Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Психология личности



2016-09-17 547 Обсуждений (0)
Глава 4. Психология личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Развиваемые компетенции:

• знать

характеристику основных сфер личности; специфику методов исследования личностных свойств человека;

• уметь

определить особенности темперамента, характера, самосознания личности; характеризовать эмоциональную, мотивационно-потребностную и волевую сферы личности;

• владеть

понятийным аппаратом психологии личности; системным экспериментальным мышлением, позволяющим ставить научные экспериментальные проблемы и задачи и адекватно решать их.

 

Темперамент

Темперамент рассматривают как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, которые характеризуют динамическую, эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности, обусловленные типом высшей нервной деятельности, его важно учитывать в организации учебно-воспитательного процесса и труда.

Важнейшим этапом в теоретическом осмыслении проблемы темперамента стали работы И.П. Павлова[28]. Он выдвинул гипотезу о том, что в основе индивидуальных различий лежат фундаментальные свойства нервных процессов – сила нервных процессов, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы образуют четыре резко очерченных типа высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствует определенный тип темперамента: 1) сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник); 2) сильный уравновешенный инертный тип (флегматик); 3) сильный неуравновешенный тип (холерик); 4) слабый тип (меланхолик).

Темперамент определяет особенности протекания (динамику) психических процессов:

· скорость восприятия, быстроту ума, длительность сосредоточения внимания;

· темп и ритм деятельности;

· силу эмоций, активность воли;

· стремление человека к контактам с новыми людьми или обращённость к самому себе.

По представлениям В.М. Русалова[29], в основе темперамента лежит общая конституция человеческого организма, которая рассматривается им как совокупность физических и физиологических свойств, закрепленных в наследственном аппарате индивида, т.е. генетические, биохимические, соматические, физиологические и нейрофизиологические характеристики человека. В.М. Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза, легкость переключения с одной программы поведения на другую. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: энергичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова В. М., биологически и генетически обусловлены. Он также отмечал, что психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетания, а типичные особенности протекания психических процессов поведения, которые данные свойства порождают.

Таким образом, тем­пераментом называется совокупность динамических индивидных свойств - темп (скорость), чувствительность, энергетические характеристики (выносливость, утомляемость), инерционность или пластичность, эмоциональность и др. Темперамент определяется свойствами нервного субстрата психики. Сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому темпераменту - сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту - сильный неуравновешенный тип меланхолическому темпераменту - слабый тип нервной системы. Данные типы характеризуются рядом психологических особенностей.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. Выделяют следующие основные компоненты, опре­деляющие темперамент:

Общая активность психической деятельности и поведения человека, которая проявляется в разной степени потребности активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в различной деятельности.

Двигательная, или моторная, активность, которая проявляется в быстроте, силе, резкости, интенсивности движений и речи человека, степени его внешней подвижности и говорливости.

Эмоциональная активность, которая выражается в эмоциональной возбудимости, импульсивности, эмоциональной под­вижности[30].

Темперамент определяет со­бой динамические черты психики человека, что, в свою очередь, связано с наличием определенных устойчивых соотношений индивидуальных свойств личности. На сегодняшний день в психологии выделяют 4 основных типа тем­перамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник человек с сильной, уравновешенной психикой, легко и быстро реагирующий на изменения ситуации, подвижный и в физи­ческом, и в психическом плане, спокойно реагирующий на неудачи. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, ин­терес к разнообразным событиям внешнего мира. Комбинация та­ких черт позволяет сангвинику получать максимальное по сравнению с другими типами характеров количество положительных эмоций. Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает[31].

Меланхолик человек с легко ранимой психикой, склонный глубо­ко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначитель­ные (например, для сангвиника) неудачи. Характерной чертой явля­ется то, что внешне люди меланхолического типа вяло реагируют на окружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нер­вной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию решений. Наиболее типичными реакциями на внешний мир являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне[32].

Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. Меланхолик, попадая в новые условия жизни, очень теряется. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.[33]

Флегматик тип человека, который и внешне, и внутренне невозму­тим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведения люди этого типа схожи с меланхоликами. Однако если меланхолик представляет собой слабый тип, скрывающий свои многочисленные внутренние переживания, то флегматик принципиально отличается своим устойчивым внутренним миром. Он обладает сильным типом нер­вной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выра­женных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спо­койном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик — тип людей, обладающих неуравновешенным характером и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отличаются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Холерик всегда по­гружен в свои дела, о таких людях говорят: «горит на работе и не заме­чает ничего, кроме своих целей». Люди с холерическим темпераментом обычно весьма эмоционально возбудимы, что, в частности, отличает их от флегматиков. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой человек легко впа­дает в ярость, проявляет гнев, агрессию[34].

Холерик - человек быстрый, порывистый, остальными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием, в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны[35].

Психологи считают, что в «чистом виде» каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных их типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности. На основе типа темперамента формируется характер личности, сущность которого рассмотрим далее.

 

Характер

Характером называют индивидуальное (свойственное данному челове­ку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Такое определе­ние характера делает понятным смысл выражения, что «судьба чело­века — это на 90 % его характер». Из определения характера следует наличие у каждого человека некоторых основных (доминирующих), явно выраженных, и остальных, слабо выраженных, черт[36].

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психиче­ских особенностей человека, воплощающееся в типичных для него спо­собах поведения. В проявлениях характера мы сталкиваемся с интег­рацией содержательного (личностного) и формально-динамического (индивидного). В структуре характера особенно выделяют волевые качества. В этом смысле говорят о слабохарактерном человеке или человеке с сильным характером. Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии «от­меняет» характер, преодолевает те его черты, которые неприемлемы для личности. Смысл данного утверждения состоит в том, что описа­ние зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Неоднозначность связи между личностью,

Черты характера определяются по особенностям поведения че­ловека, причем именно на этом основании проводятся различные классификации (типологии) характеров. Наиболее явная классифи­кация связана с разделением людей на слабых, «бесхарактерных», и на решительных, или, как говорят, людей «с сильным характером». Человек с сильным характером проявляет настойчивость и волю при решении своих проблем, он самостоятелен, независим, упорен. Заме­тим при этом, что такой человек совсем не всегда правильно понимает стоящие перед ним задачи. Другими словами, сильный характер не обязательно связан напрямую с развитыми интеллектуальными спо­собностями, хотя и способствует их развитию. Человек с сильным характером далеко не всегда бывает справедливым, честным, поря­дочным[37].

В психологии существует достаточно большое разнообразие классификаций характеров. Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский[38] предлагает делить основные черты характера на следующие группы:

· Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.

· Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.

· Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества — недобросовестность, безответственность, пассивность и др.

· Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.

Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.

В целом характер как проявление инструментального аспекта поведения во многом определяется теми формами общения, которые задают ребенку окружающие. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера[39].

Темперамент связан с характером. Но темперамент и характер – не одно и то же. Характер говорит нам об отношениях, переживаниях, поступках человека. Темперамент показывает, в какой форме эти отношения, переживания, поступки проявляются. Можно сказать, что темперамент – внешнее оформление черт характера, их внешний рисунок. Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

 

Самосознание

Самосознанием называют совокупность психических процессов, с помощью которых личность осознает себя в качестве субъекта деятельности. В основе самосознания - способность личности дифференцировать себя от своей деятельности. Самосознание представляет собой высший уровень развития сознания, относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений личности о самом себе, которые складываются в определенный "образ "Я". Образ "Я" является не просто психическим отражением в форме представления и понятия, а социальной установкой, отношением личности к самой себе.

Психологической сущностью самосознания являются переживания единства и специфичности своего «Я» как отдельного субъекта, характеризующегося определенными мыслями, желаниями, эмоциями и чувствами, способностью к действию и т.д. Структура самосознания включает процессы самопознания, самоидентификации и самоопределения. Внешним проявлением самосознания является система явных или неявных, осознанных или неосознанных самооценок и оценок других людей. На основе самосознания формируются основания для определения места личности в системе социальных отношений и для образования механизмов самоутверждения в окружающем мире. Самосознание связано с вынесением себя и своего сознания вовне, дополняющимся обращением и направленностью личности на себя. Самосознание предполагает осознание личностью собственных качеств, способностей, возможностей, ценностных ориентаций, интересов, идеалов, мотивов. В самосознании личность познает и оценивает себя, выделяет себя из окружающей действительности, определяет свое место в системе отношений с обществом и природой.

Образ "Я" включает в себя следующие компоненты:

· Когнитивный компонент - включает процессы самосознания, результатом которых является система знаний человека о самом себе – о своих характерологических качествах, внешних особенностях, способностях, возможностях, знаниях, умениях и навыках, социальном статусе и т.д.

· Эмоциональный компонент - представлен эмоционально-ценностным отношением личности к себе: включает различные эмоциональные переживания, эмоциональные реакции и оценочные суждения, отражающие отношение к себе, к своим качествам, поступкам и др.

· Поведенческий компонент - проявляется в конкретных действиях личности, направленных на повышение своего статуса, достижение уважения, симпатии, уважения со стороны других людей, или, наоборот, на то, чтобы остаться незамеченным, избежать критики и оценки, скрыть свои недостатки и т.д.

Самопознание включает деятельность самооценивания, в результате чего складывается определённая самооценка, которая является субъективным и очень личностным психическим образованием и свидетельствует о степени адекватности «Я – образа». Самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих особенностей, качеств, места среди других людей и является результатом обобщающей работы процессов самосознания. Главной функцией самооценки является формирование внутренних оснований для регуляции поведения и деятельности личности. Самооценка – это постоянно действующая система, которая определяет положительные и отрицательные аспекты намерений и поступков личности. Личность находится в непрерывном процессе развития, что обусловливает постоянную динамику самосознания и самооценки, в результате чего изменяются содержание, способы формирования самооценки и степень ее участия в регуляции деятельности. Самооценка как оценка субъектом самого себя, является сложным многокомпонентным психическим образованием, которая образуется в результате обобщающей работы процессов самосознания и выполняет важную регулятивную функцию.

Самооценка формируется в структуре психосоциальных отношений личности под влиянием успешности её предыдущей деятельности, её индивидуальных психологических особенностей в процессе более или менее активного участия самой личности. Целостная самооценка личности складывается на основе самооценок отдельных сторон ее внутреннего мира. Самооценка различных взаимосвязанных компонентов личности может характеризоваться различной степенью устойчивости, зрелости и объективности. Главная роль в формировании самооценки личности принадлежит рациональному компоненту, посредством которого происходит обобщение наиболее существенных для личности отдельных самооценок, их синтез и определение критериев и ценностей самооценки.

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Самооценка также характеризуется по следующим параметрам:

· уровню (величине) – высокая, средняя и низкая самооценка;

· реалистичности – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);

· особенности строения – конфликтная и бесконфликтная самооценка;

· временной отнесенности – прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка;

· устойчивости (устойчивая и неустойчивая).

В исследовании самосознания используют основные традиционные и вновь разрабатываемые группы методик. Среди них наиболее часто применяемыми являются методики в форме стандартизированных самоотчетов, описаний и самоописаний. К ним относятся разнообразные тесты-опросники, которые состоят из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения личности к самой себе в различных сферах деятельности; эмоций и чувств, мнения относительно тех или иных событий или ситуаций в жизни человека; поведенческих реакций; взаимоотношений с другими людьми. Способы ответов в различных опросниках могут быть весьма разнообразными: двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиаль­тернативный выбор, вербальное или невербальное согласие и др. В диагностических методиках для исследования самосознания могут использоваться различные самооценочные шкалы и индексы, перечисления, предлагающие испытуемому охарактеризовать себя (например, при помощи определенного набора качеств и свойств личности. Для исследования самосознания также используются метод свободного описания, при котором испытуемому предлагают ответить на вопрос «Кто я такой?», и по частоте и последовательности упоминания тех или иных качеств, при ответе делают вывод о степени их значимости для данного человека; метод сортировки, при котором испытуе­мому предлагают рассортировать карточки с определёнными суждениями, на несколько групп – от наиболее точно описывающих его личность до наименее характерных для неё; метод графической самооценки, при котором испытуемому предлагают оце­нить по определенной шкале выраженность у него различных свойств и качеств от своего лица и от лица различных людей; проективные методы (методики косвенного измерения системы самооценок, управляемой проекции и др.).

Возможно использование контент-анализа, дающего возможность анализировать самоописание и самоотношение во всём богатстве оттенков и нюансов, выраженные языком самого испытуемого, а не навязанное ему языком исследования. Кроме того психология располагает рядом экспериментальных методов изучения самосознания и самооценки личности, их количественных и количественных характеристик (например, сопоставление с помощью коэффициента ранговой корреляции представлений личности о том, какими качествами он хотел бы обладать ( Я идеальное ) и обладает по его мнению, в действительности ( Я реальное)).

 

Эмоции и чувства

Эмоциональные состояния - это особый класс психических состояний и процессов, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость действующих на человека явлений в их связи с актуальными потребностями, связанных с физиологическими процессами организма и являющихся одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности.

Как психические явления эмоциональные состояния имеют свои особенности: носят субъективный характер (выражают личное отношение человека к объективной действительности, его внутренние состояния); вызывают удовольствие или неудовольствие (то или иное событие может переживаться как приятное или неприятное); отражают особенности взаимодействия организма со средой (зависят от свойств объективных воздействий и особенностей раздражителей); очень разнообразны (одни и те же эмоциональные состояния могут переживаться одним и тем же человеком в большом разнообразии оттенков и степеней интенсивности); вызывают успокоение или возбуждение (могут активизировать или затруднять деятельность). Возникновение и проявление эмоциональных явлений – результат сложного комплексного взаимодействия коры головного мозга, подкорковых образований и вегетативной нервной системы. Важнейшие структурные образования, функциями которых во многом определяются эмоциональные явления, – это таламус, гипоталамус, лимбическая система переднего мозга и ретикулярная формация.

По критериям глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности в психологии принято выделять следующие виды эмоциональных состояний: эмоциональный тон, настроение, собственно эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Эмоциональный тон – это простейшая форма эмоций, эмоциональная окраска, своеобразный качественный от­тенок психического процесса, побуждающие человека к их со­хранению или устранению, осознается как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. Он является обобщенным и благодаря этому способствует относительно быстрому принятию решения о значении воспринимаемого нового раздражителя.

Под настроением понимают общее эмоциональное состоя­ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове­дение человека, это сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Настроение является не предметным, а личностным; не относится к какому-либо отдельному предмету в отличие от эмоционального тона. Настроение характеризуется разной степенью осознанности и разной продолжительностью, при определенных условиях может стать устойчивой чертой личности.

Собственно эмоции – психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объектив­ных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфи­ческие психические процессы и состояния, возникающие в кон­кретной обстановке и имеющие узконаправленный характер.

Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, которой может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии; это сильное и относительно кратковременное эмоциональное со­стояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выражен­ными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов и психических процессов. Основная черта аффекта – ослабление волевого контроля, узость сознания.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, воз­никающее в ответ на разнообразные экстремальные воздейст­вия. Это неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное воз­действие, связанная с крайним напряжением, мобилизующим силы для преодоления стрессовой ситуации. В разви­тии стресса выделяют три этапа. На первом этапе происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая устойчи­вость по отношению к конкретному стресс-фактору. На втором этапе постепенно идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – истощение, что может привести к зна­чительному ухудшению самочувствия, различным заболевани­ям и даже смерти.

Фрустрация – это эмоциональное состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к удовлетворению значимых потребностей. Фрустрация сопровождается рядом отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может ощущать неудовлетворенность, напряженность, может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Страсть – интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями челове­ка и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Специфика страсти заключается в том, что она представляет собой сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, опреде­ляющее направление мыслей и поступков человека. Страсть характеризуется избирательностью и предметностью, является одним из существенных побудителей к деятельности.

Высшие эмоции (чув­ства) – чувства, источником которых является удовлетворение сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности.

При диагностике эмоциональных состояний необходим системный подход, поскольку любое из них является реакцией не только психики, но и всего организма и личности в целом, с включением физиологических и психических уровней регуляции. Эмоциональные состояния и свойства личности могут исследоваться с помощью физиологических методов, предполагающих получение медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров (электроэнцефалограммы, электромиограммы, записи биотоков, альфа, бета, дельта и тета-ритмов; многочисленные показатели ре­акций кожи—ее кожно-гальваническая реакция, тем­пература, тутор, сало и потоотделение, дермографизм, побледнение и покраснение кожи лица; зафиксиро­ванные двигательные и мышечные реакции; тремор, реакция зрачков глаз, движения частей тела, пульс, сердцебиение, дыхание; анализ сос­тава крови, ее давления в артериях и мелких сосудах, насыщенность крови кислородом и др.); и с помощью собственно психологиче­ские методов, как основных (наблюдение и эксперимент), так и вспомогательных (беседы, интервью, анкеты, анализ продуктов творчества, самонаблю­дение, тесты, проективные методики).

Многие психологи признают первостепенную значимость субъективных методов в диагностике личностных эмоциональных состояний (в основе которых - самосознание и саморефлексия, обращенность к «переживанию» как единице психиче­ских состояний). Субъективные проявления являются отражением объективных личностных психических состояний в сознании или ощущениях самого субъекта.

Благодаря субъективным методам возможна качественная интерпретация состояния и его дифференциация от других состояний, оценка его интенсивности, что обусловлено большей чувствительностью субъективных оценок к изменению психического состояния. При диагностике личностных эмоциональных состояний с помощью субъективных методик необходимым является нахождение адекватных спосо­бов анализа отражения состояния объективных процессов в сознании человека, наличие четких адекватных и корректно сформулированных вер­бальных описаний симптомов и проявлений психическо­го состояния со стороны различных психологических проявлений, учет специфических особенностей дея­тельности субъекта.

Мотивы и потребности

Ведущей характеристикой мотивационно-потребностной сферы личности является ее направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад, включающаяся в себя совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и относительно независимых от конкретных ситуаций. Направленность представляет из себя систему установок, ставших свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархиче­ски форм, которые являются в то же время мотивами деятельности личности:

· влечение - это инстинктивная, бессознательная тенденция к удовлетворению потребностей;

· желание - это осознанное представление о стремлении совершить какой-либо поступок, осознанная потребность;

· стремление - это осознанное побуждение с выраженной потребностью в чём-либо, сопровождающаяся волевыми усилиями;

· интерес - это форма проявления познавательных потребностей и мотивов, действующих в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности;

· склонность - это мотивированное отношение к какой-либо деятельности, основанное на интересе и включающееся в себя волевой компонент;

· идеал - это предмет­ная цель склонности, которая конкретизируется в образе или представлении;

· мировоззрение - этосистема взглядов и представлений, убеждений и принципов, жизненных ценностей, знаний, которые формируются в течении всей жизни определяют самое общее видение, понимание мира;

· убеждение - это совокупность мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответст­вии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для характеристики направленности личности, основными являются понятия мотива и мотивации. Понятие «мотивация» является более широким и понимается как совокупность факторов, детерминирующих поведение личности (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.) и как характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего деятельность человека. Поведение человека может детерминироваться внутренними мотивационными факторами (психологические особенности личности - намерения, желания, интересы и др.) и внешними мотивационными факторами (различные внешние условия и обстоятельства). На основе этого выделяются диспозиционная (внутренняя) мотивация и ситуационная (внешняя) мотивация поведения, которые взаимосвязаны друг с другом. Поведение личности обусловлено не реакцией на внутренние или внешние стимулы, а результатом взаимодействия его диспозиций с ситуацией.

Понятие «мотив» трактуется как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. Потребность определяется как нужда человека в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития. Основными характеристиками потребностей являются: интенсивность, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание потребности. Согласно теории Абрахама Маслоу потребности человека развиваются от физиологических к духовным, и человек должен сперва удовлетворить потребности первого порядка для того, чтобы возникли потребности более высокого уровня. Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

· физиологические потребности (голод, жажда, сон и т.д.);

· потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

· потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

· потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

· потребность в самоактуализации (реализации способностей, самовыражении, осмыслении и т.д.).

Мотив может реализовываться с помощью различных действий; действие может побуждаться различными мотивами. Не все мотивы являются одинаково значимыми для побуждения деятельности личности. Среди мотивов выделяют ведущие, главные мотивы и второстепенные. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам. В структуре направленности личности выделяют цель деятельности и жизненную цель. Личность выполняет в течение жизни множество разнооб­разных деятельностей, в каждой из которых реализуется оп­ределенная цель. Но цель отдельной деятельности характеризует только какую-то одну сторону направленности лич­ности, которая проявляется в данной деятельности. Жизненная цель я



2016-09-17 547 Обсуждений (0)
Глава 4. Психология личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Психология личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)