В письменной речи школьников
Изучение сегментированных конструкций имеет важное теоретическое и практическое значение. Результаты наблюдений за функционированием таких построений могут быть использованы в школьном обучении в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к формированию грамотной письменной и устной речи. Задачей современного языкового образования является воспитание сильной языковой личности – субъекта, максимально эффективно осуществляющего все виды речевой коммуникации. Язык должен быть осознан через реализацию двух основных его функций – функции быть средством формирования концептуальных мыслей, то есть быть формой существования мысли, и функции быть средством оформления и передачи информации, то есть средством речевой коммуникации. Изучение языка, в частности сегментированных конструкций, в современной лингводидактике осуществляется на явлениях речи. Значение сегментации, ее роль и участие в развитии темы высказывания и в выражении ремы могут быть понятны только в речи, в тексте. Анализируемое явление экспрессивного синтаксиса отражает общеязыковую тенденцию, которая специфически связана с социальными и индивидуальными особенностями языковой коммуникации. Учителям в школе следует обратить внимание на то, что ученики не только знакомы с сегментированными конструкциями по разным текстам (произведениям устного народного творчества, художественным и публицистическим), но и активно используют их в своих творческих работах, при этом часто грубо нарушая границы предложения. Например: Русский язык – это предмет. Который мне трудно дается; В этот день я поздравил. Маму, бабушку и свою учительницу . Расчленение предложений учениками младших и средних классов происходит чаще всего на интуитивно-подражательном уровне. Ребята часто видят данные конструкции на страницах газет, журналов, в текстах художественных произведений и пытаются подобным образом смоделировать собственные высказывания, выделяя наиболее значимую, на их взгляд, информацию. В сочинениях ученики с помощью сегментации отражают свои ощущения, переживания, подчеркивают отношение к сказанному, т.е. расчленение конструкций на сегменты часто имеет психологическую мотивировку (хотя и производится почти на бессознательном уровне). На современном этапе развития обучения русскому языку ставится вопрос о законности употребления сегментированных конструкций школьниками. Это поможет «интуитивно-подражательное употребление языковых средств превратить в сознательное», при этом «в качестве особой задачи школьного обучения выступает умение репрезентировать в стилистических целях то или иное языковое явление». Сегментация уместна в письменной коммуникации школьников, если она дополняет, конкретизирует, уточняет основную мысль высказывания, то есть обогащает его содержательно-смысловую сторону. Однако несмотря на психологическую мотивированность расчленения и стилистическую оправданность индивидуально-авторской сегментации, “злоупотребление этими построениями может привести к обеднению языка творческой работы”. Необходимо более подробно изучить данное явление и выработать правила грамотного использования сегментированных конструкций как продуктивных построений, играющих важную роль в организации грамотной и экономной современной письменной коммуникации. В приложении б даётся составленный А. Тертычным «СЛОВАРИК ЮНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА». Мы считаем необходимым пополнить его терминами «сегментация» и «сегментированная конструкция», так как обозначаемые ими речевые факты часты в письменной речи школьников, а употребление их в газетной речи, в частности в газетных заголовках, стало нормой языка публицистики. Так, естественным речевым явлением выступают сегментированные конструкции в заголовках статей в «Литературной газете», газетах «ЛіМ», «СБ – Беларусь сегодня» и многих других, среди которых и периодическое издание для школьников «Зорька». В заголовках этой газеты мы нашли СК разных коммуникативных типов и значений, оригинальные экспрессивные построения с сегментацией, примеры такого расчленения высказываний, которое не встретилось нам в других источниках. Считаем необходимым привести здесь, с нашей точки зрения, самые удачные сегментированные заголовки в газете «Зорька» за несколько последних лет: 1.Только вперёд. И все вместе (Зорька. – 2012. – 29 дек.); 2. Стало грустно? Почитай книжку! А лучше напиши свою! (Зорька. – 2017. – 19 марта); 3.Сильные. Смелые. Гордые (Зорька. – 2017. – 7 нояб.); 4.Выучить химию? Легко! (Зорька. – 2017. – 4 апр.); 5. Я не клон. А вы? (Зорька. – 2017. – 1 марта); 6. Как развеселить попугайчика (Зорька. – 2017. – 27 июля); 7. В археологи? Пойду! (Зорька. – 2013. – 25 июля); 8.Волшебная азбука. Буква “М” (Зорька. – 2011. – 27 сент.); 9. Волшебная арифметика. Цифра три, фея согласия (Зорька. – 2012. – 29 мая); 10. Когда берёзы крохотными были (Зорька. – 2017. – 14 мая); 11. Две страны. Одно государство – СОЮЗНОЕ (Зорька. – 2013. – 16 нояб.); 12. Полетаем? В космосе и над Амазонией (Зорька. – 2014. – 2 сент.); 13.Хатико. Самый верный друг (Зорька. – 2010. – 15 марта); 14. Приручить хомячка? Проще, чем вы думаете (Зорька. – 2010. – 23 марта); 15.Торцікі. Салёныя! (Зорька. – 2017. – 30 марта).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |