Типы и режимы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитную политику, проводимую центральными банками, можно классифицировать по различным критериям. 1. В зависимости от периода, необходимого для получения результатов воздействия, выделяют: краткосрочную денежно-кредитную политику, которая в большей степени влияет на объем производства и в меньшей — на уровень цен; долгосрочную денежно-кредитную политику, которая наоборот, преимущественно влияет на уровень цен, и незначительно — на реальный объем выпуска продукции. 2. В зависимости от характера воздействия применяемых инструментов денежно-кредитная политика может быть пассивной и активной. Пассивная — предполагает осуществление государством преимущественно фискальной политики, направленной на изменение денежных параметров. Она ориентирована исключительно на поддержание относительной устойчивости национальной валюты и не предполагает конкретных действий денежных властей для достижения либо поддержания должных темпов общеэкономической динамики. Воснову этой политики положено «денежное правило» (monetaryrule), в соответствии с которым: денежная политика должна обеспечивать соответствие спроса на деньги и их предложение; рост предложения денег должен обеспечивать стабильность уровня цен; прогнозы центральных банков не всегда могут быть верны, а маневрировать разными показателями прироста денежной массы сложно; центральным банкам следует перейти от краткосрочной политики денежно-кредитного регулирования к политике воздействия на экономику на долгосрочной основе, с целью увеличения денежной массы; следует пользоваться правилом «механического» прироста массы денег в обращении с учетом темпа прироста общественного продукта и уровня ожидаемой инфляции. Активная — предполагает воздействие государства на денежный рынок для достижения поставленных целей с помощью специфических инструментов денежно-кредитной политики. Она меняется в зависимости от стадии цикла и имеет антициклическую направленность. Центральные банки в современных условиях имеют хотя и довольно широкие, но вместе с тем ограниченные возможности влияния на процессы, происходящие в денежно-кредитной сфере. Исходя из этого, в составе активной денежно-кредитной политики можно выделить два ее типа: рестрикционную (ограничительную) и экспансионистскую (стимулирующую). Каждый тип характеризуется определенным набором инструментов и сочетанием методов регулирования. Остановимся на рассмотрении этих типов подробнее. Рестрикционная (рестриктивная, ограничительная) денежно-1. кредитная политика направлена преимущественно на подавление инфляции. Ее основной целью является ограничение возможностей коммерческих банков по предоставлению кредитов и насыщению экономики деньгами, т. е. к сжатию денежной массы в обращении. Рестрикционная денежно-кредитная политика, или иными словами политика «дорогих» денег, направлена на сокращение кредитно-денежной эмиссии, ужесточение условий кредитных операций и ограничение объемов выдаваемых банками кредитов, рост уровня процентных ставок. Приводит к ограничению возможностей коммерческих банков кредитованию, и тем самым, по насыщению экономики деньгами. Основными целями проведения политики этого типа являются: сдерживание роста инфляции, регулирование платежного баланса, нивелирование циклических колебаний в развитии экономики и сдерживание деловой активности в периоды экономического подъема в связи с «перегревом» конъюнктуры рынка. Рестрикционная политика обычно дополняется фискальной, т. е. бюджетно-налоговой политикой, направленной одновременно как на сокращение государственных расходов, так и на увеличение налогового бремени. Рестрикционная политика ограничивает доступ к кредитам на развитие производства, что ведет к уменьшению инвестиций, застою и спаду производства, возрастанию безработицы. Сокращаются сбережения населения, потребительское кредитование. Врезультате спрос на товары сокращается, что также сдерживает развитие производства. Осуществляя борьбу с излишними расходами в экономике, порождающими инфляцию, как государственными, так и частными, центральный банк должен сократить эти расходы путем значительного ограничения или сокращения денежной массы, т. е. предложения денег. Для сжатия денежной массы необходимо воздействовать на резервы коммерческих банков, проводя политику «дорогих» денег. Сделать это возможно следующим образом: через продажу центробанком ценных бумаг государства на открытом рынке для ограничения резервов коммерческих банков; через увеличение нормы обязательных резервов, что автоматически освободит центральные банки от избыточных резервов; через увеличение учетной ставки, что позволит снизить заимствования коммерческих банков у центрального банка. Вследствие этого денежное предложение сокращается, вызывая рост нормы процента, что в свою очередь способствует сокращению инвестиций, уменьшая тем самым совокупные расходы и сдерживая развитие инфляции. Следовательно, поставленная цель, заключающаяся в ограничении денежного предложения, т. е. уменьшение доступности кредита и увеличение его издержек для сокращения расходов и сдерживания инфляции, будет достигнута. Экспансионистская (стимулирующая) денежно-кредитная политика или политика «дешевых» денег означает расширение масштабов кредитных вложений, послабление контроля над темпом прироста массы денег в обороте, снижение уровня ставок процентов, экономический рост. Ее сопровождают обычно снижение ставок налогов, рост расходов госбюджета. Кредитная экспансия, проводимая центральным банком, расширяет ресурсную базу коммерческих банков и, благодаря росту объемов кредитования, увеличивает в стране общую денежную массу. Основными целями являются стимулирование экономического роста и деловой активности, а также уменьшение безработицы. Проведение экспансионистской политики приводит к увеличению кредитов, направленных на развитие производства, наблюдается рост инвестиций и объемов производства, рабочих мест. Взарубежной научной литературе выделяют следующие мотивы проведения активной денежно-кредитной политики мотив занятости, т. е. достижение оптимального для обществауровня занятости; мотив фискального дохода, т. е. финансирование дефицитабюджета за счет использования инфляционного налога; меркантилистский мотив, т. е. достижение сбалансированности платежного баланса; мотив обеспечения стабильности и устойчивости финансовойсистемы, т. е. сглаживание резких изменений нормы процента. Впериоды кризисного состояния экономики возможно также выделение особых мотивов смягчения денежно-кредитной политики, которые могут оказаться даже более важными, чем указанные выше. Кним относятся: социально-институциональный мотив — проявляется в предотвращении паники вкладчиков, обвала банковского сектора, подрыва сберегательной системы в целом; фискальный мотив, связанный с обслуживанием государственного долга; мотив экономического роста и экономической стабилизациина долгосрочную перспективу призван обеспечить структурные преобразования экономики и поддержку инвестиционного процесса; пополнение оборотных средств предприятий с целью предотвращения кризиса неплатежей; мотив «латания дыр» в экономике предполагает выявление «узких мест» с нарушениями воспроизводственных процессов и оказание срочной помощи для их восстановления; расширение кредитования нефинансового сектора экономикис целью стимулирования экономического роста. Причем большинство указанных мотивов в большей степени относится к сфере ответственности правительства, а не центрального банка. Поэтому в периоды кризисов действия центрального банка и правительства объединяются, и они действуют сообща. 3. В зависимости от выбора промежуточной цели денежно-кредитная политика может быть гибкая, жесткая и эластичная. Вслучае проведения гибкой (дискреционной) денежно-кредитной политики осуществляется либо стимулирование, либо сдерживание деловой активности, исходя из фазы среднесрочного экономического цикла на основе фиксированной процентной ставки. Основана такая политика на кейнсианских взглядах о роли государственного регулирования сферы управления совокупным спросом. При росте спроса на деньги повысится и ставка процента. Для удержания ее центральному банку придется увеличить предложение денег, уменьшая норму резервирования и скупая государственные ценные бумаги. Но при этом, если спрос будет расти и дальше, то центральный банк вынужден будет увеличивать предложение денег снова и снова, что неминуемо приведет к инфляции. Исходя из этого, большинство экономистов считают, что фиксировать процентную ставку оправданно только в краткосрочном периоде, хотя для центрального банка контроль за процентной ставкой легче, чем за денежной массой. Вдолгосрочном периоде контроль за массой денег является единственным способом избежать инфляции. Если центральный банк проводит жесткую денежно-кредитную политику, то он избирает объектом регулирования денежную массу, т. е. проведя оценку состояния денежного рынка, он фиксирует предложение денег. Рост спроса на деньги нарушит равновесие и приведет к росту процентной ставки при прежнем уровне денежного предложения. По мере того, как процентная ставка будет расти, избыточные резервы начнут сокращаться, увеличится денежный мультипликатор, что приведет к росту денежного предложения. Чтобы предложение денег осталось на прежнем уровне, центральный банк должен компенсировать предполагаемый рост денежного предложения путем продажи государственных ценных бумаг на рынке, а также корректировкой учетной ставки. Вслучае снижения спроса на деньги и снижения процентной ставки предпринимаются обратные действия. Следовательно, фиксация процентной ставки на длительный период может привести к инфляции. При этом центральный банк не может поддерживать предложение денег неизменным, поскольку полностью его не контролирует. Принимая во внимание возникающие противоречия, как правило, центральные банки проводят эластичную, относительно гибкую денежно-кредитную политику. Суть ее заключается в том, что центральный банк допускает некоторое расширение денежного предложения (массы денег в обороте), однако осуществляя контроль над темпами его роста и следя за уровнем процентной ставки в кратковременном интервале, корректируя ее при необходимости.59 Можно выделить следующие стратегии денежно-кредитного регулирования, используемые в практике центральных банков: Инфляционная1) стратегия допускает слабый контроль за темпом роста массы денег в обращении. Рефляционная стратегия2) для стимулирования роста экономики допускает инфляцию в мягкой форме. Дефляционная стратегия3) направлена на сжатие денежной массы и предполагает резкое сокращение количества денег в сфере обращения. Дезинфляционная стратегия 4) представляет собой дефляционную стратегию в мягкой форме, которая направлена на снижение экономической активности. От того, какая стратегия определена центральным банком в качестве приоритетной, зависят выбор и сочетание применяемых методов и инструментов (рис. 6). Так, для регулирования объема массы денег в обороте предпринимаются меры по стимулированию ее роста (экспансионистская денежно-кредитная политика) или же по сдерживанию ее роста (рестрикционная денежно-кредитная политика). Центральные банки могут оказывать влияние на предложение денег через: эмиссию наличных денег — когда центральные банки фиксируют свои способности по контролю за денежной массой; рефинансирование банков — центральные банки, выступая «банками банков» с помощью предоставления кредита поддерживают в определенных пределах ликвидность коммерческих банков в целом; операции на открытом рынке, когда центральные банки осуществляют покупку-продажу ценных бумаг и (или) валюты. Благодаря этим операциям складывается механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1086)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |