Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отечественные психологические школы



2016-09-17 1028 Обсуждений (0)
Отечественные психологические школы 0.00 из 5.00 0 оценок




По мнению Л.С.Выготского - автора культурно-исторической теории, усвоение общественного опыта не только изменяет содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процес­сов, которые принимают вид высших психических функций, отличаю­щих человека от животных. Конкретные формы общественно-исто­рической деятельности становятся решающими для научного пони­мания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему об­щественно-исторических отношений. По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития выс­ших психических функций в качестве источника развития. Отноше­ние к среде изменяется по мере взросления, а следовательно, изменяется и роль окружающей среды в развитии психики. Влияние окружающей среды следует рассматривать не абсолютно, а относительно, так как оно обусловлено переживаниями ребенка. У человека отсутствуют только врожденные формы поведения в среде. Психическое развитие происходит в процессе присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Важнейшими условиями психического развития являются морфофизиологические особенности мозга и общение, а дви­жущей силой развития психики является обучение.

Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского можно представить следующим образом:

1. В процессе культурно-исторического развития человек создал большое количество различных орудий и знаковых систем, наиболее важными из которых являются орудия труда, язык и системы счисления, и научился пользоваться ими. Люди на протяжении исторического периода существования создали два типа орудий. С помощью одних они смогли воздействовать на природу (орудия труда), с помощью других - на себя (знаковые системы).

2. Благодаря использованию орудий труда и знаковых систем, особенно письменности, у человека перестроились все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление и др.). Начался переход от непосредственных к опосредствованным психическим функциям, где средством управления ими становятся орудия и знаки. В результате этого перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.

3. Обучение представляет собой передачу ребенку опыта использования орудий и знаков для управления своим поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство повышения продуктивности памяти,; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием).

4. Психологический склад современного культурного и образованного человека является результатом взаимодействия двух взаимосвязанных процессов; биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после рождения ребенка и практически соединены в одной линии развития.

5. Каждая психическая функция в своем развитии имеет две формы: врожденную и приобретенную. Первая обусловлена биологическими факторами, а вторая характеризуется культурно-исторической обусловленностью и является опосредствованной, связанной с использованием орудий и знаков как средствами управления ею.

6. Первоначально способ использования знаков и орудий показывает ребенку взрослый в процессе общения и совместной деятельности. Первоначально орудия и знаки являются средством управления поведением других людей, дальнейшем они преобразуются в средства управления самим собой. Это осуществляется в процессе интериоризации, т. е. преобразования межличностной функции управления во внутриличностную.

С позиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского главная закономер­ность психического развития заключается в интериоризации ребенком струк­туры его внешней деятельности со взрослыми, которая опосредуется знаками. В результате первоначальная структура психических функций как «натуральных» преобразуется — опосредуется интериоризированными знаками и символами, психические функции постепенно становятся культурно обусловленными. Внешне это выражается в приобретении ими осознанности и произвольности. В процессе интериориза­ции внешняя деятельность трансформируется и «сво­рачивается», в последующем она преобразуется и разворачивается в процессе экстериоризации, когда на основе внутриличностной функции выстраивается внешний план деятельности. Л.С. Выготский[14] сформулировал закон развития высших психических функций, согласно которому каждая психическая функция в культурном развитии ребенка проявляется в двух планах: сперва - в социальном, между людьми, (интер­психически), затем - в психологическом, внутри ребенка (интрапсихически).

Л.С.Выготский указывал, что процесс психического развития заключается в перестройке системной структуры сознания, которая детерминирована преобразованием его смысло­вой структуры, т.е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен благодаря речевой деятельности, и переход от одной структуры сознания к другой происходит посредством развития значения слова, обоб­щения. Обучение не оказывает прямого воздействия на системное развитие сознания, но оказывает сущетвенное непосредственное влияние на развитие обобщения, смысловой структуры сознания. Обучение изменяет всю систему сознания путем формирования обобщений, способствуя его переходу на более высокий уровень,. Созавая свою концепцию, Л. С. Выготский прежде всего имел в виду процесс развития познавательных процессов человека — восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Но основные положения данной теории можно применить и к личностному развитию ребенка.

В центре внимания деятельностного подхода находится принцип единства деятельности и сознания, разрабатывается кате­гория деятельности, которая рассматривается как предмет исследования, как объяснительный принцип, как условие возникновения, детерминанта развития и объект при­ложения психики, как форма активности сознания, как средство регуляции поведения человека. Предметность есть неотъемлемая характеристика деятельности. Предмет деятельности и есть ее дей­ствительный мотив. Без мотива деятельности не бывает. Структура деятельности включает в себя следующие уровни: деятельность — действие — операция, которые соотносятся с пси­хологическим рядом: мотив — цель — задача. Данные уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и неизменными. В процессе самой деятельности появляются новые мотивы и цели, под влиянием которых действие может преобразоваться в деятельность или операцию, и таким образом осуществляется развитие деятельности. К представителям деятельностного подхода в отечественной психологии относят А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубиштейна, Б.Г.Ананьева, Д.Б. Эльконина и др.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) называет деятельностью только такие процессы, которые, выражают какое-либо отношение человека к окружающему миру, отвечают определенной потребности. А.Н. Леонтьев отмечает зависимость развития функций от конкретного процесса, в который они включены. В то же время разви­тие психических функций способствует более совершенному осуществ­лению определенной деятельности; любое сознательное действие формируется в образовавшемся круге отношений, в рамках той или иной деятельности, кото­рая и обусловливает психологические особенности.

Ведущей деятельностью А.Н. Леонтьев[15] называет деятельность, характеризующуюся следующими тремя признаками:

Во-первых, это деятельность, в рамках которой возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности.

Во-вторых, это деятельность, в рамках которой происходит формирование и преобразование психических процессов (восприятие, мышление, восприятие, память и т.д.).

В-третьих, это деятельность, которая в наибольшей степени обеспечивает формирование основных психологических новообразований в структуре психики ребенка.

Механизмом смены ведущей деятельности у ребенка при пе­реходе с одного возрастного этапа на другой является сдвиг мотива на цель. В основе этого механизма лежат реально действующие и осознаваемые мотивы, которые при определенных условиях становятся действенными мотивами. Именно таким образом появляются новые мотивы, а следовательно, и новые виды деятельности. При некоторых условиях результат действия ока­зывается более значимым и важным, чем мотив, который побудил это действие. При смене ведущей деятельности осознаваемые мотивы находятся не в сфере фактических отношений, в которые включен ребенок, а в сфере потенциальных отношений, в которые ребе­нок сможет включиться на следующем, более высоком уровне разви­тия. Подготовка к таким переходам осуществляется постепенно и длительно, поскольку являются более сложными, чем смена видов деятельности.

В рамках деятельностного подхода сознание и деятельность рас­сматривают в единстве. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Он отмечал, что деятельность и сознание образуют органическое целое, но не тождество. Это положение имеет важное методологическое значение, поскольку им утверждалась возможности через деятельность ребенка изучать его психологические особенности и открывались пути для объективного исследования психики и сознания детей: от деятельности, ее продук­тов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Кроме этого важного принципа С.Л. Рубинштейн сформулировал важное для детской психологии полоение о том, что ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается; он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь[16].

Борис Герасимович Ананьев (1907 – 1972) называет лишь два вида деятельности — познание и общение, которые имеющие наиболее важное значение для психического развития человека на всех возрастных этапах. Познание является основной формой деятельности человека поскольку, что познание есть всемирно-исторический процесс целенаправленного и обобщенного отражения человеком объективных законов окружающей действительности и самого сознания. Б.Г. Ананьев утверждал, что общение столь же социально, сколь и индивидуально. На основе развития различных видов познания и общения, которые постоянно взаимодействуют в процессе воспитания, возникает игра как «синтетическая» форма деятельности ребенка. Все формы игры, по Б.Г. Ананьеву, являются теми или иными инте­грациями компонентов познания и общения[17].

Деятельность понималась Д.Б. Элькониным[18] как воссоздание имеющихся форм, построение новых и преодоление ставших форм, и в первую очередь форм собственного поведения. Лишь в деятельности возможно развитие личности, и лишь деятельностный тип жизни личностей. Детское развитие понимается как изменение форм общности детей и взрослых. По сути развивается не индивид — ребенок, а детско-взрослая взаимность в процессе совместной деятельности. Наибольшее влияние на психическое развитие детей оказывает ведущая деятельность. Виды ведущих деятельностей, которые отражены в периодизации развития Д.Б. Эльконина (см. параграф 5.2): непосредственно-эмоциональное общение младенца, предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность младшего школьника, интимно-личностное общение подростка, учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Данная последовательность смены ведущих видов деятельности не означает, что при переходе ребенка на следующий возрастной этап прежние виды деятельности полностью исчезают. Это означает то, что к прежним видам деятельности добавляется новая и одновременно происходит перестройка каждого вида деятельности, меняется иерархия видов деятельности.

 

Практикум

Задание 1. Выберите наиболее правильные и полные определения психологии как науки. Аргументируйте выбор.

1. Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств, и других явлений психики.

3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах пси­хической жизни человека и животных.

4. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функ­ционированием нервных процессов мозга.

5. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые отражают содержание отдельного «Я» (т. е. сознание индивида).

Задание 2. Прокомментируйте следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с которыми нельзя и почему?

1. Чужая душа — потемки.

2. У души нет тайн, которых не выдавало бы поведение.

3. Единственный источник познания психических процессов есть са­монаблюдение.

4. О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.

5. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выра­жение и тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изме­нениях работы внутренних органов и т. д.

