Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Игра — вид деятельности человека. Она сложное и интересное явление. Многие психологи, педагоги, философы, этнографы, искусствоведы, генетики, писатели и т. д. издавна обращают на неё внимание.

Игры для детей, особенно младшего и дошкольного возраста — это не просто развлечение и времяпрепровождение. В первую очередь, игры позволяют овладеть новыми моторными и сенсорными навыками, расширить кругозор ребенка, дают необходимые познания и развивают воображение. Для того чтобы извлечь из таких занятий максимум пользы, необходимо учитывать то, что игра должна выбираться самим ребенком и нравиться ему.

Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети в возрасте 2−4 лет не умеют играть самостоятельно.

Не стоит говорить и о совместной игре. Обычно без особой задачи возят машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, когда в процессе общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Это происходит от участия, организации жизни детей в игре. Именно от этого возникает самостоятельность. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Подбор игрушек по возрасту важное педагогическое условие, благодаря ему проявляется начало развития игры детей. Игрушка — материальная опора, центр игры. Она подталкивает к теме игры, заводит новые связи, побуждает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но не всегда оказывают воспитательное значение для детей игрушки, которые нравятся взрослым,. [2. с. 21 губанова]

Они очень рады минутам, подаренным им родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше игре как особому виду детской деятельности в современном дошкольном образовании придается большое значение. Л. С. Выготский отмечал ее своеобразие. Оно заключается в возникновении особого отношения между ребенком и ситуацией, которое характеризуется двойственностью детских переживаний. Например, играя «в больницу», ребенок одновременно плачет как пациент и радуется как играющий. Используя предметы-заместители, ребенок обращается с ними и в логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые они замещают: стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и как автомобиль одновременно. Эта необычность игры, ее одновременная обращенность и к миру ребенка и к миру взрослых не только удивляет, но и заставляет осмыслить ее место в жизни дошкольника. Д. Б. Эльконин разработал теорию культурно-исторического происхождения игры как периода, в ходе которого дошкольники обращаются к освоению социальных отношений. В его исследованиях показано, что игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка: то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности [17Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, ].

Не случайно А. Н. Леонтьев рассматривал игру как ведущую деятельность дошкольника, порождающую детское сознание. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Модели социальных отношений воспроизводятся ребенком в сюжетно-ролевой игре — особой форме познания социальной действительности. Она возникает в силу того, что ребенок оказывается способным представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. Однако в силу ограниченности возможностей его желание подражать взрослым еще не может быть реализовано. Возникает сюжетно-ролевая игра как форма разрешения данного противоречия. Ребенок, осваивая различные социальные роли, оказывается врачом, военным и т. д. Параллельно дошкольник приобретает опыт партнерских отношений с участниками игры. В игре развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. А. В. Запорожец подчеркивал, что будет большой ошибкой стремиться сократить период игры в жизни детей дошкольного возраста и ускорить переход от игры к учебной деятельности.

С игрой как специфическим пространством детской активности связаны определенные сложности, вызванные дистанцированием взрослых от игр детей. Поскольку главная особенность игры заключается в условном, символическом понимании реальности. Собственную инициативу ребенку разрешается проявлять только в пределах игры. Она не рассматривается взрослым как серьезная попытка проникновения в суть социальных отношений.

Вместе с тем, именно в игре дошкольник выступает как субъект социального действия. Взрослому же, как правило, трудно находиться в игровом пространстве по двум причинам. Во-первых, он должен поддерживать детскую инициативу, а не быть лидером детских игровых объединений. Для этого он должен все время удерживать отмеченную выше двойственность, условность игрового пространства. Во-вторых, игра — это развивающаяся субстанция. В этом отношении ребенок все время находится на границе игры. Он должен постоянно искать новые возможности движения.

В противном случае игра перестает быть интересной ребенку. Именно этим, умением видеть возможности, и определяется одна из главных характеристик игровой деятельности ребенка, которая отмечается как отечественными, так и зарубежными авторами, ее спонтанность. Она же является и основой развития ребенка как творческой личности. Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию подчеркнул: «Детство и юность — это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится». Для детей дошкольного возраста таким пространством экспериментирования выступает прежде всего игра.

В силу особенностей своего мышления, все дети любят играть с движущимися или изменяющимися предметами. Для совсем маленьких детей это могут быть погремушки, мячики, куклы или плюшевые игрушки. Для детей чуть старше представляют интерес гимнастические снаряды и музыкальные шкатулки. Вообще, все маленькие дети любят возиться с игрушечными музыкальными инструментами.

Детям нравится возиться с музыкальными инструментами

Дети в возрасте двух-четырех лет любят подвижные игры, дети до шести лет предпочитают, чтобы игровой процесс подразумевал использование их навыков силы и ловкости.

Дошкольники, как правило, именно в игре начинают познавать законы природы и физики. Например, они понимают, что чем сильнее ударить мяч, тем выше он отскочит, занимаясь постройкой домиков из кубиков, ребенок чувствует, что кубики нужно уравновешивать, чтобы конструкция не развалилась. [3]

Главное, чтобы игра оставалась игрой и не была перегружена математическими задачками или чтением слов.

Таблица 1 — Игры и игрушки для старших дошкольников.

 

Экспериментирование-------Занятия с водой, песком, гипсом и другим природным материалом.

Конструирование----Строительный материал типа конструкторов «Лего», «Архитектор» и пр.

Логическое мышление---Ситуационные задачки, Головоломки, задачки со скрытым смыслом, задачки «Что перепутал художник?» и т. п.

Продуктивная деятельность----Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек наборы с бусинками и леской, «Фантазер» — набор для изготовления картин из цветного песка и т. п.

Игры с правилами---Настольные игры «Лото», «Домино», «Бродилки» с игральным кубиком и др.

Сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами----Игры в «Школу» (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника), «Профессии» (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т. п.

Очень важный момент в детских играх — позволять и поощрять игры в коллективе. Когда ребенок подрастает, он начинает играть в игры, в которых установлены правила и есть конечная цель. В таких играх участвуют несколько детей. Он начинает понимать, что необходимо соблюдать правила, соблюдать очередность, также учится достойно принимать как поражение, так и победу.

 



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)