Денежно-кредитная политика государства: понятие, сущность, цели и задачи
Денежно-кредитная политика является важной составной частью единой экономической политики государства. За ее проведение отвечает Центральный эмиссионный банк страны. Понятие денежно-кредитной политики можно рассмотреть в «узком» и «широком» значении. Вузком значении под денежно-кредитной политикой понимается обеспечение оптимального режима функционирования валютного курса, учетной политики и других инструментов, оказывающих влияние на процентные ставки на рынке краткосрочных капиталов. Вшироком толковании денежно-кредитная политика, оказывая воздействие на денежную массу, тем самым воздействует и на инфляцию. Понятий денежно-кредитной политики довольно много, потому приведем лишь некоторые из них. Вбанковской энциклопедии денежно-кредитная политика рассматривается как «действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста» В.А. Ю. Симановский определяет денежно-кредитную политику как «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». Денежно-кредитная политика основана на теоретических представлениях о роли денег и их влиянии на основные макроэкономические параметры: объем производства, цены, занятость, платежный баланс, валютный курс. При осуществлении денежно-кредитной политики целесообразно выделить два направления: поддержание и регулирование устойчивости самой денежно-кредитной сферы; использование денежно-кредитной сферы в качестве инструмента воздействия на экономику и ее отдельные отрасли. Мероприятия по проведению денежно-кредитной политики государством направлены на создание макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках, равновесия между объемом спроса и предложения денег, обеспечению баланса между экспортом и импортом. Так, в зависимости от срока реализации цели денежно-кредитной политики подразделяют на: 1. Тактические (оперативные, операционные) цели. Предполагают установление конкретного параметра, показателя, управление которым необходимо осуществлять оперативно. 2. Промежуточные цели. Устанавливают определенные границы роста денежной массы с учетом соотношения между темпами роста ВВП и денежного предложения. 3. Стратегические (конечные) цели. Заключаются в снижении уровня инфляции при сохранении и, по возможности, ускорении темпов роста ВВП. Стратегические цели представляют собой главные, долгосрочные цели денежно-кредитной политики. Они не могут измеряться непосредственно, как это присуще денежным величинам, и не выступают индикаторами денежного рынка. Стратегия предусматривает выбор целей, определение их параметров, установление иерархии целей. Стратегические (конечные) цели представляют собой глобальные цели макроэкономического развития, присущие всем странам с рыночной экономикой и являющиеся для них постоянными. Как правило, это стратегические цели, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Данные цели включают поддержание низкого уровня инфляции и стабильности цен, обеспечение максимальной занятости, роста объемов производства, равновесия платежного баланса. Для того чтобы обеспечить их достижение, центральным банкам приходится разрабатывать промежуточные цели, которые дополняют стратегические цели, конкретизируют их. Промежуточные цели — как правило, более конкретизированы и доступны, ставятся при реализации, текущей (краткосрочной) денежно-кредитной политики. Их достижение направлено на достижение конечных целей. Ктаким целям относятся валютный курс, процентные ставки, денежная масса и др. Критериями выбора промежуточных целей выступают: возможность количественного выражения; взаимосвязь со стратегическими целями; легкость контроля и оперативного воздействия со стороны центрального банка. Необходимость постановки промежуточных целей обусловлена следующим: конечные цели измеряются периодически, со значительным отставанием от момента применения того или иного метода или инструмента; оценка эффективности применяемой денежно-кредитной политики по конечным целям (т. е. полученным результатам) затруднена, т. к. необходимо время на передачу импульсов к ее конечным целям. Промежуточные цели обычно информируют участников рынка о решениях, принимаемых центральным банком относительно будущего поведения основных денежных параметров. Поскольку воздействие на инфляцию оказывается с некоторой задержкой во времени, т. е. с временными лагами, превышающими пределы календарного года, то наиболее эффективно цели денежно-кредитной политики могут быть достигнуты в течение среднесрочного периода. Промежуточные цели могут устанавливаться как по количественному, так и качественному принципу. Центральный эмиссионный банк для достижения промежуточных целей, соответственно, определяет набор тактических (операционных) целей, таких, например, как денежные