Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ продуктов деятельности



2016-09-17 688 Обсуждений (0)
Анализ продуктов деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ продуктов деятельности является одним из методов получения первичной информации на ранних этапах психологического исследования для предварительного знакомства с объектом. Это метод предполагает например, изучение литературы, документов и результатов деятельности человека – писем, фотографий, рисунков, стихов, дневников, почерка. В общем виде последовательность этапов исследования с использованием метода анализа продуктов деятельности представлена на рис. 5.

Анализ рисунков предполагает выделение таких признаков, как содержание изображения, расположение рисунка на листе, форма, пропорции, размер, цвет, состав линий, способ прорисовки, наличие штриховки, особенности нажима, композиционная структура, степень осмысленности. По данным признакам можно сделать выводы относительно психомоторики человека, художественных способностей, графической культуры, интеллектуального развития, самооценки и направленности личности, эмоциональных состояний, темперамента, когнитивных стилей, особенностей воображения, мотивации, состояния здоровья и др.

 

 

Анализ темы исследования, постановка задач

 

Выбор объекта анализа  

Определение критериев анализа объекта  

Выделение и фиксация анализируемых параметров  

Обобщение и интерпретация результатов  

Подготов­ка отчета  

 

Рис. 5. Алгоритм методики проведения анализа продуктов деятельности

 

В тексте, как и рисунке человека, в определённой степени проявляется его характер, взгляды, симпатии и др. Психологический анализ текста связан с пониманием, отношением, представлением переживаний субъекта. При этом следует подчеркнуть, что ни одно словесное высказывание вообще не может быть отнесено только на счёт его высказавшего человека, поскольку продукты его речевой деятельности зависят также от особенностей определённой социальной ситуации развития. У каждой личности формируется избирательность по отношению к окружающим его объектам и явлениям, в том числе и к словесному материалу, который принимается человеком, структурируется, дополняется. Постепенно формируются индивидуальные особенности речевых высказываний, которые содержат в себе психологическую информацию.

Выделяют несколько уровней анализа текстов:

· синтаксический уровень (выявляются отношения между знаками и их свойствами, взятыми безотносительно к их смыслам);

· семантический уровень (анализируются смысловые отношения в тексте: от плана к содержанию и наоборот);

· прагматический уровень (анализируются отношения между общающимися людьми: от текста через его получателя к смыслу и от говорящего через значение к составлению текста).

При психологическом анализе текстов выделяются следующие параметры: состав слов и словосочетаний, композиционное построение, стилистическая стратегия, признаки комического, пародийного, наличие типологических признаков (экстраверт, интроверт), когнитивный стиль: простота - сложность, синтетичность - аналитичность и т.д., стратегии воспроизведения и др. Сложность анализа текстов заключается в том, что показатели частоты употребления отдельных языковых элементов, полученные на текстах одного автора могут различаться, а весь метод основан на выявлении близости значений этих показателей. Только в достаточно больших текстах показатели частоты стабилизируются и становятся пригодными для сравнения текстов разных авторов.

По схеме психологического анализа текста, исходя из типологии К. Юнга, можно определить особенности психологического типа автора, выделить доминирующий тип:

• перечисления фактов, событий, предметов - мыслительный экстраверт;

• описание органического мира (деревьев, животных, людей) - мыслительный интроверт;

• описание пейзажей, природной стихии - сенсорный экстраверт;

• описание болезненного состояния организма, его органов - сенсорный интроверт;

• описание узоров, украшений, цветов - эмоциональный экстраверт;

• проявление фантазии, воображения, метафоричность, наличие художественного персонажа - эмоциональный интроверт;

• описание движения - интуитивный экстраверт;

• описание застывших форм, покоя, отсутствие движения - интуитивный интроверт.

Для преодоления субъективизма исследователя при изучении текстов документов, выявления достоверной информации и точной её регистрации был разработан специальный метод - контент-анализ, что означает буквально "анализ содержания. Контент-анализ применяют в тех случаях, когда необходима точность при сопоставлении однопорядковых данных; если число продуктов деятельности достаточно для проведения их количественной обработки и они достоверно охватывают изучаемый объект; если результаты количественной обработки анализируемого материала могут быть сопоставлены с другими данными.

При реализации процедуры контент-анализа сначала определяются ключевые категории анализа - регистрируемые элементы, которые должны быть исчерпывающими и охватывать все компоненты исследуемого содержания. Затем выделяются индикаторы выбранных смысловых единиц и варианты их выражения (смысловые единицы анализа). Например, при анализе текстов смысловыми единицами являются лингвистические единицы речи или определённые части содержания, экспрессивные элементы речевой деятельности. На заключительном тапе контент-анализа устанавливается соотношение между смысловыми единицами или их группами, определяется их частота в определённом объёме анализируемого материала. Полученную информацию обычно оформляют в таблицу частот встречаемости регистрируемых элементов в анализируемом источнике. Следует отметить, что в практической работе психолога, особенно в случаях индивидуальной психодиагностики, применение данного метода не всегда целесообразно, поскольку в ряде случаев он может оказаться не информативен. Например, если учащимся предложено сочинение, тема которого сформулирована без предварительной ориентации на выделение смысловых единиц для контент-анализа, и сочинений небольшое количество, то получение достоверных результатов с помощью данного метода оказывается невозможным.

Анализом почерка человека и проявлениями в почерке индивидуальных особенностей личности занимается графология (графо - пишу и логос - слово). Предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевного склада человека высказывались еще во времена античности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица. Эффективность графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его профессионального опыта, образования. Большинство графологов рекомендуют начинать анализ с получения общего впечатления от рукописи. Затем анализируются отдельные аспекты почерка: размер, форма соединения, наклон, правильность, связность, равномерность линий, ширина, вертикальные пропорции, нажим, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, скорость, ритм, общее расположение и разнообразные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т.д. Каждая особенность имеет определённую психологическую интерпретацию, которая проверяется при исследовании других характеристик почерка.

Использование методов анализа продуктов деятельности предъявляет высокие требования к специалисту-психологу. прежде всего необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации результатов, умение правильно подбирать комплексы методов и методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов психологического исследования.

 



2016-09-17 688 Обсуждений (0)
Анализ продуктов деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ продуктов деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)