Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информация о деятельности Уполномоченного за 2016 год.



2018-07-06 436 Обсуждений (0)
Информация о деятельности Уполномоченного за 2016 год. 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с ч.3 ст.1 Закона РС(Я) «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)» Уполномоченный в ряду других полномочий призван способствовать «развитию международного сотрудничества в области прав малочисленных народов».

В этой связи хотелось бы отметить участие представителя Республики Саха (Якутия) Слепцова Анатолия Николаевича на заседании Экспертной группы по теме «Исполнение Декларации ООН по правам коренных народов мира: роль Постоянного форума по вопросам коренных народов и других специализированных механизмов (статья 42)». Участие Слепцова А.Н. оказалось возможным благодаря представлению Уполномоченного в адрес Министерства иностранных дел РФ, которое поддержало данную инициативу.

Заседание экспертов проходило в штаб-квартире ООН в г. Нью-Йорк (США) 25-27 января 2017 года. Постоянный Форум по вопросам коренных народов на своей 15 сессии, состоявшейся в мае 2016 года рекомендовал Экономическому и Социальному Совету ООН организовать такое заседание, где бы обсудили ход выполнения статьи 42 Декларации ООН о правах коренных народов мира, которая гласит: «Организация Объединенных Наций, ее органы, включая Постоянный форум по вопросам коренных народов, и специализированные учреждения, в том числе на страновом уровне, и государства содействуют соблюдению и полному применению положений настоящей Декларации и принимают последующие меры по эффективному осуществлению настоящей Декларации».

Слепцов А.Н. подробно рассказал о проводимой государственной политике в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, о совершенствовании законодательства на федеральном и региональном уровне. Отметил также и проблемные вопросы, и внес конкретные предложения в текст рекомендаций заседания Экспертной группы. Выступление получило высокую оценку экспертов, которые поддержали его предложения.

Подробнее об участии Слепцова А.Н. по ссылке: https://www.un.org/development/desa/indigenouspeoples/meetings-and-workshops/expert-group-meeting-on-the-implementation-of-the-united-nations-declaration-on-the-rights-of-indigenous-peoples-the-role-of-the-permanent-forum-on-indigenous-issues-and-other-indigenous-specific-mec.html

В рамках проведения VIII Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (март 2017) было проведено пять рабочих сессий по самым насущным вопросам социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов. Уполномоченный выступил в качестве модератора рабочей сессии «Ответственное природопользование» совместно с вице-президентом Ассоциации КМНСС и ДВ РФ, депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа Новьюховым А.В. и Директором Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН Пилясовым А.Н. Экспертом рабочей сессии выступила Новикова Н.И. научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. В работе сессии принял участие также Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Ледков Григорий Петрович.

Темы для обсуждения на рабочей сессии:

- роль общественности в формировании и реализации экологической политики;

- создание национальных парков в местах проживания коренных малочисленных народов: проблемы и перспективы;

- этнологическое исследование влияния деятельности компаний-недропользователей на среду обитания малочисленных народов;

- компенсация ущерба общественным объединениям коренных малочисленных народов при промышленном освоении;

- вопросы взаимодействия промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера при реализации программ производственной деятельности: частно-государственное партнерство;

- российская Арктика: коренные малочисленные народы и промышленное освоение;

- международный опыт;

- совершенствование нормативной правовой базы.

В рамках рабочей сессии всего было заслушано двадцать докладов и выступлений. От делегации Республики Саха (Якутия) выступили заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Иванова Л.С., глава Оленекского эвенкийского национального района Иванов А.С., 1-й вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я) Шадрин В.И. и глава Ламунхинского эвенского национального наслега Кейметинова Т.В.

Кроме того, выступили следующие делегаты из различных регионов Российской Федерации Каленчуга В.П. (Приморский край), Чуприн С.С. (Красноярский край), Юшкина С.Г. (Хабаровский край), Идигешева М.А. (Кемеровская область), Лапсуй М.П. (ЯНАО), Сусликов С.М. (Хабаровский край), Хаптагаева Л.Н. (Республика Бурятия), Данилова Л.Л. (Чукотка), Тодышев А.М. (Кемеровская область), Айваседо Н.И. (ЯНАО), Силакова Н.Е. (Республика Карелия).

От представителей промышленных компаний ведущих деятельность в регионах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ выступили Гончар Н.В. (Сахалин Энерджи), Зимина Л.А. (Лукойл), Дордина Н.Ю. (Ямал-СПГ).

13 марта Уполномоченный принял участие в Круглом столе организованном Комитетами Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока и по вопросам национальностей на тему: «Совершенствование законодательства в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В заседании приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных и общественных организаций.

От Республики Саха (Якутия) приняли участие Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жирков, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Е.Х. Голомарева и заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Л.С. Иванова.

В рамках «круглого стола» состоялось публичное обсуждение проблем совершенствования правового регулирования в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также законодательного закрепления их специального правового статуса. Уполномоченный призвал в первую очередь упорядочить вопросы регистрации кочевых родовых общин. Отметил, что по существующему положению зарегистрировать кочевую родовую общину может любой гражданин Российской Федерации независимо от национальной принадлежности, при наличии регистрации в местах традиционного проживания, определенных соответствующим перечнем. Это создает соответствующие предпосылки для злоупотреблений. Уполномоченный обозначил, что для решения данной проблемы необходимо, в первую очередь, решить вопрос документального определения национальной принадлежности коренных малочисленных народов Севера.

В мае Уполномоченный провел рабочую встречу с Гейл Фондал, профессором Университета Северной Британской Колумбии (Канада). Гейл Фондал является руководителем Проекта - Права коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации в области землепользования за последние четверть века. Проект реализуется совместно с Северо-Восточным Федеральным университетом им. М.К. Аммосова и Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Профессор Гейл Фондал рассказала, что исследование направлено на изучение законов, которые касаются прав коренных малочисленных народов Севера на территории Российской Федерации. Исследуются вопросы создания этих законов, как они применяются в различных областях, и насколько хорошо они работают.

В апреле Уполномоченный принял участие на Круглом столе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Законодательное обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в области земельных отношений и допуска к возобновляемым природным ресурсам». Круглый стол был организован Комитетом Государственной Думы по делам национальностей. В работе Круглого стола приняло участие большое количество представителей общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, федеральных и региональных органов государственной власти.

Приказом Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России) от 15 июня 2017 года №72 Уполномоченный включен в состав Экспертно-консультативного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии с Положением, Совет является постоянно действующим совещательным органом на общественных началах, созданным для экспертного и консультационного обеспечения и реализации государственной политики Российской Федерации в целях социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В июле старший референт аппарата выезжала в командировку в Усть-Майский улус по приглашению главы администрации СП «Эжанский национальный наслег» для участия в семинаре «Законодательное обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера».

По приглашению Координационного Совета Уполномоченных по правам человека в Дальневосточном федеральном округе Уполномоченный принял участие во II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение», которая состоялась в г. Хабаровске 13 сентября 2017 года.

Основная цель конференции - анализ практики реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выявление актуальных проблем в правозащитной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности и выработка рекомендаций по ее совершенствованию. На пленарном заседании Уполномоченный выступил с докладом «Вопросы обеспечения прав и свобод коренных малочисленных народов Севера в Дальневосточном федеральном округе». В выступлении Уполномоченный акцентировал внимание участников Конференции на тех вопросах, которые являются более или менее характерными для всех субъектов дальневосточного федерального округа:

- вопрос документального определения национальной принадлежности;

- сохранение и развитие родных языков коренных малочисленных народов Севера;

- организация системы государственного статистического мониторинга состояния малочисленных народов Севера;

- вопрос создания и функционирования территорий традиционного природопользования;

- вопросы взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с недропользователями;

- вопросы развития традиционных отраслей Севера – оленеводства, рыболовства и охотничьего промысла.

Помимо Уполномоченного на пленарном заседании конференции также выступили: Москалькова Татьяна Николаевна – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, доктор юридических наук, доктор философских наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, Гулягин Юрий Александрович – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, Государственный советник юстиции 1 класса, Заслуженный юрист Российской Федерации, Шишлов Александр Владимирович - Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, сопредседатель Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, кандидат физико-математических наук, Плесовских Юрий Гертурович – Председатель Общественной палаты Хабаровского края, ректор ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права», кандидат юридических наук, Воронов Борис Александрович – директор Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор, г. Хабаровск – Экологическая обстановка в Приамурье.

По результатам работы II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение» были разработаны Рекомендации (Резолюция), где нашли свое отражение многие предложения, прозвучавшие в докладе Уполномоченного.

В октябре Уполномоченный принял участие в мероприятиях III Форума молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Российский Север». В рамках Форума был проведен ряд панельных дискуссий по наиболее актуальным проблемам социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, на которых приглашенные эксперты делились с молодежью опытом работы органов государственной власти, местного самоуправления по различным направлениям.

В частности, Уполномоченные по правам коренных малочисленных народов Красноярского края, Камчатского края и Республики Саха (Якутия) выступили экспертами на панельной дискуссии «Права человека в обеспечении устойчивого развития народов России». Следует отметить, что молодежь коренных малочисленных народов с различных регионов Российской Федерации продемонстрировала хорошее знание федерального и регионального законодательства. Ребята задали множество острых, проблемных вопросов реализации законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера в современных условиях.

Панельная дискуссия завершилась церемонией подписания Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов в Камчатском крае и Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).

Соглашением Уполномоченные определили основные направления совместной деятельности, которые предусматривают:

- регулярный обмен опытом государственной защиты прав коренных малочисленных народов Севера и методах восстановления их нарушенных прав;

- проведение совместных мероприятий, встреч, консультаций и переговоров по актуальным проблемам, представляющим взаимный интерес;

- создание совместных временных экспертных групп, по выработке общих согласованных предложений и заключений в части совершенствования законодательства о правах коренных малочисленных народов Севера;

- обмен информацией о текущих и долгосрочных планах деятельности каждой из Сторон, а также систематический обмен иной информацией;

- обмен опытом работы аппаратов и общественных помощников Сторон.

В предыдущих Докладах отмечалось тесное сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия) А.М. Ефимовым.

26 октября 2017 года Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) назначена Гурьева Сардана Михайловна. Сардана Михайловна опытный руководитель, грамотный юрист, которая возглавляла Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я), курирующее вопросы государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера.

Практически с момента ее назначения на должность также начато активное взаимодействие между Уполномоченными. Направлены совместные обращения по различным вопросам реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера. Уверен, что плодотворное сотрудничество продолжится и в дальнейшем.

Кроме того, в прошедшем году Уполномоченный принял участие и в других мероприятиях, проводимых в интересах социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Уполномоченный уверен, что в будущем будет продолжаться активная работа с органами государственной власти, с общественными организациями и гражданами по защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).


Заключение

 

Как и во всех ежегодных Докладах в заключении хочется еще раз акцентировать внимание на некоторых основных проблемах реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

В очередной раз приходится констатировать, что для решения основных проблемных вопросов, необходимо принятие нормативно-правовых актов на федеральном уровне.

1. Вопрос документального определения национальной принадлежности представителей коренных малочисленных народов Севера. Это основополагающий вопрос, от решения которого во многом зависят многие вопросы. В первую очередь, вопрос реализации прав коренных малочисленных народов Севера. Во-вторых, в случае положительного решения данной проблемы, станет возможным решение вопроса о создании системы статистического наблюдения и мониторинга коренных малочисленных народов Севера. В третьих, создание подобной системы мониторинга, будет способствовать принятию эффективных мер государственного управления, направленных на решение вопросов социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, и соответственно, способствовать реализации их прав и законных интересов.

В предыдущих докладах отмечалось, что работа в данном направлении со стороны органов государственной власти Якутии ведется. К сожалению, в данном вопросе многое упирается в позицию федеральных органов власти. В настоящее время ФАДН России ведется работа по созданию Реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. В случае принятия решения о создании Реестра в таком виде, будет фактически означать создание списка лиц, занятых в традиционных отраслях Севера. Таким образом, это будет достаточно усеченный перечень, который не будет способствовать решению вопроса о документальном подтверждении национальной принадлежности.

2. Второй вопрос, от решения которого также зависят многие проблемы реализации прав коренных малочисленных народов Севера, и который также неоднократно поднимался в ежегодных Докладах – внесение изменений в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.05.2009 №631-р.

В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) ведется работа с ФАДН России по следующим направлениям:

- актуализация Перечня, в части приведения наименований муниципальных образований в соответствии с Общероссийским классификатором муниципальных образований, утвержденных приказом Росстандарта от 14.06.2013 г. №159-ст. С учетом того, что все муниципальные образования пяти районов включены в перечень, предлагается Анабарский, Жиганский, Момский, Оленекский и Эвено-Бытантайский районы утвердить в статусе муниципальных районов.

- по расширению Перечня на основании исторических справок о традиционном проживании коренных малочисленных народов Севера. В частности подготовлены материалы по включению Абыйского и Усть-Янского районов, городского поселения поселок Тикси Булунского района, городского поселения поселок Черский Нижнеколымского района, сельского поселения Ботуобуйинский наслег Мирнинского района, сельского поселения Югюлятский наслег Вилюйского района.

При этом в соответствии с вышеуказанным Распоряжением в большинстве субъектов Российской Федерации подобный перечень установлен на уровне муниципальных районов и городских округов.

В связи с этим, Уполномоченный считает наиболее целесообразным подходом установление мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на уровне соответствующих муниципальных районов. Только такой подход способен наиболее полно обеспечить реализацию прав и законных интересов коренных малочисленных народов.

3. Как уже отмечено в Докладе, в Якутии практически завершены работы по организации территорий традиционного природопользования в районах проживания коренных малочисленных народов Севера.

Однако создание территорий традиционного природопользования не означает решение всех вопросов в сфере земельных правоотношений. Сложными остаются вопросы закрепления за кочевыми родовыми общинами земельных участков, охотничьих угодий и рыбопромысловых участков.

Теперь после создания территорий традиционного природопользования необходимо вплотную взяться за решение данных вопросов. Общины коренных малочисленных народов Севера должны быть правообладателями тех участков, где они исконно ведут традиционную хозяйственную деятельность. Особенную актуальность этому придает арктический вектор социально-экономического развития России, который означает, что традиционные земли с каждым годом все интенсивнее будут затронуты промышленным освоением. Для налаживания конструктивных взаимоотношений с хозяйствующими субъектами необходимо комплексно решить эти вопросы. И такой опыт в Республике Саха (Якутия) уже имеется, когда благодаря государственной программе Республики Саха (Якутия) «Управление собственностью на 2012-2016 годы» проведены кадастровые и землеустроительные работы в отношении территорий традиционного природопользования 230 родовых общин.

В настоящий момент назрела настоятельная необходимость вернуться к данному вопросу еще раз. Возможно, стоит шире решать этот вопрос, в том числе рассмотреть возможность оказания содействия общинам со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) не только в закреплении земельных участков, но также и по закреплению охотничьих угодий и рыбопромысловых участков.

 

4. Для подготовки Доклада аппарат Уполномоченного проводит сбор информации по реализации нормативно-правовых актов касающихся коренных малочисленных народов Севера. Направляются соответствующие запросы в министерства и ведомства.

Подобный запрос был направлен и в созданное в конце 2016 года Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), поскольку Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 02.12.2016 № 1545 после упразднения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию функции упраздняемого Госкомитета были переданы Министерству.

