Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В заголовках газетных текстов



2018-07-06 1043 Обсуждений (0)
В заголовках газетных текстов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из эффективных средств создания экспрессии является использование в газетных заголовках сегментированных конструкций. Это объясняется стремлением публицистов к более определённому и яркому выражению своих коммуникативных возможностей и задач. Стилистически маркированные конструкции (в данном случае СК), в отличие от нейтральных, направлены на глубокое восприятие текста и требуют большей читательской активности в коммуникативном акте. СК, используемые в заголовках, позволяют актуализировать основную мысль статьи в краткой, сжатой форме. Например:

(1) Очки вредны. Как розовые, так и чёрные (СБ. – 2004. – 20 июля);

(2) Пить надо с умом. И пользой (СБ. – 2006. – 18 июля).

Авторы намеренно используют экспрессивные построения с целью с самого начала установить с адресатом своеобразный диалог, фокусируя его внимание на главном в информации, являющейся коммуникативно-значимой для понимания смысла текста в целом. Например:

Всех вас ждёт удивительный, загадочный мир. Дзюдо (КП в Белоруссии, – 2000. – 21 окт.).

Выразительность сегментированных заголовочных конструкций зависит в первую очередь от их синтаксической структуры, а не от лексического наполнения. Экспрессивность таких заголовков обусловлена их структурными особенностями – расчленённостью, актуализацией части высказывания, в устной речи дополнительным логическим ударением. Экспрессивная лексика и другие языковые средства усиливают выразительность этих конструкций (подчёркнутые лексемы аксиологической (ценностной), метрической и количественной оценки, восклицательный знак и др.). Например:

(1) Поливать нужно умно. А ещё лучше утром (СБ. – 2004. – 30 июня);

(2) Красивые. Яркие. Наши (СБ. – 2015. – 7 марта);

(3) Осторожно! Дети!(СБ. – 2001. – 24 мая);

(4) Выпьем «Штраф». Лучше до дна (СБ. – 2004. – 11 февр.);

(5) У СНГ есть перспектива. И это главное!(СБ. – 2006. – 29 нояб.);

(6) Борьба. Очень вольного стиля (СБ. – 2008. – 22 апр.);

(7) У СНГ есть перспектива. И это главное! (СБ. – 2006. – 29 нояб.);

(8) Умный – в гору. И с горы!(СБ. – 2007. – 2 февр.);

(9) Пушкин наше всё. И везде (ЛГ. –

(10) Ромашки спрятались. Навсегда (СБ,. – 2003. – 12 апр.).

Расширяют информативность и усиливают экспрессивность газетных статей их сегментированные заголовки, содержащие фамилии и имена известных людей, а также прецедентные и рекламные тексты, особенно при сегментации форм повелительного наклонения. Всё это вызывает дополнительный интерес к сообщению, создаёт оригинальную форму, акцентуирует рему высказывания. Например:

(1) Басков уходит. Пока только с эстрады (СБ. – 2004. – 11 февр.);

(2) Тарантино убьет … Била. Но не сейчас (СБ. – 2004. – 9 янв.);

(3) Не везёт мне в нарды. Повезёт в любви (СБ. – 2004. – 10 апр.);

(4) Снимите крокодилью маску! Наденьте паранджу!(ЛГ. – 2001. – 7–13 марта) и др.

Сегментированный текст может распадаться на заголовок и подзаголовок, т. е. функционировать как часть заголовочного комплекса, в который включаются собственно заголовок, подзаголовок, рубрика, лид (вводка, врезка). Эти составные части отличаются друг от друга не только разными шрифтами, но и содержательно: рубрика всегда менее конкретна, чем заголовок статьи, но, будучи неизменной, обладает большими ориентирующими возможностями; лидсодержит графически выделенное краткое сообщение о содержании текста. Например:

(1) Споров, Дмитрий. Живой / Дмитрий Споров // Большой город. 2005. – 5 мая. Эта статья, размещенная в рубрике «Портрет», имеет собственно заголовок «Живой» и подзаголовок «Леонид Немов». Далее следует лид (вставка), который вводит читателя в курс дела: «Юбилей Победы в этом году празднуется особенно широко. Но с каждым годом у нас остаётся всё меньше шансов услышать частные свидетельства о войне – не героические и не официозные, а просто личные. Дмитрий Споров расспросил 88-летнего ветерана Леонида Немова – радиоинженера, встретившего войну под Брестом и закончившего ее под Кенигсбергом». Интервью с Леонидом Немовым занимает несколько страниц. Для того чтобы читатель не потерял интереса к материалу из-за его большого объёма, автор выносит самые яркие цитаты за пределы основного текста (т. е. делает врезки). Например: «Первая мысль в училище была «Я не хочу быть военным, потому что не хочу подчиняться дураку», а вторая – «Нужно искать обходные пути» (пример взят в [35]);

(2) БРОШЕННЫЕ ДЕТИ Кто они: жертвы случая или закономерный результат? (Комсомольская правда. – 1994. – 30 марта). В заголовочном комплексе заголовок (сегментированная конструкции) набирается прописными буквами и крупным шрифтом, задача заголовка – привлечь внимание читателей к проблеме, поставленной в материале. Далее следует информативно насыщенный подзаголовок, набранный другим, более мелким шрифтом, призванный раскрыть содержание материала и дать ему оценку (пример и его описание взяты в [36]).

