Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Терминологический аппарат дисциплины



2016-09-16 474 Обсуждений (0)
Тема 2. Терминологический аппарат дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Информация –объективная реальность окружающего нас мира.

Знания формируются в сознании индивидуумов или группы индивидуумов (групповое или корпоративное знание) путем формирования системы знания:о том где, как, каким образом, в каком месте, в какое время необходимо найти необходимую информацию для решения поставленной проблемы, а также знания: где, как, каким образом, в каком месте, с какой эффективностью, в какое время нужно применить эту информацию.

Компетенция - от лат. competere — соответствовать, подходить, (умения применять знания).

  • Компетенция, общая — это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области;
  • Компетенция, профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;
  • Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании;
  • Компетенция (юридический термин) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);
  • Компетенция межкультурная - способность успешно общаться с представителями других культур;
  • Компетенция ключевая, организации - совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе.

Компетенция (от лат. Competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют Компетентностью (от англ. competence).

Виды компетенций

Различают следующие виды компетенций:

  • Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
  • Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
  • и мн. др.

Компетенции в оценке персонала

Компетенции используются при оценке персонала компании. В этом случае совокупность компетенций представляет собой Модель Компетенций, описывающих качества, необходимые персоналу в данной компании для того, чтобы быть успешными. Можно выделить корпоративные компетенции— необходимые всем сотрудникам компании, менеджерские компетенции— необходимые руководителям компании (всем или только определенного уровня), а также специальные (специфические) компетенции, необходимые только какой-то определенной категории сотрудников (например: менеджеры по продажам).

Профессия - комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков для выполнения определенных работ,который приобретен благодаря специальному обучению или длительной практике.

Специальность - узкий вид деятельности в пределах профессии. В пределах каждой профессии всегда существует ряд относительно обособленных функций, связанных с выполнением определенного, более узкого круга обязанностей.

Квалификация - степень профессиональной подготовки к выполнению определенной работы в пределах данной специальности. Для рабочих квалификация оценивается тарифными разрядами, которые присваиваются в соответствии с тарифно-квалификационным справочником.

Типы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Публичная карьера– связана с расширением круга людей знающих о выдающихся особенностях индивидуума или обладающего административной властью (творческая, политическая, изобретателя - ученого, писателя, поэта).

Профессиональная карьерарост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

· вертикальной карьеры — должностной рост;

· горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

· центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

Показатели объективных условий карьеры:

· высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

· длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

· показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

· показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

Должность - совокупность прав и обязанностей работника, определяющие eгo трудовые функции и границы компетентности (полномочий).

Должностное лицо – юридическое закрепление за работником должности осуществляющим постоянно или временно функции, связанные с руководством или выполнением организационно-распорядительных обязанностей. Каждое должностное лицо обладает определенной сферой ответственности, очерченной границами объекта управления, на состояние, функционирование или использование которого это ожег оказывать влияние, исходя из целей организации или подразделения и т.п., в соответствии с имеющимися критериями эффективного выполнения работы.

Любая должность имеет свое наименование, которое отражает содержание и характер работы, выполняемой лицом, ее задающим, и его роль в ней. Это наименование состоит из базового элемента и дополнительных сведений.

Права должностного лица:

· возможность распоряжаться людскими, материальными и информационными ресурсами выражается в праве подписи должностным лицом соответствующих документов; возможность способствовать или препятствовать тем или иным действиям;

· в праве согласования документов, подписываемых или утверждаемых руководством.

· возможность, предлагать собственные варианты действий и оценивать предложения других.

· В праве должностного лица участвовать в разработке документа;

· возможность должностного лица воздействовать на поведение объекта управления, реализующего отраженное в документе решение, выражается в предоставлении права контроля.

Штатное расписание - совокупность должностей работников организации отраженные в соответствующем документе, утверждаемом первым руководителем и содержащем сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единиц) по каждой должности, наименования должностей, должностные оклады, надбавки к заработной плате.

Квалификационная характеристика (документ работодателя) - совокупность требований, предъявляемых к претенденту к назначению на должность состоит из:

1. Общие требования к претенденту на должность — даются сведения о ранге и месте соответствующей должности в структуре фирмы, уровне требований к образования, квалификации лиц и накопленному опыту, которые могут ее занимать, а также другие физиологические особенности, предъявляемые работой в должности к человеку.

2. Должен знать — содержится перечень требований к знанию особенностей основной деятельности и связанных с нею нормативных документов, методических материалов, правил техники безопасности и охраны труда.

3. Должен уметь - содержится перечень требований к умениям претендента к применению знаний которые позволяют выполнять с надлежащим качеством возложенные на него служебные обязанности.

Для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием, разрабатывается должностная инструкция, в которой содержатся правила, регулирующие деятельность занимающего ее лица. Не составляется должностная инструкция только для первого руководителя, поскольку его деятельность регламентируется уставом организации или положением о ней.

Должностные инструкции, в основе которых лежат устав, положение об организации (структурном подразделении) и квалификационная характеристика, бывают двух видов:

индивидуальными, ориентированными на определенную должность, занимаемую конкретным лицом;

типовыми — для групп должностей одного уровня и часто служащими базой для индивидуальных.

Должностная инструкция состоит:

Общих положений - отражается полное наименование должности, порядок назначения, освобождения и временного замещения ее различными лицами; требования к их профессии, образованию, стажу; основные служебные взаимосвязи по горизонтали и вертикали; режим труда и отдыха; формы оплаты и дополнительного поощрения; основные документы, регулирующие работу.

Должностные обязанности - перечисляются виды и порядок выполнения предназначенных работ.

Права - определяются как самостоятельно решаемые, так и согласуемые с руководством проблемы, круг подчинённых и поручаемые им вопросы; степень участия в подготовке документов различного уровня; полномочия во внешних контактах.

Ответственность - приводятся сведения о субъектах и формах отчетности и критериях оценки результатов.

Участие в информационном обмене - содержащий указания о том: какая, от кого, когда, в какой форме поступает к данному лицу информация; каким образом и с какой периодичностью она должна изучаться и обобщаться; в какой форме, когда, кому и как предоставляться.

Все должности организации, в зависимости от их места в системеуправления на две группы: руководителей и исполнителей.

Однако «чистым» руководителем является только первое лицо, остальные же одновременно оказываются и ответственными исполнителями, имеющими в качестве рядовых исполнителей своих подчиненных — специалистов, технических, работников, рабочих, младший обслуживающий персонал.

Руководителями считаются сотрудники фирмы, которые отвечают за участок работы.

Руководители фирмы и ее подразделений, их заместители помощники и главные специалисты составляют администрацию, задача которой состоит в достижении с помощью непосредственных исполнителей поставленных целей.

В зависимости от характера должностных обязанностей руководители делятся на линейных и функциональных.

Линейные - первый руководитель фирмы и руководители подразделений, где осуществляется ее производственная деятельность. В современной фирме линейные руководители в основном сконцентрированы на решении вопросов что нужно делать, чтобы достичь поставленных целей, и решения эти носят директивный, то есть обязательный для исполнения характер.

Первый руководитель или главный администратор представляет собой доверенное лицо пайщиков, акционеров, вышестоящей организации или государства, назначаемое или освобождаемое от своей должности собранием учредителей или решением соответствующего органа власти. Он организует работу фирмы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами, и несет полную ответственность за ее результаты. В частности, он распоряжается имуществом и средствами фирмы, заключает и расторгает хозяйственные договоры, открывает счета в банках, выдает доверенности, утверждает штатное расписание и решает другие кадровые вопросы, осуществляет поощрение и наказание подчиненных.

Руководители подразделений назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и в своей работе подчиняются им, неся перед ними ответственность за своевременное и качественное выполнение их заданий и сохранность имущества подразделений.

Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью подразделения:

· устанавливают задания группам и создают необходимые условия дляих выполнения;

· осуществляют текущий контроль;

· проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии основных видов деятельности, условий труда, соблюдению производственной, технологической и трудовой дисциплины, санитарных норм;

· в пределах своей компетенции решают кадровые вопросы (часть — непосредственно, часть — выходя с предложениями к руководству организации);

· в соответствии с имеющимися полномочиями поощряют подчиненных или налагают на них дисциплинарную или материальную ответственность; в обязанности руководителей подразделений входит также рациональное использование средств, предназначенных для оплаты труда.

Руководители низового уровня, возглавляют различного рода группы, назначаются на должность и освобождаются от нее главным администратором фирмы по представлению руководителя соответствующего подразделения и непосредственно подчиняются последнему.

В их обязанности входит:

· организация труда исполнителей на вверенном им участке, обеспечение выполнения качественно и в срок производственных заданий, доводимых до подчиненных; контроль за соблюдением графика работы, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности, следованием подчиненными правилам внутреннего распорядка.

· работа по развитию рационализаторства, изобретательства и инициативы рядовых работников, внедрению передовых приемов труда и его организации, например, совмещению профессий, расширению зон обслуживания; при необходимости осуществление инструктирования.


Тема 3. Этапы планирования карьеры

Функция планирования, сформулированная Анри Файолем определяет процедуру, по которой можно разработать план движения вперед. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Кто "Я" такой и где нахожусь в настоящее время? Вы должны оценить своисильные и слабые стороны. Все это осуществляется с целью определить, чего вы может реально добиться в жизни.

2. Куда "Я" хочу двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среды, такие, как конкуренция, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения. Вы определяет, какими должны быть ваши цели и что может помещать вам достичь этих целей.

3. Как "Я" собираюсь сделать это? Вы должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что вы должны делать, чтобы достичь выполнения поставленных целей.



2016-09-16 474 Обсуждений (0)
Тема 2. Терминологический аппарат дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Терминологический аппарат дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)