Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста



2018-07-06 1338 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Выпускная квалификационная работа

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Работу выполнила: студентка Z5512 группы направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» Фамилия Имя Отчество Харина Оксана Николаевна _________________ (подпись)  
«Допущена к защите в ГЭК» зав. кафедрой Л.В. Коломийченко _________________________   «___»______________2017 г.   Руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Фамилия Имя Отчество Крылова Наталья Михайловна ___________________ (подпись)

 

 

ПЕРМЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…...………………………………………………………….………. …3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………................................................   …8
1.1. Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…….........................................................................................     …8
1.2. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды.........................................................................................................   ..13
1.3. Предметно-развивающая среда - условие формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста..........................................................................................   ..18
Выводы по первой главе………………………………………………. ..24
Глава II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.……………………………………………....................................     ..26
2.1. Задачи и организация исследования (Педагогическое проектировние. Характерисика педагогического пректа).…………………………….. ..26
2.2. Описание параметральных характеристик и диагностического инструментария оценки…. ..27
2.3. ..33
2.4. ..40
Выводы по второй главе ………………………………………….. ..45
Заключение…………………………………………………………………… ..46
Библиографический список………………………………………………… ..48
Приложения………………………………………………………………….. ..54
Приложение 1. Методика диагностики сформированности количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста….………………………………………………………………     ..55
Приложение 2. ..60

 

Введение

Познавательная активность дошкольников имеет разные проблемы развития — важная детской психологии, непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности является активность её самостоятельности и инициативности.

На современном этапе надо давать детям возможность познать действительность, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что и было в обычной системе умственного воспитания.

Для дошкольника «игра — единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым». [2. с. 18 Губанова Н. Ф. ]

Родители покупают игрушки, поощряют их самостоятельные игры, знают, что дети любят играть. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Многие думают, что игра необходима для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов. Игра, по их мнению, заполняет его свободное время, чтобы был при деле. Постоянно играя с детьми, родители наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания.

Игра — это основная и самая важная форма деятельности ребенка. В игровой форме ребенка можно не только многому научить, но и правильно воспитать, привить ему необходимые навыки. Во время игры ребенок развивается физически, умственно, эмоционально, проходит период социализации, развивает свои коммуникативные способности. Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок отражает окружающие его события; узнает, уточняет названия предметов, их признаков и качеств, действий и процессов, происходящих с предметами и людьми. Вопросы сюжетно-ролевой игры изучали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко и др. Учеными убедительно доказана значительная роль игры в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Отечественные ученые психологи Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что для возникновения и развития игры необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль.

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, совокупность природных и социальных культурных предметных средств, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, становление его творческих способностей в разнообразных видах детской деятельности, стимулирующая становление рефлексивного опыта ребенка.

В ДОУ под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую деятельность всех детей группы.

Исследователи в области психологии и педагогики обращались к проблеме изучения предметно-развивающей среды (Г. Фейн, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, А.В. Запорожец и др.). В исследованиях обозначенных ученых предметно-развивающая среда чаще всего связывалась с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. По мнению отечественных психологов М.Я. Басова, П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. предметно-развивающая среда детей должна побуждать детей к творческой игре, формировать воображение, возбуждать фантазию.

Предметно-развивающая среда выступает в качестве материальной среды мысли ребенка. Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано обучение и воспитание, где, в каком окружении он растет. Действительно, часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми (Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, А.П. Усова, А.В. Запорожец).

Вопросами создания и организации предметно-игровой среды в ДОУ занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, С.Л.Новоселова, В.А. Петровский и другие. Ими были разработаны основные концептуальные положения организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (2013 г.) обозначены основные требования к структурированию и наполнению развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада, которые необходимо учитывать в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии в настоящее время накоплен достаточно большой опыт воспитания и обучения дошкольников основываясь созданием развивающей среды в детском саду. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-развивающей среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Большое значение в настоящее время придается игровой деятельности детей дошкольного возраста. Игра является ведущим видом их деятельности. Хорошо построенная игровая деятельность детей дошкольного возраста важна для развития психики, физического развития и овладения социальным опытом.

Возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию всех ее компонентов, которая будет влиять на развитие личности дошкольника. При этом окружающая среда, должна быть с правильной организацией и умело включать ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром. Такое условие эффективности педагогического процесса, что среда, в которой существует ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной. Окружающий ребенка старшего дошкольного возраста мир предметов должен заинтересовать, дать желание преобразовывать и усовершенствовать. Особо важны условия для развития личности, творчества и самостоятельности. Необходимо дать каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. При организации предметной среды в групповом помещении необходимо учитывать всё для становления основных характеристик личности малыша, способствовать развитию его навыков и интересов. Предметно-развивающая среда, не следует забывать, должна меняться в зависимости от возраста воспитанников, сроков обучения и использованной программы.

На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность её содержания. Отсутствие средств позволяющих детям самосовершенствоваться наблюдается, в освоении познавательно-игровой деятельности, мало объектов, заинтересовать дошкольников (занимательный интеллектуальный материал материалы для игр-экспериментирования, и т. п.).

Всё это тормозит развитие мотиваций для взаимодействия дошкольников и не дает возможности реализовать всю суть предметно-развивающей среды как основного фактора развития познавательных интересов.

Анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выделить следующие противоречия:

– от недостаточного использования в предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития игровой деятельности дошкольников.

В научных исследованиях убедительно доказана роль предметно-развивающей среды в обогащении игрового опыта детей дошкольного возраста, однако педагоги не в полной мере используют развивающие возможности предметной среды, затрудняются в грамотном структурировании и наполнении игровой среды в группах старшего дошкольного возраста.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в изучении педагогических возможностей сюжетно-ролевой? игры в образовательном процессе ДОУ и, в частности, процессе содействия познавательному развитию детей 5-6 года жизни.

В рамках данной проблемы была определенатема нашего исследования: « Проектировнаие предметно-развивающей среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: (формирование)? игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.?

Предмет исследования: проектирование предметно-развивающей среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда группы, как средство обогащения игрового опыта детей старшего дошкольного возраста.?

Цель - теоретическое обоснование, разработка и апробация дифференцированной системы проектной деятельности с целью создания предметно-развивающей среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Обосновать актуальность проблем исследования.

2. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу, материалы из опыта работы.

3. Определить параметры сформированности игры у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести исследование (начальную диагностику) сформированности игровых умений детей старшего дошкольного возраста, сформулировать выводы.

5. Доказать эффективность влияния предметно-развивающей среды на игровую деятельность (по с-р игре) детей старшего дошкольного возраста.

6.Осуществить анализ предметно-игровой среды в группе старшего дошкольного возраста.

7.Разработать педагогический проект по обогащению сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в созданной предметно-игровой среде.

8.Сформулировать выводы.

Методы исследования:

1. Теоретические — изучение научной литературы по теме исследования, материалов из опыта работы, сравнительный ретроспективный анализ первоисточников.

2. Эмпирические:

• изучение особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста детей 5-6 лет;

• методы математической статистики;

• метод проектирования.

Гипотеза: Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию игровой деятельности (по с-р игре)?детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

• расширение через ее содержание эмоционально-чувственного опыта ребенка формирование содержательного общения ребенка со взрослым;

• стимулирование к игровой деятельности с учетом их интересов детей.

База исследования:МАДОУ «Детский сад «Легополис», г.Перми, старшая группа детей 5-6 лет в количестве 25 человек.

Практическая значимость исследования состоит в разработке проекта по обогащению игрового опыта детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх в условиях соответствующей предметно-игровой среды, возможности его применения педагогами ДОУ.

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

 



2018-07-06 1338 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)