А. Тертычный, характеризуя заголовочные комплексы, ограничивается указанием на заголовки и подзаголовки к данному тексту (рубрики и лида может и не быть). Он отмечает, что большое разнообразие журналистских текстов и их отличие друг от друга не только по тематике, но и по способу отображения действительности не может не находить своего отражения в заголовках. «В настоящее время при подготовке более-менее сложных материалов журналисты достаточно охотно используют так называемые заголовочные комплексы. В их состав входят основной заголовок и подзаголовки (дополнительные заголовки) самой разной сложности и назначения» [37]. В нашей картотеке немало именно таких употреблений. Приведём примеры, где собственно заголовки и подзаголовки вместе составляют заголовочный комплекс, в котором есть сегментация:

(3) «Всё будет хо-ро-шо!»Как Ира победила смерть, подарила жизнь и стала научной сенсацией (АиФ в Белоруссии. – 2011. – 3 авг.). –Здесь собственно заголовок (БВ) набран жирным шрифтом, а подзаголовок (СК) – нежирным шрифтом меньшего кегля;

(4) Солдат кино. Пессимисты делают прогнозы. Оптимисты – хорошее кино(СБ. – 2007. – 20 марта). – Здесь также собственно заголовок набран чёрным и крупным жирным шрифтом на белом фоне, а подзаголовок, представляющий собой сегментированное бессоюзное предложение, – белым и более мелким нежирным шрифтом на сером фоне;

(5) Экстрим. И не только. Невесёлые заметки путешественницы (СБ. – 2005. – 27 сент.) – А здесь мы видим усложнённый заголовочный комплекс, в котором собственно заголовок, представляющий собой СТ, даётся крупным жирным шрифтом, а подзаголовок, называя жанр статьи и эмоциональное отношение к нему, набран шрифтом меньшего кегля.

Заслуживает особого внимания передача с помощью сегментации достаточно ёмкого и богатого содержания, особенно в заголовках и заголовочных комплексах. На наш взгляд, именно в СК более отчётливо, чем в других синтаксических единицах, отражается универсальный закон экономии языковых средств, так как в высказывание, благодаря СК, добавляется новый смысл или новый оттенок уже имеющегося смысла (прежде всего ремы) при использовании тех же языковых средств, форма высказывания усложняется лишь графически: увеличивается количество знаков конца предложения, обычно точек (чаще всего на одну единицу).

Об экономии языковой материи при парцелляции (с нашей точки зрения, разновидности сегментации) пишут исследователи данного явления в разных языках. Так, Д. Э. Розенталь, на материале русского языка исследуя синтаксические особенности газетной речи, в том числе и парцелляцию, отмечает, что «закон экономии усилий» является основным законом языкового развития вообще», и приводит его лозунг: «в единицу времени максимум информации» [38, 53].

Таким образом, в изучении сегментированных конструкций на современном этапе самым плодотворным оказывается коммуникативно-прагматический подход, который во многом изменил парадигму современных лингвистических исследований, способствуя реализации текстоцентризма и антропоцентризма как важнейших принципов анализа языковых объектов, ибо он напрямую связан с субъектом, его целевыми установками и индивидуальной манерой письма.

В сегментации отчётливо отражается универсальный языковой закон экономии, чем объясняется возрастающая востребованность сегментированных конструкций в условиях гигантского увеличения поступающей информации и необходимости в ускорении её структурирования.

Выводы

1. Текст – иерархически организованная система смыслов, обеспечивающих коммуникацию. Особое место в этой иерархии занимают названия (заголовки) текстов.

2. Важным приёмом текстообразования в газетных заголовках является сегментация, в результате которой образуется сегментированный текст, состоящий из базового предложения-высказывания и сегментированной конструкции.

3. Авторы намеренно используют в заголовках сегментированные конструкции как экспрессивные построения с целью установить с адресатом своеобразный диалог, фокусируя его внимание на главном в информации, являющейся коммуникативно-значимой для понимания смысла текста в целом.

4. В сегментации отчётливо отражается универсальный языковой закон экономии, чем объясняется возрастающая востребованность сегментированных заловков в условиях гигантского увеличения поступающей информации и необходимости в ускорении её структурирования.

5. Сегментация относится к обективно-субъективным явлениям, поэтому коммуникативно-деятельностный подход к изучению сегментированных газетных заголовков способствует реализации текстоцентризма и антропоцентризма, так как напрямую связан с субъектом.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2



2018-07-06 1043 Обсуждений (0)
В заголовках газетных текстов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В заголовках газетных текстов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)