись (в виде тетради с определёнными графами); запись постфактум (при скрытом включенном наблюдении); запись в символах (в виде условных обозначений); стандартный протокол (с ограниченным количеством категорий) .

На результаты наблюдения могут оказывать большое влияние артефакты, рассмотренные в предыдущем параграфе, а также индивидуальные особенности наблюдателя (особенности его познавательных процессов, личностные характеристики, установки, профессиональный опыт и др.). Снизить степень влияния данных факторов на результаты наблюдения возможно с помощью проведения повторных наблюдений, использования видеозаписывающей аппаратуры, скрытого и включённого наблюдения, с помощью параллельного наблюдения несколькими исследователями, контроля другими методами сбора первичной информации.

 

Тестирование

Тестирование - это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test — испытание, проверка, проба) - стандартизированных, обыч­но кратких и ограниченных во времени ис­пытаний для выявления количественных и ка­чественных индивидуально-психологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять основным требованиям: объективность, валидность и надёжность.

Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Первичными являются данные, полученные после обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий, и выраженные в так называемых "сырых баллах".

Разработка тестовых заданий, процедура проведения и обработка результатов выполнения теста осуществляется по определенным стандартным правилам. Объективность теста достигается при выполнении следующих условий:

единообразие процедуры проведения теста;

единообразие оценки результатов выполнения теста;

определение нормативов выполнения теста.

Эти условия являются этапами стандартизации психологического теста (табл.3).

Таблица 3.Этапы стандартизации теста

Этап Содержание этапа
Создание единообразной процедуры тестирования Обеспечение единообразия условий, инструкций, стимульного материала, временных ограничений, учёт ситуативных переменных, влияния опыта испытуемого в тестировании и поведения исследователя.
Создание единообразной оценки результатов тестирования Стандартная интерпретация результатов и предварительная стандартная обработка. Сравнение выявленных показателей с возрастной нормой выполнения теста.
Определение норм выполнения теста Перевод сырых значений (первичных показателей) в стандартные (производные), математическая обработка первичных показателей.

Валидность психологического теста означает степень измерения определённого свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Выделяют несколько типов валидности:

Практическая валидность - степень значимости психологического теста для достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики).

Валидность по объему - степень представленности в психологическом тесте измеряемого психического свойства.

Оценочная валидность - степень корреляции (соответствия) между результатами, полученными испытуемыми данном психологическом тесте, и оценками этого свойства со стороны экспертов.

Внешняя валидность - степень соответствия внешней стороны тестирования заявленному содержанию теста.

Надёжность психологического теста означает степень точности измерения определённого свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Критериями надёжности являются: отсутствие существенных различий между несколькими тестированиями одних и тех же испытуемых в одних и тех же условиях (и в изменённых условиях: в частности при проведении тестирования другим исследователем, при другом состоянии испытуемого) через определённые промежутки времени; неподверженность результатов тестирования влиянию случайных посторонних факторов. Оценка надёжности теста осуществляется с помощью повторного тестирования одних и тех же испытуемых при одинаковых условиях через определённый интервал времени; с помощью повторного тестирования одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях параллельной формой теста через минимальный промежуток времени; тестированием испытуемых в течение одного сеанса с помощью двух сопоставимых частей теста (при этом индексом надёжности теста будет коэффициент корреляции между результатами данных тестирований).

Алгоритм методики проведения тестирования представлен на рис. 3.

 

Анализ цели исследования, постановка задач

 

Анализ возрастных и статусных особенностей испытуемых  

Выбор вида тестирования исходя из условий исследования  

Подбор тестовых методик в соответствии с целью исследования  

Подготовка стимульного материала для тестирования  

Установление контакта с тестируемыми, инструктаж  

Проведение тестирования  

 

Обобщение и интерпретация результатов тестирования  

Подготов­ка отчета  

 

Рис. 3. Алгоритм проведения тестирования

 

Различают несколько видов тестов, которые классифицируются по различным критериям. По характеру тестовых заданий и форме их предъявлений различают:

· индивидуальные (с одним испытуемым) и групповые (с группой испытуемых);

· устные (чаще всего индивидуальные тесты, во время которых испытуемый устно отвечает на вопросы теста) и письмен­ные (испытуемые отвечают в тестовой тетради или бланке);

· бланковые (тесты «карандаш и бумага»), предметные (материалом тестовых заданий являются реальные предметы - кубики, карточки, фигуры и т.д.), аппаратурные (с использованием специальных технических средств или обору­дования) и компьютерные (автоматизированные тесты с использованием компьютера);

· вербаль­ные (стимульным материалом которых является задания в словесной форме) и невербальные тесты (практические, тестовый материал представлен в наглядной несловесной форме).

По содержанию тесты обычно делятся на тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности и межличностные тесты.

 

Проективные методы

Проективные методы — (projective techniques) особый вид методов с использованием неоднозначного, неструктурированного и неопределенного стимульного материала, действия с которым испытуемых позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты. Подраз­умевается, что благодаря неопределенности стимулов проективных методик особенности личности «проецируются» на него, как на экран. Проективные ме­тоды предполагают в основном глобальный подход к оценке личности, а не выявление от­дельных ее черт. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сю­жетных картин, истолковать неопределённые изображения, продолжить незаконченные предложения и т. п. Проективные методы отличаются достаточно широким диапазоном разнообразных действий, решений и ответов испытуемых, характер которых определяется осо­бенностями личности тестируемых. Цель проективных методик является чаще всего завуалированной, замаскированной, что уменьшает возможность испытуемого давать ответы, позволяющие произвести желательное впечатление о себе.

Различают следующие группы проективных методик:

1. Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла. К их числу относится, например, "Стимулятивно-перцептивная проба" Э. Романо, стимульный материал в котором представляет собой таблицы с изображением простых геометрических фигур черного цвета на белом фоне. Испытуемых просят описать на листе бумаги то, что они видят и рассказать, что напомина­ют предложенные фигуры. К этой группе методик также относится тест Роршаха "Чернильные пятна" состоит из 10 стандартных та­блиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфны­ми изображениями. Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «На что это похоже?». Методика картины облаков В. Штерна, в которой предъявляют изображе­ние трех фигур, напоминающих массы облаков и просят рассказать о том, что изображено на рисунках, отметить на каж­дом рисунке контуры выделяемых фигур.

2. Методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого: например, тест мозаики М. Ловенфельда, в котором обследуемому предлагают 465 деревянных или пластиковых мелких предметов разной формы (квадраты, ромбы, треуголь­ники) и различной окраски (черные, белые, красные, синие, зеленые и желтые). Из этих деталей необходимо составить про­извольный узор-рисунок. Примером таких методик также является тест "Деревня" Р. Мукиелли, стимульный материал в котором состоит из небольших по вели­чине предметов, количество которых доходит до 300 (в зави­симости от вариантов различных авторов). Среди них: школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки (мясная, булочная), кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и животных и т. п. Испытуемому предлагается построить деревню, в которой он будет жить.

3. Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, си­туации. К той группе проективных методик относится методика объектных отношений X. Филлипсона, стимульный материал которого состоит из 12 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся как в одиночестве, так и в окружении других людей. Испытуемому предлагается составить рассказы по каждому рисунку. В эту группу входит также тест "Составь-картину-историю" Э. Шнейдмана, который состоит из 21 стандартно­го изображения «фона» (жилая комната, спальня, улица, пей­заж и т. д.) и 67 различных вырезанных из картона фигурок со­ответствующего масштаба (взрослые люди, дети, животные, легендарные персонажи, т. д.). Испытуемого просят к предложенному фону подобрать фигурки, расставить их как бы на сцене и рассказать историю о созданной им ситу­ации. и др.). Примером методик интерпретации также является инсайт-тест Е. Саржента, в котором обследуемому предлагают описания 15 ситуаций, после ознакомления с каждой из которых нужно письменно (или уст­но) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Тест аранжировки картины С. Томкинса составляют 25 стандартных планшетов, на каждом из которых три рисунка, изображающих некоторые действия (акты поведения) человека. Обследуемому предлагают расположить рисунки в той последовательности, которая представляется ему наиболее логичной, а затем расска­зать историю, сюжетно объединяющую изображения.

4. Методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории. Например, "Сказки Дюсса", в которых предлагается прослушать 10 коротких сказочных сюжетов и ответить на вопросы. Примером таких методик также является тест "Неоконченные предложения, в котором испытуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он завершил их по своему усмотрению, например: «Бу­дущее кажется мне...»; «Думаю, что настоящий друг...»; «Жен­щины...». Тест "В тридевятом царстве" Т. Фагула, в котором испытуемому предъявляется 9 рисунков сцен из мультфиль­мов, и его просят упорядочить их и составить рассказ.

5. Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях. Например, методика психодрама Д. Морено, которая осуществляется в виде импровизированного театраль­ного представления, где испытуемый играет роль само­го себя или воображаемого лица. В данную группу методик входит также тест кукол А. Вольтмана, стимульный материал которого представлен куклами и испытуемого просят раз­ыграть с куклами различные сцены взаимодействия с другими людьми.

6. Методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему. Например, тест окрашивания пальцем Р. Шоу, в котором испытуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску. После завершения рисования просят рассказать о том, что получилось. Рисуночный тест Э. Вартегга, стимульный материал которого состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, рас­положенных на черном поле. Обследуемому необходимо в име­ющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изобра­женных знаков. Тест "Нарисуй человека" К. Маховер, в котором испытуемому предлагается карандашом на чистом листе бу­маги нарисовать человека. После выполнения рисунка дается задание нарисовать человека противоположного пола, затем ответить на вопросы о нарисованных фигурах.

7. Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов другим. Например, цветовой тест М. Люшера, в котором испытуемых просят проранжировать предъявляемые карточки различных цветов в зависимости от своих цветовых предпочтений. "Мари карточный тест" Дж. Кэллога, в котором испытуемому предъявляют 39 карточек с чер­но-белыми мандалоподобными изображениями, 38 цветных карточек и две карточек с ламинированной переливающейся фольгой (золотой и сере­бряной) и просят отобрать шесть наиболее привлекающих его карточек-мандал, упорядочить их по мере привлекательно­сти, а затем, разложив на ровной поверхности цветные карты, подобрать к каждой из отобранных карточек-мандал наиболее подходящий цвет. В эту группу проективных методик входит также психогеометрический тест С. Деллингер, в котором предлагается проранжировать геометрические фигуры в зависимости от своих предпочтений.

Следует отметить, что большинство проективных методик не являются психологическими тестами в узком понимании этого термина, поскольку многие из них не имеют главных существенных признаков тестов: стандартизированности предъявления и обработки резуль­татов, их независимости от влияния эксперименталь­ной ситуации и личности исследователя, сопоставимости индивидуальных данных с нормативны­ми показателями ре­презентативной группы. Поэтому многие исследователи считают проективные методики недостаточно объективными, ссылаясь при этом на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на результаты диагностики с помощью проективных техник таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные условия и состояния испытуемого, атмосфе­ра исследования и др.

Для многих проективных методик отсутствуют нормативные данные и вопрос о возможности их стандартизации до сих пор остается дискуссионным. Так, считается, что при про­ективной диагностике практически невозможно полностью уни­фицировать и стандартизировать процедуру исследования, анализ и интерпрета­цию результатов, поскольку поведение исследователя совершенно различно с робким и чувствительным или спокойным, уверенным испытуемым. Хотя в инструкциях к проективным методикам и описываются наиболее общие стратегии поведе­ния исследователя, они не могут охватить всего многообразия конкретных случаев. Многие отмечают, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприменимы к проективным методикам. Тем не менее в связи с потребностями практики и тенденциями развития психодиагностического инструментария, работа в данном направлении продолжается.

 

Опрос

Опрос – это метод целенаправленного получения информации об определённых психологических явлениях в процессе общения исследователя с респондентом (опрашиваемым). Опрос бывает двух видов: устный опрос - интервьюирование и письменный опрос - анкетирование.

Интервьюирование – это вербально-коммуникативный метод, предполагающий непосредственные ответы респондента на вопросы исследователя. По степени формализации выделяют следующие виды интервью: свободное (интервью без строгой детализации вопросов по общей программе), стандартизированное (интервью проводится строго по составленному плану), полустандартизированное (комбинирование свободного и стандартизированного). В зависимости от цели проведения стандартизированное интервью может быть клиническим (направлено на получение подробной информации о внутренних побуждениях, мотивах респондента) или фокусированным (направлено на получение информации по конкретной проблеме, выявление отношения к каким-либо фактам). По процедуре проведения интервью делят на направленные (проводится несколько раз с одними и теми же респондентами через определенные интервалы времени) и ненаправленные (проводится однократно со случайной выборкой респондентов). По способу общения между исследователем и респондентом различают интервью непосредственные («лицом к лицу») и опосредованные ( по телефону, скайпу и т.д.). По способу регистрации ответов интервью делятся на протоколируемые (ответы респондентов записываются в процессе опроса) и непротоколируемые (с отсроченной записью).