агрегаты, денежная масса, процентные ставки по межбанковским кредитам и государственным ценным бумагам и др. Тактические цели обеспечивают достижение промежуточных целей и заключаются в регулировании основных экономических параметров посредством кредитно-банковской системы. Тактические цели реализуются, как правило, в течение краткосрочного периода, а их реализация обеспечивается многоплановыми мероприятиями центрального банка. При выборе тактических целей важно учитывать такие их характеристики, как возможность оперативного контроля и воздействия на определенные экономические процессы и явления; возможность измерения достигнутых результатов. Экономические цели денежно-кредитной политики направлены на поддержание экономической активности и снижение безработицы и включают: регулирование темпов экономического развития. рост ВВП. сглаживание проявлений циклических колебаний на рынке капитала, рабочей силы; обеспечение сбалансированности платежного баланса; расширение объема денежно-кредитных операций и др. Социальные цели денежно-кредитной политики призваны способствовать повышению уровня и качества жизни населения, а также обеспечить доступность различных услуг. Приоритетность реализации целей денежно-кредитной политики обусловлена: состоянием системы государственных финансов; степенью стабильности и устойчивости экономики; сбалансированностью либо дисбалансом доходов и расходов государственного бюджета. Главной задачей денежно-кредитной политики, реализуемой центральными банками различных стран, являются регулирование и контроль за движением денежных и финансовых потоков в экономике с целью обеспечения стабильности национальной валюты и приемлемого уровня инфляции. Всамом общем виде задачами монетарной политики является создание условий для экономических агентов, которые при осуществлении своих действий должны координировать и согласовывать их с целями и задачами общеэкономической государственной политики. Аналогично целям, среди задач, решаемых с помощью денежно-кредитной политики, можно выделить стратегические и тактические. Стратегические задачи включают: поддержание в долгосрочном периоде устойчивого экономического роста рыночными методами; поддержание и стимулирование склонности населения к сбережениям путем размещения их в национальной банковской системе; создание предпосылок для формирования сбережений населения и организаций и последующей трансформации их в производственные инвестиции; сохранение доверия населения к национальным банковским институтам; обеспечение надежности национальной банковской системы; обеспечение сбалансированности платежного баланса страны и наращивание золотовалютных резервов. Тактические задачи денежно-кредитной политики обусловлены обычно состоянием самой сферы денежно-кредитных отношений и предусматривают применение определенных денежно-кредитных методов, инструментов и рычагов воздействия на процессы, происходящие в экономике. Объектами воздействия денежно-кредитной политики выступают спрос на деньги и их предложение на денежном рынке, которые изменяются в результате действий денежных властей, коммерческих банков, решений реального сектора экономики и населения, в том числе: спрос и предложение денег; состав и структура денежного оборота. скорость обращения денежной массы и ее отдельных агрегатов; объем кредитов, предоставленных участникам денежного оборота, в том числе кредитным институтам; банковский и денежный мультипликаторы; состав и структура денежных доходов и расходов населения и других участников платежного оборота; курс национальной валюты.. Выбор тех или иных объектов денежно-кредитного регулирования определяется экономической ситуацией и предполагает, что центральный банк может в зависимости от ситуации ориентироваться как на один, так и на несколько объектов одновременно. Субъектами денежно-кредитной политики выступают следующие органы: Центральный банк. Он решает следующие задачи: обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой; влияние на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономики. Другие органы денежно-кредитного регулирования2. (Министерство финансов, казначейство, государственные агентства и т. п.). Вих компетенции — реализация отдельных направлений денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования. ВРоссии функцию денежных властей выполняют Банк России и Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, денежно-кредитная политика, оказывая воздействие на стоимость ссудного капитала и национальной валюты, позволяет обеспечить нормальное функционирование реальной экономики: уровень занятости, инвестиции, уровень потребления, внешнюю торговлю, экономическую активность.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1509)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |