Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Территориальность искусства и его место в культурном ландшафте.



2018-07-06 367 Обсуждений (0)
Территориальность искусства и его место в культурном ландшафте. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отдельные виды, стили и формы искусства образуют территориальные общности, занимающие свое особое место в культурном ландшафте. Например, центры готического зодчества в Западной Европе, нарышкинское барокко в России, обширные районы деревянных культовых сооружений на севере Европы. Так формируются территориальные комплексы искусства. Их целостность определяется единством территории и времени, корреляцией стилистических черт, присущих архитектуре, живописи, музыке, прикладным формам искусства. Некоторые комплексы развиваются на базе традиционных форм искусства и распространены в регионах, периферийных по отношению к крупным культурным центрам. Другие основываются на новых, «авангардных» формах искусства концентрирующихся в районах инновационной культуры, столичных и портовых городах.

Территориальность искусства проявляется через территориальную избирательность и региональную специфичность искусства, через особенности размещения мест производства и уже готовых произведений искусства, описываемая разнообразными моделями.

Модель складывается из следующих блоков: отдельные личности или группы людей, наделенные способностями к художественному творчеству; формальные и неформальные центры по подготовке мастеров искусства; ресурсы и материалы, необходимые для создания произведений; сами произведения искусства.

Весь процесс осуществляется в определенной природной, социальной, экономической и социокультурной среде, которая оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие на характер и свойства художественных произведений. Таким образом, мы можем представить процесс создания искусства как некоторый цикл, каждое звено которого выполняет определенную роль в достижении конечного результата – появлении нового произведения искусства.

Наша цель – рассмотрение цикла создания произведения искусства.

Цикл производства искусства – это арена деятельности художника. Например, если запечатлеть биографию какого-либо живописца, композитора, писателя, то можно географически очертить его жизненное пространство, включающее места рождения, учебы, деятельности. Жизненное пространство каждого творца, с одной стороны, индивидуально, с другой – пересекается или соприкасается с жизнью многих других его коллег.

В каждую эпоху формируются свои, общепризнанные в глобальном или национальном масштабе центры обучения и производства искусства, например, Италия (Рим) в XVIII в. Или Франция (Париж) в XIX – начале XX в.

Изучение норвежского искусства, судеб норвежских художников XVIII-XX вв. свидетельствует как об их ориентации в разные периоды истории на разные страны Европы, так и о стремлении работать в столичных центрах – Осло (Кристиании) и Бергене. Этой теме будет посвящен отдельный раздел исследования. Отметим только, что подобные тенденции были характерны и для художников других стран. Примером может послужить такая классическая европейская страна как Дания. Анализ геобиографий самых значительных датских художников конца XVIII – начала XX в. свидетельствует о:

1. Устойчивости расположения наиболее популярных мест их обучения (Италия, Германия и Франция)

2. Последовательном изменении ориентации художников, об ослаблении популярности Италии и усилении роли Франции как общеевропейского центра искусства.

Четко проявляется и абсолютная монополия Копенгагена – как единственного места концентрации деятельности всех значительных художников Дании.

Многие произведения искусства не просто размещаются в пространстве культурного ландшафта, но и коренным образом преобразуют другие его компоненты, в том числе и природные. Это относится, прежде всего, к объектам градостроительства и садово-парковой архитектуры.

Искусство значительно расширяет пространство культурного ландшафта, делает его более богатым и насыщенным, привнося в него новые образы и представления о мире, об окружающей человека среде.

При географическом исследовании искусства особое внимание необходимо уделять выявлению его взаимосвязей со средой, различая культурную и природную среду искусства.

Культурная среда – это сфера, образованная человеком в процессе его производственной, интеллектуальной и творческой деятельности. Это представление об уровне урбанизированности территории, развитости промышленности и сельского хозяйства, типе застройки и структуре агроландшафта, это инфраструктура, социальные и экономические институты, система эстетических, моральных , религиозных и других ценностей. Особое значение для развития искусства, его традиционных инновационных направлений имеет художественная культура, сформировавшаяся в предшествующий период. Сюда включается характер и степень сохранности народных художественных традиций, богатство наследия прошлого, разнообразие сохранившихся памятников культуры, запечатленных в архитектурных сооружениях, в музейных коллекциях, в книгах, в музыке, развитость связей с другими национальными и региональными культурами.

Природа пустыни и тайги, степной равнины и горных стран, районов, расположенных на побережье морей и океанов или в глубине континентов, по-разному влияет на отношение их населения к окружающему миру, на выбор выразительных средств, наиболее адекватных мироощущению данного народа, его представлениям о красоте. Об этом писали многие исследователи, среди которых был Д.С. Лихачев.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что искусство характеризуется ярко выраженной, хотя и по-разному проявляющейся территориальностью.

Назовем основные проявления этого признака:

· Территориальность процессов создания искусства;

· Территориальность распределения произведений искусства;

· Влияние искусства на организацию территорий;

· Отражение представлений о территории в произведениях искусства;

· Влияние географической среды на характер художественных произведений.

 



2018-07-06 367 Обсуждений (0)
Территориальность искусства и его место в культурном ландшафте. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Территориальность искусства и его место в культурном ландшафте.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)