В полномочия упраздненного Госкомитета РС(Я) по геологии и недропользовании входила работа по «защите интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами».

На соответствующий запрос был получен ответ Министерства промышленности и геологии о том, что полномочия по защите интересов малочисленных народов не предусмотрены Положением о Министерстве и что такими полномочиями наделено Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я).

Мы знаем и высоко оцениваем работу, проводимую Министерством по развитию институтов гражданского общества РС(Я). Тем не менее, стоит напомнить, что полномочия упраздненного Государственного комитета по геологии и недропользованию были направлены на реализацию п. 10 ст. 4 федерального закона от 21 февраля 1992 года №2395-I «О недрах». Разрешение споров по вопросам пользования недрами и защита при этом интересов малочисленных народов, это не те полномочия, которые возложены на Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я).

Как уже отмечалось в Докладе в настоящее время идет разработка федерального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы проведения этнологической экспертизы. При этом, в первую очередь, разработка ведется на основе опыта Республики Саха (Якутия), которая является единственным субъектом РФ, где действует республиканский закон об этнологической экспертизе[7]. Именно Министерство промышленности и геологии РС(Я), обладающее штатом квалифицированных специалистов в области законодательства о недрах, должно было выступить одним из главных проводников идей, как наилучшим образом перенести опыт Якутии по проведению этнологической экспертизы на федеральный уровень. Вместо этого, судя по ответу Министерства, оно фактически самоустранилось от этих процессов.

Исходя из изложенного, считаю необходимым неукоснительное исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 02.12.2016 № 1545 и возложении указанного полномочия упраздненного Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию на Министерство промышленности и геологии РС(Я). При этом речь не идет только о технической работе по внесению изменений в Положение о министерстве. Самое главное соответствующее наполнение деятельности Министерства в части реализации данного полномочия.

Помимо этих вопросов, актуальными остаются многие вопросы, которые поднимались в предыдущих Докладах Уполномоченного. Безусловно, решение многих проблемных вопросов – это не одномоментный процесс. Тем не менее, они не теряют своей актуальности.

Еще в первом Докладе[8] был затронут вопрос о создании фонда социального развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), положение о котором установлено статьей 38 Конституцией Республики Саха (Якутия) (Статья 38. В ведении Республики Саха (Якутия) находятся: … 8) формирование и утверждение государственного бюджета Республики Саха (Якутия), установление республиканских налогов и сборов; образование целевых фондов, в том числе фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера).

Все так же актуальным остается вопрос по возрождаемым местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, перечень которых определен Законом РС(Я) от 10.07.2003 59-З N 121-III «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)». Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) стоит определиться с общими подходами в данном вопросе.

До сих пор не решен вопрос отметки в охотничьих билетах: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для личного потребления».

Еще одним острым вопросом является вопрос выделения социальных стипендий студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, обучающимся в высших учебных заведениях, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ.

Решение большинства из вышеозначенных вопросов находится в ведении федеральных органов власти. В позитивном ключе следует отметить, что республиканские органы государственной власти ведут планомерную, постоянную работу по решению этих и других вопросов реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера. При этом они осуществляют эту деятельность в тесном контакте с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера. Уверен, что в конечном итоге такое тесное плодотворное сотрудничество принесет свои позитивные изменения.

 


[1] Из приветствия Президента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Ледкова Г.П. участникам Форума коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (март 2017 года, Салехард).

[2] Ч. 3 ст. 1 Закона РС(Я) «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).

[3] Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 19.12.2016 г. А/RES/71/178

[4] Ч. 1 ст. 26 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов мира (принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года).

[5] Доклад о соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) за 2016 год.

[6] Доклад о соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) за 2016 год.

[7] Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 г. 820-З №537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

[8] Доклад о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) за 2014 год.



2018-07-06 436 Обсуждений (0)
Информация о деятельности Уполномоченного за 2016 год. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информация о деятельности Уполномоченного за 2016 год.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)