Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Организационные структуры управления



2016-09-16 307 Обсуждений (0)
Тема 7. Организационные структуры управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание занятия

Опрос

Конкретная ситуация

Практикующее упражнение№1

Домашнее задание

 

Вопросы:

 

1) Раскройте сущность территориального подхода к управлению, покажите его отрицательные и положительные моменты.

2) Раскройте сущность отраслевого подхода к управлению, покажите его отрицательные и положительные моменты.

3) Как вы думаете, почему попытки внедрения программ пытавшихся соединить отраслевой и территориальный подход (Труд, Качество и др.) не увенчались успехом?

4) В чем сущность системного подхода к управлению?

5) Какова роль системного подхода в совершенствовании организационной структуры?

6) Как вы думаете, что нужно сделать для совершенствования организационной структуры управления промышленным предприятием?

Практикующее упражнение №1

Задание: Изобразите в виде схемы организационную структуру туристского автотранспортного предприятия, если в его состав входят:

директор АТП, бухгалтерия, инспектор по кадрам, главный инженер, коммерческий директор, зам. директора по безопасности, зам. директора по МТС, тех. служба, служба маркетинга, инструкторы по безопасности движения, отдел снабжения, служба плановых ремонтов, служба формирования бизнес -программ, водители-наставники, агенты по снабжению, служба выпуска автобусов, инвестиционная служба, класс по безопасности движения, группа по обслуживанию оргтехники, водители, финансовый отдел, медсанчасть, вспомогательные службы.

Конкретная ситуация

 

Крым – курорт.

 

Туризм во всем мире - одна из самых высокодоходных, активно развивающихся от­раслей. Страны, грамотно использующие рекреационный ресурс, имеют не только по­стоянно растущий источник валютных поступ­лений, но и за счет миллионов привлечен­ных туристов активно развивают инфраструк­туру, создают дополнительные рабочие ме­ста, повышают благополучие граждан. Если же посмотреть на состояние курортов Кры­ма и Украины, нам до этого очень далеко. Единой стратегии в развитии от­расли, четких приоритетов, обоснованных программ нет. Государственная политика подменяется «пожеланиями всего наилучше­го и в наибольших количествах». Не иначе как благими пожеланиями руководствова­лись разработчики бюджета на 1999 год, по­вышая ставки на землю. И это тогда, когда большинство здравниц в аварийном поряд­ке снижают стоимость путевок и услуг в пол­тора-два раза, чтобы как-то спасти сезон. Средний уровень рентабельности по отрас­ли в 1998 году составил 9 процентов, что ниже на 2,3 процента показателей 1997-го. Будет неудивительно, если в 1999-м отрасль даст еще более низкие показатели или пе­рейдет в разряд убыточных.

 

Стоит ли удивляться, что в те времена, когда путевки не продавались, а распределялись, у нас сформировалось потре­бительское отношение к курорту. Доходило до того, что людям навязы­вали «горящие» путевки. Такое положение в конце 80-х породило лозунг: «Даешь 10 миллионов отдыхающих в Крыму!» Перед руководителями не стоял вопрос, как заполнить здравницу. Задача сводилась к тому, чтобы выбить дополнительные средства для расширения штатов, увеличения фон­да оплаты труда. А если учесть, что благополучие коллектива практически не зависело от конечного результата хозяйствования, то увеличение потока отдыхающих превращалось лишь в дополнительную головную боль для руководителей.

Так сформировалась психология «одного дня», когда мало кто задумывался о перспективах, меняющихся приоритетах курортной сферы. В качестве примера можно привести типичный случай из жизни Судакского реги­она. В 1990 году горисполком предложил местным здравницам объединить усилия для рекламы и реализации путевок в межсезо­нье. Однако это дельное предложение никого не заинтересовало: загрузка и план обеспечивались еще «автоматически». Но с середины 90-х отлаженная система стала рушиться, и многие здравницы стремительно покатились вниз. Отсутствие дотаций, финан­совых вливаний со стороны ведомств, мини­стерств, предприятий привело к тому, что прекратилось обновление основных фондов. К удивлению многих руководителей эта за­дача легла на плечи самих здравниц.

1994, 1995 годы следует считать пере­ломными для курортной отрасли. С этого времени начинается осознание того, что отрасль не может нас прокормить, если в неё не вкладывать деньги. И даже предпринимаются попытки анализи­ровать, почему у нас убыточно то, что приносит прибыль другим.

Правда, процесс этот довольно болезненный, что ощущается на всех уровнях - от руководителей на местах до руководства автономии и общеукраинского. Трудно расставаться с заблуждением, что курорт - бюджетный донор. Казалось, его можно бесконечно доить, ничего не вкладывая взамен. Но шаг за шагом начинает формироваться новая стратегия развития рекреационных реги­онов. На уровне Украины - это работа над законом «О курортах». На местном - поиски альтернативных путей развития курортных территорий. Разработка этой стратегии и ее реализация возложены на Министерство курортов и туризма.

Но далеко не все в си­лах одного министерства, если его действия не под­креплены правовой базой и инициативами государства.

Почему мелеет поток российских отдыхающих? Не только из-за наших высоких цен и низкого уровня обслуживания. Главная причина в грамотной опережающей политике российского руководства по отношению к соб­ственному курорту. Сюда можно отнести запрет оплаты за счет профсоюза и соцстраха зарубежных путевок (в том числе украинских), закон о статусе Сочинского курорта, ряд нормативных актов по снижению налогового давления на курорты. И эффектно-рекламное решение о 50-процентной скидке на транспорт для поездки на отдых роди­телей с детьми по путевке. Вот что повора­чивает поток туристов именно в российские здравницы. Ну и, конечно, существенно то, что цены там значительно ниже, чем на крымских курортах.

О таких действенных рычагах со стороны украинского правительства мы можем только мечтать. У нас идет обратный процесс, нацеленный на отпугивание туристов. С октября 1997 года введен налог на добавлен­ную стоимость с путевки, в результате чего она «потяжелела» на 16 процентов. Все наши курортные районы попали в разряд погра­ничных. Следовательно, имеем дело с но­выми запретами и кордонами, а кому охота связываться с ними на отдыхе? Вряд ли кто-то в Кабмине Украины предвидел, к каким убыткам для бюджета Крыма, да и Украи­ны в целом, приведут эти решения.

Каждое очередное решение вставляет курорту новые палки в колеса. Известно, например, что отныне 10 процентов амортизационных отчислений будут взиматься для «финансирования мероприятий структурной перестройки базовых отраслей национальной экономики». Но курорт и есть базовая отрасль для Крыма. Новое решение незамедлительно уда­рит по крупным здравницам. Небольшие предприятия оказываются в более выигрыш­ной ситуации. Крупные же, имеющие на балансе не только производственные, но и социальные фонды, абсолютно беззащитны.

Наше государство может стать Меккой для туристов, а наш крымский регион - базой для лечения практически всех видов заболеваний. И можно только удивляться тому, что при всех возможностях Украина не встала в один ряд с такими грандами в туристической отрасли, как Франция, Испания, Греция. Удивляться будем до тех пор, пока позволяем себе пренебрежительно относиться к пробле­мам отрасли на государственном уровне. Убыточность сельского хозяйства заставляет правительство изыскивать миллиарды гривен на его поддержку. А туристско-экскурсионная отрасль без особых вливаний, путем лишь организационных мер и снятия ряда барьеров могла бы дать скорую ощутимую отдачу. От благополучия отрасли зависят целые регионы, сотни тысяч проживающих в них людей. Следовательно, решение ее проблем - вопрос не только экономический, но и политический. Налицо некоторые попытки со стороны президента дать толчок развитию рекреации с помощью свободных экономи­ческих зон в Крыму и на Карпатах. Но с точки экономического роста - это лишь проекты выживания небольших территорий. Пробле­му же необходимо решать в комплексе.

Крымские здравницы функционируют не более 3-4 месяцев в году. А плата за землю взимается круглогодично. Те небольшие день­ги, которые предприятие зарабатывает в ку­рортный сезон, уходят за долги. Перенос основной налоговой тяжести на сезон и льгот­ное налогообложение в остальной период могли бы существенно помочь отрасли,

Есть и другая проблема крымской рекреации - проблема собственности. На неболь­шой территории можно столкнуться с частным пансионатом, базой отдыха шахты, до­мом отдыха министерства или ведомства, здравницами разных территориальных обра­зований и государств. Отдельные предприим­чивые граждане умудряются приторговывать отдыхом даже на базе общежитии, школ, а то и детских садов. 67 здравниц, расположен­ных на нашей территории, принадлежат мини­стерствам и ведомствам Украины.

У Кабинета министров и Фонда имущества Украины отсутствует какая-либо позиция в вопросах приватизации. Это, с одной сторо­ны, приводит к разбазариванию имущества, а с другой - порождает систему, при которой на аренде и перепродаже путевок кое-кто делает себе состояние. Турист едет туда, где его ждут. И куда ему легче добраться. Европейский уровень предоставляемых услуг - это сервис во всем объеме: от четкого расписания движения поездов и выполнения полетов до возмож­ности гарантированного заказа билетов и комфортности передвижения. Привлека­тельность курорта зависит и от таких «мелочей», как возможность свободно восполь­зоваться магнитными банковскими система­ми, мобильным телефоном, электронной почтой, факсом. Но если современный уро­вень технической оснащенности еще не по плечу каждой здравнице, то только от нее зависит, как отдыхающего встретят, накор­мят, как организуют его досуг. Еще мало у нас учебных заведений, готовящих специалистов для отрасли.

Довольный турист - это сытый турист. А в этом много проблем. Доходит до того, что полтавская или черкасская картошка не находят сбыта, в то время как за валюту покупается турецкая. Но у всех ли есть валюта? Кормим отдыхающих заморскими окорочками, фруктами, соками, а свои сельхозпредприятия лежат на боку. Оборудование для столовых, ресторанов, баров ввозим также из-за рубежа. Нет приоритета поддержки своего производителя.

Говоря о развитии крымского курорта, нельзя не остановиться на создании новых туров (круизных, автомобильных, пешеходных, конных, детских, этнических, экологических, образовательных); организации нацио­нальных парков и заповедников, технопарков, освоении новых районов рекреации. Усилий одного Крыма в этом направлении недостаточно. Необходима под­держка на уровне Украины.

 

Вопросы к КС:

1). Почему курортная отрасль Крыма не является высокоприбыльной, если этому благоприятствует климат и другие необходимые условия?

2). Может ли Крым составить конкуренцию иностранным лидерам в туристической отрасли? Чтобы вы сделали для этого?

3). Что нужно сделать для того, чтобы Крым стал привлекательным для туристов, а также иностранных инвесторов?

4). Подумайте, изменилось бы что-нибудь, если б курортная отрасль подчинялась напрямую Крыму , а не Киеву?

5) Какие меры необходимо предпринять для оздоровления отрасли на макроуровне?

6) Какие меры необходимо предпринять на уровне самих здравниц, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию?

Домашнее задание

 

Изобразите иллюстративно организационную структуру управления:

а) промышленного предприятия;

б) торговой фирмы;

в) предприятия сферы услуг.

При этом необходимо учесть, что организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации.

 



2016-09-16 307 Обсуждений (0)
Тема 7. Организационные структуры управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Организационные структуры управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)