Структурная классификация СК
Эта классификация во многом является формальной, но она позволяет уже на первом этапе исследования выделить группы СК, отличающиеся друг от друга и грамматиео-коммуникативной. По составу (структуре) 275 сегментированных заголовков нашей картотеки представляют собой: 1) СК, равные одиночным синтаксемам [см. (1) и (2)] – всего 150 единиц, в том числе 25 в синкретичных конструкциях и конструкциях «Именительный темы» [см (3) и (4)]; 2) сегменты, равные синтаксемам с зависимыми от них словами или комбинациям синтаксем [см. (5) и (6)] – всего 64 единиц, в том числе 5 в синкретичных конструкциях и 4 в конструкциях «Именительный темы»]; 3) сегменты, равные предикативным частям сложных предложений, как в (7), (8), (9) – всего 65 единиц: (1) Пить надо с умом. И пользой (СБ. – 2005. – 18 июня); (2) Пусть всегда будет солнце. Над Цхинвали (СБ. – 2003. – 13 авг.); (3) Две страны. Одно государство – СОЮЗНОЕ (Зорька. – 2013. – 16 нояб.); (4) Флоренция. Вид с холма (ЛГ. – 2017. – 18 янв.); (5) Деньги должны работать. С пользой для страны (СБ. – 2007. – 19 окт.); (6) Очки вредны. Как розовые, так и чёрные (СБ. – 2004. – 20 июня); (7) Ходят жалобы по кругу. А толку нет (СБ. – 2001. – 7 марта); (8) Перепробовал в жизни всё. Пока самого не съели… (СБ. – 2006. – 28 июня); (9) Люди отдыхают. Микробы работают… (СБ. – 2006. – 28 июня). 2). Классификация по синтаксической функции(согласно традиционному учению о членах предложения) показывает, что при сегментации исходной структуры, в данном случае простых предложений, от неё отчленяются и главные, и второстепенные члены. Синкретичные конструкции и конструкции «Именительный темы» не учитываются. В анализируемых нами СТ сегментируются следующие члены предложения: 1) подлежащее, обычно выраженное именем существительным или местоимением в форме именительного падежа, – всего 6 единиц. Например: (1) Люди гибнут. И металл (СБ. – 2005. – 29 нояб.); (2) Олимпиаду делают энтузиасты. И деньги (СБ. – 2001. – 4 окт.); 2) сказуемое,как глагольное, так и составное именное; выражено разными формами глагола, а также прилагательного – всего около 22 единицы. Например: (1) Процесс опоздал. Но пошёл (СБ. – 2006. – 2 февр.); (2) Надеяться. И не ждать! (СБ. – 2004. – 3 марта); (3) Позвони. Или проиграешь (СБ. – 2006. – 21 окт.); (4) Приручить хомячка? Проще, чем вы думаете (Зорька. – 2010. – 23 марта); ср. с газетным заголовком статьи на белорусском языке: (5) У тэатра – новы «твар». Будзе (ЛіМ. – 2005. – 12 авг.); 3) дополнение, прямое и косвенное, – всего 28 единиц. Например: (1) Попали под раздачу. Ключей (СБ. – 2005. – 24 марта); (2) Вскрылись «тройки» по рисованию. У Марка Шагала (СБ. – 2008. – 10 июля); (3) Все пройдёт. Кроме творчества(ЛГ. – 2000. – 29 нояб. – 5 дек.); (4) Российская теннисная прима Мария Шарапова влюблена. В теннис (Версия. – 2004. – 22–28 нояб.); (5) «Юность» выиграла бой. Или войну? (СБ. – 2005. – 1 апр.); 6) Кто не рискует, тот не пьёт шампанское… И валидол(СБ. – 2007. – 7 дек.); 4) определение, согласованное и несогласованное, – всего 21 единица. Например: (1) Дело ведут «знатоки. Старые и новые(СБ. – 2001. – 4 окт.); (2) Женщины требуют к себе внимания. В том числе и милицейского (СБ. – 2004. – 26 авг.); (3) Лучше иметь стальные нервы. Или никаких (СБ. – 2004. – 13 марта); (4) Всех вас ожидает удивительный, загадочный мир. Дзюдо (КП в Белоруссии, – 2000. – 21 окт.); 5) обстоятельство(всего 52 единицы), имеющее значение а) места –17 единиц. Например: (1) Умный – в гору. И с горы! (СБ. – 2007. – 2 февр.); (2) Наша Джулия Робертс. Из Полоцка (СБ. – 2004. – 2 окт); (3) Дан приказ ему на Запад. Или, может, на Восток? (СБ. – 2005. – 14 дек.); (4) Надо ехать. На остров Афродиты(КП в Белоруссии. – 2000. –24 марта); (5) Пусть всегда будет солнце. Над Цхинвали (СБ. – 2003. – 13 авг.); (6) Будет ясно. В небе и в сердцах (СБ. – 2004. – 26 июня); б) образа действия – 16 единиц. Например: (1) Живём по-разному. И по возможностям (СБ. – 2004. – 3 авг.); (2) Живите долго. И счастливо (СБ. – 2005. – 1 окт.); (3) Шоу Лолиты провалилось. С треском (СБ. – 2005. – 12 нояб.); (4) Что говорить о сыре? Его нужно варить! Больше и лучше (СБ. – 2004. – 13 марта); (5) Нефть искали долго. Но успешно (СБ. – 2003. – 8 июля); в) меры и степени – 10 единиц. Например: (1) Выпьем «Штраф». Лучше до дна (СБ. – 2004. – 11 февр.); (2) Дарёному коню в зубы смотрят. И не раз (КП в Белоруссии. – 2000. – 31 марта); (3) Уродов – за решётку. Навсегда(АиФ в Белоруссии. – 2009. – 8 июля); (4) Пуля, конечно, дура. Но чтоб настолько! (СБ. – 2005. – 20 дек.); г) цели– 5 единиц. Например: (1) Кубок разбили. На счастье! (СБ. – 2010. – 5 янв.); (2) Деньги должны работать. С пользой для страны (СБ. – 2007. – 19 окт.); (3) Пить надо с умом. И пользой (СБ. – 2005. – 18 июня); д) времени: 3 единицы. Например: (1) Торг уместен. Даже ночью (Знамя юности. – 2004. – 11 июня); (2) Тарантино убьёт Билла. Но не сейчас(СБ. – 2004. – 9 янв.); (3) Заместитель директора Института географии Александр Беляев: «Конец света отменяется. Пока» (СБ. – 2004. – 30 июля); е) причины –1 единица: (1) Мужчины тоже плачут. От смеха (СБ. – 2005. – 9 апр.). Сегментация членов предложения имеет много общего с обособлением. По словам Ю. Ванникова, обособленные члены предложения уже являются «полупарцелляцией» [40, 102]. Оба явления принадлежат уровню речи, так как характеризуют не формальную структуру предложения, а семантико-интонационное строение коммуникативной единицы речи – фразы. Но между данными синтаксическими явлениями есть и существенные различия. Во-первых, правосторонняя сегментация встречается только в позиции конца СТ, тогда как обособление возможно в интерпозиции и препозиции [40, 51]. Во-вторых, сегментацию всегда маркирует знак конца предложения в «неожиданном месте» расчленяемого высказывания, а обособление никогда не сопровождается такими знаками препинания. В-третьих, употребление обособленных и сегментированных отрезков высказывания подчинено разным коммуникативным задачам.
Морфолого-синтаксическая специфика
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |