Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На тему «Экспрессивные средства языка»



2018-07-06 933 Обсуждений (0)
На тему «Экспрессивные средства языка» 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспрессивные конструкции, к которым относится и сегментация, наиболее полно и системно изучаются в старших классах, особенно в 11-ом, где дается понятие о стилях и стилеобразующих средствах. Следует обратить внимание школьников на расчлененные предложения, которые все чаще употребляются в письменной коммуникации и являются важным экспрессивным приемом.

Приведем фрагмент урока в 11-ом классе, цель которого – познакомить учеников с синтаксическими средствами экспрессивности; закрепить навыки грамотного использования в письменной речи экспрессивных синтаксических построений, в том числе сегментированных конструкций.

Слово учителя. В русском языке существуют различные экспрессивные средства, соответствующие его уровням. С лексическими и морфологическими мы уже познакомились, остановимся на синтаксических средствах выразительности.

Экспрессивные возможности разных единиц синтаксиса неодинаковы. Некоторые синтаксические конструкции уже по самой своей природе экспрессивны, поэтому их роль в художественном тексте, как правило, оказывается весьма важной.

Экспрессивность синтаксических единиц, как и отдельных слов, часто бывает связана с эмоциональностью и оценочностью. Поэтому конструкции, которые передают отношение к высказываемому и выражают значения неизбежности, желательности, категорического приказа, относятся к разряду экспрессивных. Так, сопоставление предложений Завтра будет гроза и Завтра быть грозе показывает, что инфинитивные предложения в силу категоричности утверждения отличаются большей экспрессией, чем соотносимые с ними двусоставные.

К области экспрессивного синтаксиса относятся расчлененные конструкции. При расчленении содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы: Потом расскажу. При встрече. ( П. И. Чайковский)

При расчленении высказывание делится на части (сегменты), которые разделяются паузой, причем первая часть произносится с повышением, а вторая начинается с понижения тона. Например: Русский характер. Поди-ка опиши его. ( А. Н. Толстой) Начальный сегмент подобных конструкций, как правило, выражен именительным падежом существительного (именительный темы).

Вы заметили, что сейчас расчлененные предложения все чаще используются в текстах различных стилей, на страницах газет, журналов, в художественных произведениях.

Прочитаем фрагменты текста с расчлененными конструкциями, которые вы нашли и выписали из 3-ей и 10-ой глав романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (М.Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Романы. – Мн.: 1988).

Чтение фрагментов текста и ответы на вопросы

1. Взволнованные люди пробегали мимо поэта по аллее, что-то восклицая, но Иван Иванович их слов не воспринимал.

Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна их них … закричала над самым ухом поэта другой женщине так:

Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа. Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила…Уж она ругалась, ругалась. А он-то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы…(с. 314)

1.1. Какие конструкции в этом тексте вы отнесли бы к наиболее экспрессивным?

Предполагаемый ответ: Все восклицательные предложения, неполное предложение и, конечно, высказывание С Садовой!

1.2. Как вы думаете, эта конструкция – самостоятельное высказывание или продолжение предыдущего предложения?

Предполагаемый ответ:

– Грамматически это продолжение предложение, так как с садовой – несогласованное определение к слову Аннушка. Но по смыслу это самостоятельное высказывание, так как вполне информативно, несет определенную, достаточно важную эмоционально-смысловую нагрузку.

1.3. Чем, на ваш взгляд, объясняется расчленение предложения?

– Автор намеренно отделяет одну часть высказывания от другой, чтобы акцентировать внимание читателя на информации, являющейся, по его мнению, значимой, а также для передачи взволнованного душевного состояния женщины, вызванного внезапной трагической гибелью Берлиоза.

1. Варенуха еще раз на всякий случай навертел на телефоне номер Степиной квартиры, прислушался и радостно и таинственно замигал и загримасничал. Римский вытянул шею…

Артиста Воланда можно попросить? – сладко спросил Варенуха.

Они заняты, – ответила трубка…а кто спрашивает?

Администратор варьете Варенуха.

Иван Савельевич? – радостно вскричала трубка,– страшно рад слышать ваш голос? Как ваше здоровье?

Мерси, – изумленно ответил Варенуха, – а с кем я говорю?

Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, – трещала трубка, – весь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мной, как вам будет угодно. Итак?

Простите, Степана Богдановича Лиходеева сейчас нету дома?

Увы, нету! Нету! – кричала трубка, уехал.

А куда?

За город кататься на машине.

К… как? Ка… кататься?.. А когда же он вернется?

А сказал, подышу свежим воздухом и вернусь!

Так… – растерянно сказал Варенуха, мерси. Будьте добры, передать мосье Воланду, что выступление его сегодня в третьем отделении.

Слушаю. Как же. Непременно. Срочно. Всеобязательно. Передам,–отрывисто стучала трубка.

Всего доброго, – удивляясь, сказал Варенуха.

Прошу принять, – говорила трубка, – мои наилучшие, наигорячейшие приветы и пожелания! Успехов! Удач! Полного счастья. Всего. (с.376)

2.1.В данном фрагменте, как вы увидели, очень много экспрессивных конструкций. Свое место среди них занимают и расчлененные предложения. Ими пестрит речь Коровьева. Как вы думаете, какую роль играют эти построения в данном отрывке?

Предполагаемый ответ:

Более отчетливым становится смысл высказывания. Автор подает отчлененные сегменты крупным планом, что способствует быстрому восприятию и пониманию содержания высказывания. Однако самое главное – это все-таки экспрессия характеров и ситуации, в которой происходит диалог: Коровьев явно издевается над Варенухой, изображая необыкновенную радость от разговора с администратором варьете. Это не соответствует действительности, никак не мотивируется, и поэтому похоже на диалог в театре абсурда, с которым вы недавно познакомились. Такая ситуация особенно ярко отражается в речи излишне эмоционального Коровьева: во-первых, он не говорит, а кричит, а это сложнее – отсюда короткие предложения, иногда сведенные к одному слову, так как ему нужна пауза между выкрикиваемыми словами, во-вторых, после каждого нового слова-высказывания Коровьеву кажется, что все еще недостаточно выразил свою горячую любовь и почтение к Варенухе, и он находит все новые и новые слова, и каждое как бы очень важно – отсюда и проистекает интонационное и пунктуационное оформление этих слов как отдельных высказываний.

2. Иван обратился к регенту:

Эй, гражданин, помогите задержать преступника! Вы обязаны это сделать.

Регент чрезвычайно оживился, вскочил и заорал:

– Который преступник! Где он? Иностранный преступник? – глазки регента радостно заиграли, – этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: «Караул!» А то он уйдет. А ну, давайте вместе! Разом! – и тут регент разинул пасть…(с.315)

3.1 Как вы думаете, что здесь передается отчленением слова разом от исходной конструкции?

Предполагаемый ответ:

Это также весьма интересный фрагмент романа. Рассматриваемое явление отражает в отрывке особенности разговорного синтаксиса, который более насыщен экспрессивными конструкциями, чем книжный.

3.2. Мы рассмотрели несколько случаев расчленения предложений. Как вы думаете, в каких конструкциях – расчлененных или нерасчлененных – более ярко выражена авторская позиция?

Предполагаемый ответ: В расчлененных. Они очень выразительны, так как передают субъективное отношение автора к высказываемому.Расчлененные конструкции относятся к экспрессивным средствам современного синтаксиса. Чем сильнее в авторском тексте выражено субъективное начало, тем больше в ней расчлененных конструкций. В эмоционально нейтральных высказываниях расчленение, как правило, отсутствует.

 

 

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Яркой приметой современной газетной речи является расчленение заголовка статьи, результатом которого является сегментированный текст, состоящий из базового высказывания и отчленённого от него сегмента, получившего название сегментированной конструкции. Сегмент выполняет роль акцентуатора тема-рематического смысла заголовочного высказывания и выступает как приём подчёркивания важнейшей текстовой информации.

2. В рассмотренном материале нашли проявление основные признаки и функции заголовочных сегментированных построений: экспрессивность без стилизации и имитации разговорной речи, динамика и экономность передачи информации, чёткость ее восприятия, акцентирование внимания на коммуникативно значимых отрезках высказывания. Сопоставление расчленённой конструкции с легко восстанавливаемым несегментированным языковым коррелятомпоказывает, что при сегментации расширяются коммуникативные возможности фрагмента и значительно углубляется смысл высказывания. Сегментированные структуры способны актуализировать присутствие в тексте автора, его намерения и оценки. Следовательно, данные конструкции являются коммуникативными единицами, причём в большей степени его невербально выраженной, имплицитной, части, т. е. дискурса.

Графическим средством, маркером сегментации на письме, является знак конца предложения в «неожиданном месте», чаще всего точка, графически разделяющая исходное высказывание на коммуникативные отрезки.

 

3. Классификации

4. Тематические и рематические заголовки

5.Сегментированные синтаксические единицы в заголовках отличаются друг от друга особенностями в решении коммуникативных задач:

а) парцеллированные структуры удваивают рему базовой структуры коммуникативного единства, развивая ее;

б) собственно сегментированные отрезки актуализируют коммуникативно значимую информацию, представляя ее крупным планом;

в) присоединительные конструкции содержат уточнение, пояснение, замечание по поводу ремы базовой структуры.

6. В изучении заголовочных сегментированных конструкций плодотворным оказывается коммуникативно-прагматический подход, который во многом изменяет парадигму современных лингвистических исследований, способствуя реализации текстоцентризма и антропоцентризма как важнейших принципов анализа языковых объектов, ибо напрямую связан с субъектом, его целевыми установками и индивидуальной манерой письма.

7. Общность явлений сегментации, их эквивалентность в русских и белорусских текстах говорят об одинаковом уровне развития, об общих актуальных процессах в синтаксисе близкородственных языков. Это может быть и следствием генетического родства, и проявлением универсальных законов в области синтаксиса (сегментация распространена и в других европейских языках). Вопрос нуждается в дальнейшем изучении в рамках сопоставительной грамматики.

8. Заслуживает внимания не только изучение в заголовках сегментированных конструкций как выразительных синтаксических средств письменной речи. Практически значимым является вопрос о грамотном использовании приема сегментиации при создании текстов. Следует иметь в виду, что чрезмерное увлечение расчленением предложений не всегда коммуникативно и эстетически оправдано.

Сегментированные заголовочные конструкции как экспрессивный текстовой прием представления актуализированной и коммуникативно значимой информации продолжают оставаться проблемным предметом изучения и нуждаются в детальном и всестороннем исследовании.

 



2018-07-06 933 Обсуждений (0)
На тему «Экспрессивные средства языка» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На тему «Экспрессивные средства языка»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)