Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ музыкально-пластической деятельности как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов.



2018-07-06 512 Обсуждений (0)
Анализ музыкально-пластической деятельности как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Музыкальное образования придает большое значение развитию музыкального восприятия как знаниям и сведениям о музыке. Эти знания даются детям не сами по себе, они развиваются постепенно в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, иногда по ходу событий, или «привязанные» к конкретному месту.

Музыкальное восприятие - процесс сложный, сопровождающийся чувственными средствами, поэтическим процессом, душевными переживаниями, наполненными смыслом. Это переплетение музыкальных звуков и красоты звучания, интерес к музыки и любовь к ней, исполнительство и творчество. Яркой и образной формой музыки выступает песня как углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.

Пение, помимо формы восприятия, благоприятно влияет на детский организм, помогает развитию речи, дыханию, укрепление голосового аппарата. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и развивается ладо - высотный слух.

Музыкально - ритмичные движения позволяют переживать всё выраженное в музыке. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях. Игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, в образных движениях. Определены два вида игры - игры под инструментальную музыку, танцы под музыку и под пение. Движения хороводы, пляски, танцы носят элементы народных и классических танцевальных движений. Дети в игровой форме разучивают хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и прочее.

Следующий вид музыкальной деятельности - это игра на детских инструментах, включает использования таких инструментов, с помощью которых можно составить ансамбль. Обучению игре на музыкальных инструментах не ограничивается лишь разучиванием репертуара, занятия включает развития творчества.

Самостоятельная деятельность также выступает как отдельный вид деятельности: дети сами поют, водят хороводы, подбирают мелодии, исполняют несложные пляски. Источник, который питает детское самостоятельное творчество - это праздники, развлечения. [8;241]

Разными источниками полна и семья, радио, телепередачи. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по своей инициативе применяют свой музыкальный опыт в разнообразных видах музыкальной практики.

Развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой целесообразно в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно, но это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на оном из видов музыкальной деятельности. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального действа. [36;135]

Восприятие музыки в слушании, пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальном инструменте - выступает условием возникновения детского творчества, накоплением впечатлений от восприятия искусства, накоплением опыта исполнительства, развитием музыкальных способностей , необходимых для освоения знаний, умений и навыков.

Наглядная взаимосвязь музыки с движением, реализуется в музыкально-пластической деятельности на уроках музыки, где дети глубже осознают смысл композиторского замысла и его гармонию, становятся соавторами музыкального произведения в процессе его пропева или изображения через движение.

Развития навыков музыкально-пластической деятельности учащиеся не только позволяет знакомиться с командами педагога для начала движения и его прекращения, но и стимулирует развитие более быстрой реакции, а также организовать последующие действия в виде танцевальных па.

Например, для третьего класса уже известен смысл вопроса про то, какие движения или их комбинацию могут предложить сами ребята, а также какие образы можно создавать в рамках музыкально-пластических этюдов и композиций. Учитывая тот факт, что пластическая импровизация доставляет большое эмоциональное удовольствие детям, можно организовать театрально-пластическая импровизация песни

Особое место в развитии музыкального восприятия играет внеклассная работа, в виде проведением праздников, вечеров или театральных постановок.

Постановка концертных номеров и составление сценариев дает возможность использовать пластическую импровизацию на яркую выразительную музыку.

Одной из самых эффективных и оптимальных форм для развития способностей к активному восприятию музыки, считается восприятие (слушание) музыки в школе, умение вслушиваться и выделять какие-то особенности мелодии, знакомство детей с произведениями, которые намного сложнее, чем те, что они сами могут исполнить.

Другая форма развития способностей - хоровое пение на уроках музыки, которая в условияхмассового музыкального образования и воспитания выполняет несколько функций и задач:

Во-первых, знакомство с различными музыкальными произведениями в процессах их разучивая и исполняя хором:

- расширение своих представлений о содержании музыки, ее связях с окружающей их жизнью;

- получение представлений о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приемах развития, формообразования;

- представление о соотношении музыки и слова в вокальных произведениях;

- освоение некоторых черт народного фольклора и музыкального языка произведений профессиональных композиторов.

В итоге, хоровое пение не только расширяет музыкальный кругозор учащихся, но и формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, дает возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании.

Во-вторых, посредством хорового пения на уроках музыки развивается слух и голос учащегося, формируется определенный набор певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

В-третьих, хоровое пение, как наиболее доступный вид исполнительских действий развивает общеобразовательные навыки и умения, необходимые для развития обучения вообще, и развивающие память, речь, слух, эмоциональный подъем, аналитические умения, коллективистский дух – в частности.

В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально- нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Причинами успешности вокально-хоровой работы на уроках музыки являются, с одной стороны, изначальный уровень общей и музыкальной культуры детей, с другой - сформированные первичные вокально-хоровые навыки предыдущих периодов.

Следует учитывать, что каждый конкретный класс не может быть подведен под «общий знаменатель» ни музыкальном развитии вообще ни в певческом - в частности.

 

Возможности восприятия музыки через инструментальное музицирование, несмотря на тесную связь со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией – требует дополнительной работы, не всегда способной вписаться в урок музыки.

В отличие от музицирования музыкально-ритмические движения рассматривают как вид широко распространенного исполнительского действия на уроке музыки, к тому же оно развивает эмоциональность образность восприятия музыки, чувства ритма, мелодический и гармоничный слух, способствуют развитию умений владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной выразительности. Тем самым, уроки музыки параллельно с разучиванием песен, систематически и разносторонне развивают и совершенствуют двигательную деятельность детей.

С позиций общефизической подготовки музыкально – ритмические движения формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Как видно из анализа различных видов музыкальной деятельности, музыкальное восприятие лежит в основе всех видов, поэтому задачей его развития в процессе общего образования детей, должно стать формирование необходимых навыков для целенаправленного восприятия музыки у учеников. Из музыкальной теории и практики видно, что люди, обладаю­щие уникальным слу­хом не всегда способны и заинтересованы в развитии своих способностей, то есть они - немузыкальные. Как верно и то, что высокая музыкальность отдель­ных людей вызывает у них страдание от того, что у них недостаточно тонкого слуха, а желание и интерес заниматься музыкой высокий. Сталкиваясь с такого рода противоречиями развития музыкально­го восприятия у школьников, следует предпринимать долж­ные меры к развитию обеих форм музыкально­го «слышания». Так как музыкальный слух в узком смысле слова особенно важен в индивидуальном и коллективном исполнительстве, в воспроизведении запом­нившейся музыки, при детальном слухо­вом обследовании фрагментов музы­кального произведения, а музыкальный слух в широком смысле - на­правлен на выявление образности, раз­вертывание музыкального содержания во времени и пространстве.

Как отмечают эксперты, секрет музыкального вос­приятия кроется не только в индивидуально-лич­ностном, заинтересованном, а потому и выразительном жизненном прочтении музыкального произведения но и в общественном интересе к музыкальному искусству как звуковой среде, реальности явлений и событий окружаю­щих человека. В этом смысле музыкальное восприятие - это активная познавательная деятельность, в которую включен как накопленный опыт человека в виде знаний, так и представления данные ему в ощущениях, вкусах, обобщениях. Особенности восприятия у детей еще ьолее сложные, так как обосновываются не столько возрастными свойствами как таковым, а еще и ограничениями детского опыта, недостаточностью временных связей в жизни и опыте ребенка. Отсюда трудности в обобщениях, восприятии и произвольные фантазии (иллюзии).

Музыкальное восприятие, в отличие от художественного, отличается тем, что в нем возрастает роль особенного тезауруса, интеллекта, способного расшифровать язык музыки. Это всегда требует дополнительных усилий и, со временем испытывает зависимость от накопленной апперцепции (осознанного восприятия, ясного и отчетливого) особого рода.

 

Практическая часть

Цельпрактической работы – определение влияния музыкально-пластической деятельности на развитие музыкального восприятия учащихся младших классов.

В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:

– подобрать, изучить и проанализировать нормативную, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;

– раскрыть сущность понятия «музыкальное восприятие»;

– дать общую характеристику видов музыкальной деятельности на уроке;

– подобрать музыкально-дидактический материал для организации музыкально-пластической деятельности и составить планы учебных занятий;

– раскрыть особенности пластического освоения музыкального произведения и подобрать музыкальный материал к каждому уроку;

– определить критерии индивидуального отслеживания развития детей и подобрать музыкальный материал к диагностическим методикам;

– провести исследование изменений в музыкально-пластической деятельности детей, зафиксировать результаты исходного занятия и сравнить анализ полученных результатов к итоговому занятию;

– проанализировать и описать результаты исследование .

Анализ ситуации



2018-07-06 512 Обсуждений (0)
Анализ музыкально-пластической деятельности как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ музыкально-пластической деятельности как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)