Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности формирования музыкально-пластической деятельности у учащихся младших классов



2018-07-06 340 Обсуждений (0)
Особенности формирования музыкально-пластической деятельности у учащихся младших классов 0.00 из 5.00 0 оценок




Пластическое движение с раннего детства представляет собой форму освоения и восприятия музыки движения. Одним из видов пластического движения выступает пластическое интонирование, которое определяют как движение частей человеческого тела, под воздействием музыки и выражающее ее образ. Связывают пластическое интонирование со всеми видами исполнительского искусства, а также с формами возникающими спонтанно ( от наплыва чувств и выразительности.

Музыка движения дает новые возможности восприятия музыки. Движение раскрепощает, способствует новому восприятию музыки от начало до конца, не прекращая «включение в нее», а также со сменой характера музыки позволяет моментально менять пластику движения, улавливать чутко ее смену и «включать внимание»

Средства народной музыки всегда включают в себя выразительную пластику движения, сочетания его с хоровым, коллективным и индивидуальным пением, руководимым хормейстерами и дирижерами. Пластика рук последних диктует певцам мелодию, а от нее – мелодические фигуры, ритм, агогику (отклонение) и динамику. Условность такой жестикуляции получила название хейрономия, а постепенная смена «дирижёрского жеста», показывающая интонацию музыки стала описываться в трудах музыкальных педагогов к которым относят таких авторов как Кабалевкий Д.Б., Красильникова М.С., Кодай З., Орфа К. и другие.

Движение чаще всего делили на два вида: во-первых, «гимнастика упражнений» как искусство телесных движений (получившее название «гимнос»); во-вторых, «искусство танца» как соединение песни, танца и звукосопровождения ( начиная с простейших ударных).

Танец и гимнастика с древности были возведены в ранг искусства и гармонического развития человека, чувство ритма и гармонии считались необходимым и обязательным для философов и ораторов.

Тенденция объединения музыки с гимнастическими упражнениями позднее стала обозначать «культуру движения», отличную от «механической гимнастики» и от классического балета. Например, оперный певец, француз Франсуа Дельсарт предложил новую систему проведения занятий с музыкальным сопровождением, которое повышает эмоциональное состояние учеников, вызывает более энергичное выполнение движений, усиливает воздействие упражнений на организм, помогает запоминанию движений, а в итоге – воспитывало музыкальную память, любовь к музыке и способность к импровизации.

Важную роль импровизации описывает в своих работах Орфа К., исследуя систему детского музыкального воспитания и музыкального восприятия, указывая на становление творческих способностей детей. Например, предлагаемая к урокам музыки игра «Эхо», рассматривается не как подражание, а как повторение начального ритма в исходной форме творчества. Погружаясь в область звуков и используя движение, обучение детей приобретает сначала принцип «Эха», но в действительности авторы используют термин « Зеркало». Аналогичное название получила методика Вероники Коэн, в которой пластическое интонирование дополняется интерпретацией и анализом музыки в движении.

Российская музыкальная педагогики ориентирована на авторскую программу, основанную на взглядах Д. Б. Кабалевского, который отводил музыкально-ритмическим движениям и пластическому интонированию важное место в развитии музыкального восприятия. Вопросами передачи выразительности музыки по средствам пластических движений также занимались отечественные музыканты Александрова Н.Г., Румер М.А., Яновская В.Е. и другие, использующие метод композитора Э. Жак-Далькроза.

Дети младшего школьного возраста не только более эмоциональны, имеют богатое воображение, стремление к самовыражению, но и гораздо проще через пластику движений и пластические образы выражают свои чувства к музыке. Они охотно выступают в роли «дирижера», естественно вживаются в образ, исполняя произведение с энтузиазмом, заинтересованно. Пытаясь донести главную мысль.

Обращаясь к методике «Зеркало» В.Коэн следует отметить, что пластическое интонирование связывается в этом подходе с импровизацией, то есть со спонтанностью, вытекающей из музыки в движении. На основе этого выделяются общие правила для составления «музыкальных зеркал»:

- повторение предложений, фраз и темы, дополняющееся повторением движения;

- повышение или понижение напряжения в определенных фрагментах музыки, вызывающие движения - размах, широта или узкие и медленные по музыке- и так от начала музыки и до ее кульминации и завершения;

 

- симметрия мотива по длине и функции выражения в движениях направо и налево.

Применение пластического интонирования как приема развития музыкального слуха детей, восприятия художественного образа и создания основ вокально-хоровой деятельности, улучшает процессы слушания музыки, воздействует на эмоциональную составляющую школьников, повышает возможности прочувствовать художественный образ музыкального произведения, прожить его.

Учащиеся охотнее поют песни с движениями, более сосредоточенно, внимательно и с распределением равномерно физических нагрузок. Отбор репертуара для такого вида действий должен учитывать те обстоятельства, что е песни должны усложняться постепенно от несложных - к сложным, от коротких фраз к длинным. С учетом этого разучивание песен в музыкальной педагогике также предполагает разные виды, среди которых использование пластического интонирования с движением включает разучивание «по фразам».

Разрабатывая методику такого разучивания, В. Коэн пишет о том, что учитель может сам придумывать множество способов непевческого участия детей, где исполнение песни через интонацию осмысливается постепенно и ненавязчиво. Например, движение рук учителя и учеников, которые они сами придумывают, пение учителя с движением рук, пение детей с движением рук, движения учителя и учеников в виде кружения или подпрыгивания – все это способствует лучшему запоминанию пению.

Разнообразие движений от гибких до имитирующих игру на музыкальных инструментов, от использования корпуса до полноценного танца, от легких шагов до хороводов – позволяет выстраивать целые «картины» реальных процессов: моря, леса, города, чувства и повышать активность и включенность детей в музыкально-исполнительский процесс.

Самостоятельное творчество детей требует на уроке музыки особого внимания, развития творчества с использованием разных видов музыкальной деятельности: слушанием музыки, и вокально-хоровым пением, а также включением импровизации.

Импровизация появилась раньше музицирования и, всегда рассматривалась как метод творчества в музыке и свободного фантазирования, экспромта. Ценность этого вида как методического приёма в работе с детьми не в умении создавать музыкальные образы, а в потребности ее восприятия, осмысления и впечатления.

Занятия импровизацией преследует две взаимосвязанные цели: выработку интонационного и ладового слуха, во-первых, развитие творческой фантазии - во–вторых. Импровизации всегда уделяли значительное внимание в своих системах воспитания зарубежные педагоги- исследователи. Так, например, Жак-Далькроз, Дункан А., Кодай З., К.Орф , а в России - Асафьев Б. В. [7,33]

Методические подходы к пластической импровизации многообразны, но каждый учитель должен уметь определять:

Первое - образ, который уместен для пластического интонирования на данном уроке и нарушающий работу по музыкальному восприятию;

Второе – форму, которую необходимо выбрать для конкретного произведения: индивидуальную, групповую, коллективную, импровизацию «по цепочке»

Третье – задание, которое точно и кратко формулирует пластическую импровизацию.



2018-07-06 340 Обсуждений (0)
Особенности формирования музыкально-пластической деятельности у учащихся младших классов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности формирования музыкально-пластической деятельности у учащихся младших классов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)