Задание 3.Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что — к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность.

Задание 4.Определите, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. Свое решение обоснуйте.

Семья психологов (по В. Квинн)

Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они — психологи.

Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать башими, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.

Мать: Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.

Дядя Гена: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий — сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.

Тетя Рая: О Гена, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения.

Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу.

Отец: Я согласен, печенье — это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?

Мальчик: В тимате ис шкафа выизают стья-ашные тюдовисси.

Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?

Мальчик: Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Ену пьинести мне питенья, тетю Аю - посмотьеть мои газки, маму — сказать, как Коя был маленьким, а деду — пагаваить пья сто я думаю.

Задание 5. Прочитайте приведенные ниже описания и определите, примером какого метода индивидуальной психотерапии является каждое из них — психоанализа, клиент-центрированной психотерапии, когнитивной терапии или бихевиоральной психотерапии.

1. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попытаться расслабиться и вспомнить как можно больше.

2. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед ездой на автомобиле. На прошлой неделе психотерапевт взял его с собой в автомобиль. На следующей неделе Вячеслав сам поведет машину по той же дороге. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчезнет у него навсегда.

3. На психотерапевтическом сеансе Жанна говорит больше психотерапевта, а он внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.

4. Марк уверен, его плохие оценки в школе означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психотерапевт говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились[19].

Задание 6. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием ...

2. Последовательность событий, в результате которой информация от … передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется ... .

3. Присущие данному виду сложные ... формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ... поведением.

4. У человека и животных известен феномен ... — глубокой привязанности к первому ... предмету, оказавшемуся в поле восприятия сразу же после рождения.

5. Только представители видов, обладающих способностью к ... и приобретению … , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

6. На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь…внешних воздействий.

7. Представители … стадии отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

8. Примерами …могут служить привычки домашних животных или их дрессировка.

9. Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности —… .

Задание 7.Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

6. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.

7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Задание 8. Выберите из приведенного списка и разделите на две группы функции, за которые ответственны правое и левое полушария.

Дискретное восприятие; теоретическое мышление; индукция; страх; эмоциональная память; прогнозирование; чувство «я»; подсознание (бессознательное); эмоции экспрессивного плана; целостное восприятие; переработка понятийной (словесной, знаковой) информации; волнение; мгновенный чувственный анализ информации; гнев; аналитико-рассудоч-ное восприятие; переживание счастья; чувство наслаждения; эмоционально-чувственное восприятие; восприятие смысла речи; двигательная память; восприятие музыки; печаль; восприятие шумов; интуиция; экстраверсия; восприятие высоких звуков; произвольное запоминание; ориентация в пространстве; чувство тела; наглядно-образное мышление; дедукция; образная память; экстраполяция; последовательная переработка информации; восприятие низких звуков; быстрая переработка информации; эмоции импрессивного плана; медленная переработка информации; переработка образной информации; переживание отрицательных эмоций; произвольность психических функций и процессов; непроизвольное запоминание; чувство «мы»; понимание интонационного строя речи; восприятие мимики и жестов; рациональное мышление; память на цифры, формулы, слова; память на текущие и пришлые события; практический интеллект; ориентация во времени; интроверсия.

Задание 9. Взгляды на левшей условно делятся на три группы. Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

Первую группу составляет отрицательная характеристика левшества. Так, еще в 1892 г. итальянский психиатр и криминалист Ч. Ломброзо считал, что леворукости сопутствует высокая склонность к преступлениям. Левши описываются как более тревожные, застенчивые, неуверенные, эмоционально неустойчивые, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные; среди левшей больший процент страдающих алкоголизмом, наркоманией и т. д. и т. п. Согласно второму взгляду, левши не отличаются от правшей по психическим возможностям. Третья точка зрения связана с утверждением, что левши имеют преимущества перед правшами. Доказывается, что левши «более способны» и обнаруживают более высокие способности к обучению, что они составляют 20 % всех талантливых людей в спорте, науке, архитектурной деятельности[20].

Задание 10.Ознакомьтесь с точкой зрения М. Вартофского, согласно которой каждый человек является продуктом его собственной деятельности: посредством творимых им репрезентаций он трансформирует свои собственные формы восприятия и познания, способы видения и понимания.

Приведите примеры из области детской психологии, выскажите свое согласие или несогласие с данной точкой зрения, аргументируйте свой ответ[21].

Список рекомендуемой литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. М., 2003.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций): Учебное пособие для вузов. М., 2005.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб., 2004.

4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М.: Владос, 2007. Кн.1.

5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 2004.

6. Психология для студентов вузов: учебное пособие / под общ. ред. Е.И. Рогова. М.; Ростов н/Д., 2004.

7. Психология: учебник для гуманитарных вызов / под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

 



2016-09-17 1028 Обсуждений (0)
Отечественные психологические школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отечественные психологические школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1028)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)