Анкетирование – это письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты - т.е. определённой системы вопросов, составленных для достижения целей и задач исследования. Различают раздаточное анкетирование (респонденты получают анкеты непосредственно от исследователя), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и анкетирование с помощью средств массовой информации (анкеты размещаются в газетах и журналах, в интернете). Началу анкетирования предшествует краткое обращение к респонденту, где излагается информация о теме и целях анкетирования, его организаторах, о способах заполнения анкеты. При составлении анкеты вопросы следует располагать от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым (разгрузочным) в конце. Предыдущие вопросы анкеты не должны оказывать влияния на последующие. Анкета должна быть чётко графически оформлена.

Все вопросы, используемые в опросе, делятся по содержанию на вопросы о личности респондента (пол, возраст, национальность, образование, профессия, семейное положение и др.), вопросы о фактах поведения (действия, поступки), и вопросы о фактах сознания (отношения, мнения, пожелания, ожидания и др.). По форме вопросы могут быть открытые (без вариантов ответов), закрытые (с вариантами ответов) и полузакрытые (наряду с вариантами ответов респонденту предоставляется возможность сформулировать самому свой ответ). Вопросы также делят на прямые (однозначно понимаемые, непосредственные) и косвенные (со скрытым смыслом, с воображаемой ситуацией). По функции выделяют основные вопросы (направленные на выявление информации о содержании исследуемого явления) и вспомогательные вопросы (контрольные вопросы и вопросы-фильтры) . Контрольные вопросы проверяют искренность ответов респондентов. К ним относятся одинаковые по содержанию с основными вопросы с разной формулировкой, а также вопросы, на которые, будучи искренним, можно дать только один определенный ответ. Вопросы - фильтры используются в ситуациях, когда исследователю нужно получить данные не от всей совокупности респондентов, а только от ее части. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть опрашиваемых от остальных, задается вопрос-фильтр.

На успешное проведение интервьюирования и анкетирования оказывает влияние личность исследователя (его профессионализм, коммуникативные способности, внешний вид и т. п.), конкретная обстановка, время проведения, длительность, состояния респондентов, соблюдение следующих основных правил при формулировании вопросов:

· каждый вопрос должен быть логически автономным, не содержать в себе других подвопросов;

· при формулировании вопросов следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности респондентов;

· не следует использовать узкоспециализированных, малораспространенных и многозначных слов;

· вопросы должны быть краткими и лаконичными;

· возможно давать отдельные пояснения к вопросам по малознакомым для респондента темам;

· вопрос должен быть конкретным;

· вопрос не должен содержать в себе подсказок и внушающего влияния;

· вопросы не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам;

· формулировка вопроса должна предотвращать получение шаблонных стереотипных ответов;

· не следует использовать неприятных для респондента слов и выражений в вопросах.

 

Социометрия

Социометрия - это метод изучения социально-психологических отношений в малой контактной группе, существующей не менее полугода. Единицей измерения и анализа в социометрическом исследовании является выбор, выражающий индивидуальные установки испытуемого относительно взаимодействия с членами своей группы в каких-либо ситуациях. В процессе социометрического исследования ленам группы задаются вопросы в виде социометрических критериев, которые предполагают осуществление выбора.

По характеру исследовательской задачи различают коммуникативные критерии, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические критерии, выявляющие сте­пень осознания испытуемым своих взаимоотношений с чле­нами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).

В зависимости от особенностей выявляемых взаимоотношений критерии делятся на двойные, предполагающие равенство позиций выбирающего и выбирае­мых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, предполагающие отношения лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали старостой группы?»). По характеру ответов критерии могут быть предполага­ющими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выб­рали для...?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при..?»). По количеству возможных ответов критерии делятся на непа­раметрические (не ограничивают число выборов) и параметрические (с ограничением чис­ла выборов).

Процедура социометрического исследования обычно занимает 10-15 минут. Общая последовательность этапов социометрического исследования приведена на рис. 4. При проведении социометрии членов группы располагают таким образом, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Опрашиваемых информируют о том, что результаты социометрии конфиденциальны. Исследователь раздает социометрические карточки - опросные листы, пример одного из вариантов которых приведён ниже:

Ф.И.О._____________________________

С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять сложное служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять сложное служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

Кого из своих коллег Вы пригласили бы на свой день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

Кого из своих коллег Вы пригласили бы на свой день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________ 2) __________________

 

Анализ темы исследования, постановка задач

 

Формулирование социометрических критериев  



Подготовка социометрических карточек  
2016-09-17 3199 Обсуждений (0)
Методы сбора данных в психологии 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Методы сбора данных в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)