ЭССЕИСТИКА. ПУБЛИЦИСТИКА. ПИСЬМА
Искусство всегда современно.
«Г-н —бов и вопрос об искусстве» (1861) Достоевский, 18:98
Раскол в нигилистах.
«Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» («Эпоха», 1864, № 5) Имелась в виду полемика между «Современником» и «Русским словом» Д. Писарева.
Гражданская слеза.
«Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» «Если кто-нибудь <…> напишет в стихах или прозе о “Гражданской слезе”…» (из включенного в статью пародийного романа «Щедродаров», II). Ё Достоевский, 20:108. Выражение восходит к стихотворению И. И. Гольц-Миллера «В сердце грусть тяжелая…» («Современник», 1864, № 2): «Позади бесцветная / Дней былых равнина; / Спят в ней безответные / Грезы гражданина…». Н. Н. Страхов в своих «Заметках летописца» вместо «грезы гражданина» процитировал: «слезы гражданина» («Эпоха», 1864, № 4) и заметил: «Слезы гражданина заменяют теперь луну, деву, мечту прежних поэтов». Ё Достоевский, 20:362.
Яблоко натуральное лучше яблока нарисованного, тем более что яблоко натуральное можно съесть, а яблоко нарисованное нельзя съесть.
«Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» (из включенного в статью пародийного романа «Щедродаров», II) Достоевский, 20:108 Тезис: «Яблоко нарисованное никогда не может быть так вкусно , как яблоко настоящее» – приводился как образчик тупоумия в статье Ап. Григорьева «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» (1858). Ё Григорьев А. А. Искусство и нравственность. – М., 1986, с. 35. Это – спародированное положение диссертации Н. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855): «…Дерево не думает о том, чтобы плоды его были вкусны. Но тем не менее <…> наше искусство до сих пор не могло создать ничего подобного даже апельсину или яблоку <…>». Ё Цит. по: Достоевский, 20:326.
Дневник писателя.
Загл. цикла очерков в газете-журнале «Гражданин» (1873—1874); затем – «моножурнала» Достоевского (1876—1877; 1880—1881).
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
«Дневник писателя», 1876, январь, III, 2 Достоевский, 22:34 В черновой тетради это изречение ошибочно приписано Достоевским Козьме Пруткову. Ср. также в «Письме о пользе желаний» И. А. Крылова (конец 1790-х гг.): «Не тот счастлив, кто счастьем обладает: / Счастлив лишь тот, кто счастья ожидает». Ё Цит. по: Достоевский, 22:337.
Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.
Записная тетрадь 1880—1881 гг. Достоевский, 27:63
…Через большое горнило сомнений моя осанна прошла <…>.
Записная тетрадь 1881 г., наброски к «Дневнику писателя» Достоевский, 27:86
Зимние заметки о летних впечатлениях.
Загл. очерков о поездке в Западную Европу (1863)
* Петербург – самый фантастический город, с самой фантастической историей из всех городов земного шара.
«Зимние заметки о летних впечатлениях», III Достоевский, 5:57 Также: «…в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре» («Записки из подполья», I, 1) (1864). Ё Достоевский, 5:101.
…Русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые <…> развивает Европа в отдельных своих национальностях.
Объявление о подписке на журнал «Время» (сент. 1860) Достоевский, 18:37 С изменениями повторено в «Ряде статей о русской литературе», I, 2. Ё Достоевский, 18:50. Выражение «русская идея», вероятно, восходит к «русскому воззрению» К. С. Аксакова. Ё «О русском воззрении» – «Русская беседа», 1856, кн. 1 (апр.), с. 84—85.
Нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру.
«Объяснительное слово по поводу <…> речи о Пушкине» («Дневник писателя», 1880, август, I) Достоевский, 26:131 п «И новое сказал он слово…» (Г-509).
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», – сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое.
«Пушкин (Очерк). Произнесено 8 июня [1880 г.] в Обществе любителей российской словесности» [т. н. «Пушкинская речь»] Достоевский, 26:136
* Русское скитальчество.
«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»] «В Алеко Пушкин уже отыскал <…> того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически явившегося в оторванном от народа обществе нашем. <…> Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут». Ё Достоевский, 26:137
…Русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится.
«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»] Достоевский, 26:137
Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость.
«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»] Достоевский, 26:139 У Пушкина: «Оставь нас, гордый человек!» (п П-598).
…Укажите хоть на одного из <…> великих гениев, который обладал бы такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то <…> главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим.
«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»] Достоевский, 26:145
Стать <…> вполне русским, может быть, и значит только <…> стать братом всех людей, всечеловеком , если хотите.
«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»] Достоевский, 26:147 Комментарий современника: «Нарочно, для смеха они [славянофилы] выдумали слово “общечеловек” и постоянно трунили над этим “общечеловеком”. Г-н Достоевский не принял этого слова, но придумал новое – “всечеловек”». Ё «Страна», 12 июля 1880, редакц. статья; цит. по: Достоевский, 27:328. «Общечеловеком» именуется Виргинский в «Бесах», II, 1, 3.
…Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки.
Письмо к Н. Д. Фонвизиной (конец янв. – 20-е числа фев. 1854 г.) Достоевский, 28(1):176
Главная идея романа [ «Идиот»] – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете.
Письмо к С. А. Ивановой от 1 (13) янв. 1868 г. Достоевский, 28(1):251
…То, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.
Письмо к Н. Н. Страхову от 26 фев. (10 марта) 1869 г. Достоевский, 29(1):19
* «Пиковая дама» – верх искусства фантастического.
Письмо к Ю. Ф. Абаза от 15 июня 1880 г. Достоевский, 30(1):192
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |