Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альтернативные пути развития карьеры



2016-09-16 870 Обсуждений (0)
Альтернативные пути развития карьеры 0.00 из 5.00 0 оценок




Если в прошлом путь карьеры обычно обозначал движение вверх по управленческим должностям, то сейчас существуют дополнительные варианты, предоставляющие возможности тем людям, которые не заинтересованы в традиционном пути. Можно выделить несколько групп сотрудников, успешно развивающих свою карьеру разными путями:

· линейные менеджеры, продвигающиеся вверх традиционным путем через управленческие должности. Здесь особую роль может сыграть способность стратегического видения проблем организации;

· менеджеры проектов, вносящих важный вклад в успех организации. Чем более развита в компании проектная форма организации работ, тем большее значение имеют люди, способные эффективно руководить проектными командами;

· источники ресурсов, сотрудники, добывающие финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для работы организации. Чем больше разнообразных ресурсов требуется для ведения бизнеса, тем большее значение имеют люди, способные наладить эффективное взаимодействие с поставщиками этих ресурсов;

· золотой фонд талантов, группа сотрудников, которые реально выполняют критически важную работу в организации (эксперты, обладающие знанием, навыками и способностью претворять в жизнь стратегические установки, путем конкретной ежедневной работы).

«Карьеростроительство». Не существует универсальных, пригодных на все случаи жизни рецептов создания успешных карьер. Но есть ряд принципов «карьеростроительства», которые полезно стремиться соблюдать при любых обстоятельствах:

· будьте уникальны, развивайте ваши конкурентные преимущества, знания и компетенции;

· признавайте, что именно вы в первую очередь ответственны за развитие своей карьеры;

· знайте, куда вы движетесь;

· налаживайте связи, которые могут помочь вашей карьере;

· знайте, что нужно для достижения ваших целей;

· признавайте важность политических аспектов;

· найдите хорошего наставника, чтобы он был вашим советником по развитию карьеры;

· сохраняйте позитивный настрой.

Что же делать, если постоянно не везет? Психологи предлагают помочь самим себе, проведя так называемый сценарный анализ. Сценарный анализ — попытка понять, куда ведут рельсы, по которым едет ваш паровоз, — один из способов, помогающих человеку посмотреть на себя со стороны и решить — нужно что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом. Человеку, решившему измениться, имеет смысл предпринять следующие шаги:

· осознать свой сценарий («запрограммированность» на ситуацию);

· расстаться с однозначными установками. Осознать, что вариантов существует множество, — это уже нащупать путь к свободе. Так, для западного работника было важно понять — продвижение по службе не обязательно связано с МВА. Для россиянина осознать — отечественный бизнес развивается, значит, возможности для профессионала расширяются;

· увидеть различные пути изменения своей «сценарной программы» — возможность движения вашего «паровоза» по различным путям;

· разобраться со своими «провокаторами». Это могут быть слова или поступки, определяющие обычный ваш путь. Можно попытаться сделать что-то принципиально новое в привычной ситуации;

· составить личный свод ограничений и никогда не участвовать в определенных ситуациях, которые могут обернуться повторением негативной программы.

Однако не стоит воспринимать сценарий как нечто негативное, ведь без сценариев наша жизнь стала бы сплошной импровизацией. Некоторым уютно даже в своих негативных сценариях. Бессознательное следование сценарию помогает экономить время и силы.

Целеустремленность и расширение кругозора. В процессе карьеростроительства рано или поздно встает вопрос, что делать с «непрофильными активами». Следуя финансовой аналогии, профильными активами будут являться те навыки и ценности, которые непосредственно связаны с основной деятельностью. Считается, что успешный менеджер должен уметь выделить свои профильные активы и концентрироваться именно на их развитии. А как быть с непрофильными навыками и увлечениями? Следует ли от них избавляться?

На первый взгляд — да: большего успеха в жизни добивается тот, кто сосредоточивается на определенной линии развития, сфокусированность на одном деле лучше отражается на его профессиональных достижениях, да и кадровики с недоверием относятся к людям, мечущимся по разным сферам. В то же время непрофильные активы могут сильно подпитывать человека, расширять его кругозор и сформировать то единственное, что сделает его уникальным профессионалом, цена которого возрастает многократно.

Разумная диверсификация помогает минимизировать риски и в периоды кризисов, когда именно непрофильные активы могут стать основой нового бизнеса. В современном бизнесе, когда все ноу-хау живут недолго, чем больше диверсифицированы взгляды на бизнес и управление им, тем больше шансов выиграть в конкурентной гонке. Этот тезис справедлив и для развития личностных навыков. Ориентируясь только на узкопрагматичные цели, человек увеличивает риск попадания в определенную ловушку. Развитие профессиональных навыков в определенный момент может стать бесплодным: человек достигает «пределов компетентности» в своей области, перешагнуть которые ему может помочь только капитальный «ремонт» своих знаний и навыков, сопровождающийся обновлением «фундамента» своих трудовых достижений.

Карьеростроительство — процесс сложный, многопрофильный и неоднозначный. Есть множество разных стратегий.

На любой стадии карьеры необходимыми качествами являются упорство и вера в то, что ты делаешь. Не верьте тем, кто вас хоронит. Пусть все вокруг считают — для вас все уже закончилось. Только вы знаете — все еще только начинается. В жизни множества людей самые разнообразные неудачи оказывались предтечами самых больших достижений. Любое событие нашей жизни может укреплять или ослаблять нас. Но как оно, в конечном счете, повлияет на нас — выбор всегда за нами.

Любая неудача может сделать человека мудрее и сильнее если Вы её научитесь воспринимать как данный богом урок. Как известно, Эдисон проделал свыше тысячи неудачных опытов, пока наконец не родилась электрическая лампочка. Но каждый из тысячи опытов давал ему новые знания об электричестве. Вскоре решение стало настолько очевидным, что он просто не мог не найти его. Видение будущего, основанное на решимости не отступать, сделало Эдисона великим. Непреклонная решимость невозможна без оптимизма, без веры в конечный успех.

Главное — поверить: невозможное возможно — и начать формулировать ясный стратегический план, подкрепив его четкими тактическими разработками. Затем отрезок умно упертого труда и — результат... Он снова не такой, как вам хотелось? Хорошенько подумайте, почему, а затем начните снова. Может быть, чуть-чуть по-другому. Ведь вы же стали мудрее, и у новой попытки больше шансов на успех. Сколько раз надо начинать сначала? А столько, сколько нужно, чтобы достичь того результата, который вас устраивает. Чем более ожесточенную горечь поражений вы познали, тем полнее будет ощущение счастья, когда на смену им придут победы, которым вы уже знаете настоящую цену. Препятствия, неудачи и проблемы могут смирять, закалять или ожесточать нас. Смирившийся с неудачами становится неудачником. «Закалившийся» после каждой неудачи становится еще более подготовленным и целеустремленным. Кем быть — выбор каждый делает сам.

 

6.2. Образовательный аспект планирования карьеры

Образование является весьма актуальным вопросом планирования карьеры. Любой Соискатель на рынке труда в той или иной степени сталкивается с этой проблемой. Ее конкретное наполнение и пути решения, выбор формы обучения и образовательного учреждения зависит от тех целей и задач, которые человек ставит перед собой. Поэтому первый вопрос, требующий четкого решения звучит так: “В чем Вы нуждаетесь?”. Это может быть продолжение образования, получение принципиально новых для Вас знаний, с целью дальнейшей переориентации карьеры, либо просто приобретение определенных практических навыков. Спектр услуг, предлагаемых образовательными учреждениями сегодня очень широк. Многообразие коммерческих, некоммерческих, государственных образовательных центров ставят потенциальных слушателей в сложную ситуацию выбора, критерии которого представляются ими весьма приблизительно. Кроме того, нередки случаи, когда послушав курс, выпускники констатируют факт выхода из стен учебных заведений с “пустыми руками”. И опять извечные российские вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?”. В данной статье мы попытаемся осветить конструктивный подход к вопросу образования.

Прежде всего, рекомендуем рассматривать образовательный аспект планирования карьеры с точки зрения потенциального Работодателя. Наличие у Соискателя высшего образования позволяет судить о базовых знаниях, сформированном мировоззрении. Второе высшее образование говорит о целеустремленности, профессиональной последовательности, глубине теоретических знаний. Диплом об окончании курсов свидетельствует о стремлении продолжить образование, оперативно реагировать на изменение ситуации, о закономерности Вашего прихода в определенную область деятельности.

Учебные заведения целесообразно рассматривать с двух точек зрения: коммерческой и содержательной. Находясь в условиях рынка, каждое учебное заведение имеет продукт (образование), который необходимо продать. В качестве коммерческих оттенков целесообразно рассматривать: наличие лицензии, опыта в этом бизнесе, гарантию трудоустройства выпускника (как долго выпускник ВУЗа без работы и какая зарплата при трудоустройстве). И дело не в том будете Вы трудоустроены в дальнейшем или нет, а в том, что само по себе трудоустройство - не цель образования. Однако, если Вы рассматриваете учебное заведение с точки зрения дальнейшего трудоустройства, рекомендуем обратить внимание на структуры, в которых решение этого вопроса поставлено на профессиональную основу. Есть ряд образовательных учреждений, которые трудоустраивают, либо “настоятельно рекомендуют” своих выпускников через внутренние кадровые службы. Есть структуры, где преподают сами Работодатели с целью заполучить наиболее перспективных выпускников. Возможен вариант учебного заведения как вспомогательной структуры коммерческой фирмы, банка и т.д.

Содержательный аспект учебного заведения можно оценивать по критериям:

· уровень квалификации преподавательского состава;

· продолжительность обучения;

· цена;

· специализация;

· количественный состав группы;

· учредители и организаторы;

· формы обучения (включая практические занятия);

· набор дисциплин;

· методики и технология.

Причем, акценты и приоритеты могут быть разными в зависимости от индивидуальных потребностей, целей и задач будущего слушателя. Оптимальный вариант находится на пересечении этих и иных критериев: в одних случаях принципиально преобладание в преподавательском составе руководителей коммерческих структур - практиков, а в других - наличие преподавателей ведущих ВУЗов. В некоторых случаях достаточно теоретических основ, а в некоторых - практических технологий. Вопросы продолжительности и цены обучения могут стоять как на первом, так и на последнем месте. Стоимость в некоторых случаях не определяет качество обучения. Прежде чем выбирать учебное заведение, целесообразно сопоставить цену и состав услуг. Можно остановить выбор на более дешевых курсах и часть образования получить самостоятельно, либо через какое-то время. Если вы зарегистрированы в центре занятости, возможен вариант получения бесплатного образования (или на льготных условиях).

С точки зрения Работодателя можно трактовать и продолжительность обучения. Конечно, фундаментальное образование - это полное высшее (от четырех до шести лет). Срок получения второго высшего образования (от года до трех лет) целесообразно оценивать с точки зрения его будущей необходимости и актуальности самих знаний. Что касается курсов, то сам факт обучения внушает Работодателю большее доверие. Если для Вас на первом месте стоит оперативная информация, то сроки могут быть сжаты, если Вы нуждаетесь не только в получении информации, но и в методологии - сроки обучения должны быть увеличены.

При прочих равных условиях факт наличия специализации учебного заведения в определенной области не является критерием качества. Тем не менее, в некоторых случаях это может быть принципиально.

Вопрос об учредителях и организаторах при выборе учебного заведения также требует комментариев. Многие коммерческие структуры, например лидирующие банки организовывают учебные заведения либо внутри своей структуры, либо вне ее. В любом случае, преимуществом этих учреждений является постоянный приток специалистов в структуру, формирование кадрового резерва и то, что сам процесс образования нацелен на конкретное рабочее место.

Важная роль в вашем рейтинге критериев качества образования должна быть отведена технологии и методике обучения. Вам выбирать, что наиболее оптимально: видео или печатный материал, учебники или методические пособия, тренинги или семинары и т.д.

Итак, мы рассмотрели образование с точки зрения Работодателя, рассмотрели его коммерческий и содержательные аспекты. Не лишне теперь оценить каждую отрасль знаний и деятельности, рассмотрев их с точки зрения актуальности спроса и предложения, а также - профессионального наполнения.

На рынке образовательных услуг представлены практически все позиции рынка труда. Есть ряд позиций, которые предполагают определенную базовую основу (в виде опыта и/или образования) и наличие аналогичных курсов рассматривается не как альтернатива, а как оперативное наполнение. Речь идет о таких позициях, как коммерческий директор, управляющий банка, нотариус, дизайнер, юрист-правовед. Вполне реально на курсах получить профессии: секретарь-референт, операционист банка, кассир банка, кассир обменного пункта, парикмахер, бармен и т.д.

Очень актуально и эффективно, с точки зрения профессионального роста, обучение компьютерной грамотности. Многим работающим специалистам целесообразно изучить специфику конкретного программного обеспечения (например, бухгалтерские программы, делопроизводство на компьютере и т.д.). По-прежнему актуально знание иностранных языков.

Если сложный вопрос профессиональной переориентации для Вас решен, то в дальнейшем образовательном процессе рекомендуем отслеживать не только фундаментальные, но и частные моменты. Если Вы решили переключиться в совершено новую для Вас область, то, прежде чем начать обучение, постарайтесь получить как можно больше информации частного и общего характера. Этому же посвятите большую часть образовательного процесса. Например, если Вы хотите переключиться в сферу рекламы, поинтересуйтесь рекламным бизнесом, его спецификой, постарайтесь непосредственно внедриться в эту сферу, узнайте как работает рекламная фирма, специфику конкретного рабочего места, должностные обязанности, отношения подчинения и т.п. Помимо фундаментальных знаний, именно на эти вопросы Вы должны получить ответ при выходе из учебного заведения.

Следует начинать со сбора информации и приобретения опыта, так как ответы на многие вопросы Вы получите только на рабочем месте (как бы ни было трудно его найти) и Ваши коллеги могут посоветовать оптимальное решение задач организации образовательного процесса. Наиболее оперативно информацию об интересующей вас специальности можно получить во время экспресс - стажировок, практикуемых коммерческими структурами и консалтинговыми фирмами.

Таким образом, специалисты рекомендуют конструктивно подходить к образовательному аспекту планирования карьеры:

· оцените учебное заведение с точки зрения Работодателя;

· отделите коммерческие аспекты образовательной деятельности от содержательных. Среди содержательных аспектов расставьте приоритеты согласно Вашим потребностям, целям и задачам на сегодняшний день на перспективу.

· оцените реальность и актуальность образования в контексте рынка труда в целом и конкретной позиции в частности;

· оцените характер необходимых знаний с точки зрения “новое-старое”.

Прежде чем принять решение о выборе будущей специальности или профессиональной переориентации, знакомьтесь с аналитическими обзорами современного состояния российского рынка, тенденциями его развития. Это позволит верно сориентироваться и занять выгодную позицию на рынке труда. Большую методическую и информационную поддержку в решении проблем образования в контексте планирования карьеры Вы сможете получить во время консультаций по адаптации на рынке труда, осуществляемых центрами занятости и консалтинговыми структурами, профессионально занимающимися подбором персонала и в этом контексте проводящими аналитические исследования рынка труда. Кроме того, содержательно ознакомиться с профессиональным наполнением избранной Вами специальности можно во время целевых экспресс - стажировок, проводимых в рамках профориентации.

Анализ может показать, например, что прекрасные планы работника не реализуются просто потому, что он не прилагает активных усилий к их выполнению. Многие блестящие специалисты-теоретики, составляя план, зачастую убеждены, что «идеи движут горами». На самом деле горами движут бульдозеры, а идеи «показывают», куда эти бульдозеры нужно отправить. Кроме того, специалисты-теоретики склонны считать, что прекрасно составленного плана достаточно для успеха. На самом деле после составления плана настоящая работа только начинается: надо найти подходящих специалистов, объяснить им суть задачи, обучить и подготовить; потом корректировать план по мере его выполнения и, наконец, в какой-то момент принять решение о прекращении работ. Бывает и так: анализ результатов показывает, что человек не достигает поставленной цели, потому что ему недостает навыков поведения в обществе и хороших манер. Одаренные люди, в особенности молодежь, часто не понимают, что хорошие манеры — это нечто вроде «смазки» в любом коллективе.

Согласно законам природы при контакте двух тел возникает трение. При общении людей друг с другом трение неизбежно. Так вот, хорошие манеры — это та смазка, которая позволяет людям работать вместе, как бы они друг к другу ни относились. Нет ничего проще обычных правил вежливости: не забывать говорить «спасибо» и «пожалуйста», помнить имена коллег и их дни рождения, проявлять интерес к их семье и делам. Если анализ результатов показывает, что правильно распланированная работа снова и снова срывается, как только дело доходит до сотрудничества с другими членами коллектива, то причина этого, возможно, в том, что автору плана не хватает хороших манер и элементарной вежливости.




2016-09-16 870 Обсуждений (0)
Альтернативные пути развития карьеры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Альтернативные пути развития карьеры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)