Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орган дознания, дознаватель как субъекты дознания



2018-07-06 747 Обсуждений (0)
Орган дознания, дознаватель как субъекты дознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое определение понятия органов дознания сформулировано в п. 24 ст. 5 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). В нем органы дознания определены как «государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия».

Данное определение является недостаточно корректным, на что уже обращалось внимание в литературе,[18] поскольку относит к органам дознания не только государственные органы, но и должностных лиц, что является неверным с точки зрения этимологии термина «органы». В словарях русского языка термин «орган» истолковывается только как государственное или общественное учреждение, организация, которыми должностные лица являться не могут. Органами дознания могут быть только определенные государственные органы. Должностные лица могут только реализовывать полномочия органа дознания как организации либо по прямому указанию закона, поскольку они наделены полномочиями органа дознания, либо будучи на то уполномочены начальником органа дознания. Органы дознания, как и начальник органа дознания, не могут быть уполномочены осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия каким бы то ни было должностным лицом. Они наделяются такими полномочиями только законом. Поэтому некорректным является и употребление в правовом определении понятия органов дознания термина «уполномоченные» вместо более точного термина «полномочные», что необходимо учитывать при дальнейшем совершенствовании уголовно–процессуального закона.

Включение в правовое определение понятия органов дознания должностных лиц не позволяет на практике четко определить виды и систему органов дознания, а также круг должностных лиц, обладающих полномочиями начальника органа дознания. Тем не менее ни Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 92–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации», которым в УПК РФ впервые была введена процессуальная фигура начальника органа дознания, ни Федеральными законами от 6 июня 2007 г. N 90–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации» и от 30 декабря 2015 г. N 440–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя», которыми полномочиями по руководству деятельностью подчиненных дознавателей были наделены, соответственно, начальник подразделения дознания и начальник органа дознания, в определение понятия органов дознания и в их систему изменения внесены не были.

Виды органов дознания и перечень должностных лиц, относящихся к органам дознания, а также основные направления процессуальной деятельности органов дознания определены в статье 40 УПК РФ.

Органами дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, являются:

«– органы внутренних дел РФ, включая территориальные, линейные управления, отделы, отделения, пункты;

– органы исполнительной власти, наделенные правом осуществления оперативно–розыскной деятельности. К таким органам в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144–ФЗ «Об оперативно–розыскной деятельности Российской Федерации» относятся оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний;

– органы Федеральной службы судебных приставов;

– начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

– органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы».

Дознаватель – это участник следственного действия, выполняющий функции, аналогичные функциям следователя при наличии специальных правовых гипотез, допускающих передачу юрисдикционных полномочий в досудебном производстве из ведения органов предварительного следствия в ведение органов дознания, а именно: а) при производстве дознания как формы предварительного расследования (гл. 32 УПК РФ); б) выполнении неотложных следственных действий (ч. ч. 1 – 3 ст. 157 УПК РФ); в) выполнении отдельных поручений следователя о производстве следственных действий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ). В случаях проведения дознания как формы предварительного расследования на правах дознавателя в производстве следственного действия могут принимать участие начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ) и начальник органа дознания (ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ).

Поскольку правовые условия осуществления следственных действий дознавателем, начальником подразделения дознания или начальником органа дознания в целом аналогичны рассмотренным выше условиям работы следователя, то они не должны вызывать каких–либо ощутимых затруднений в правоприменительной практике, если, конечно, не принимать во внимание более низкий профессиональный уровень соответствующих кадров.

Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ, которые заключаются в том, что «дознаватель вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение», например, избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, продлевать сроки дознания, проводить обыск.

На органы дознания в соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ возлагаются:

«1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

3) осуществление иных, предусмотренных УПК РФ полномочий».

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возлагаются также на:

«1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого–разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений».

В ч. 1 ст. 40 УПК РФ получил определенного уровня конкретизацию состав лишь органов внутренних дел. Вместе с тем следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают отнесение законом органов внутренних дел к числу органов дознания с позиций законодательной техники неудачным,[19] поскольку органы внутренних дел представляют собой «сложное структурное государственное учреждение, состоящее из многочисленных подразделений и служб». Полномочиями органов дознания в органах внутренних дел следовало бы наделить законом только полицию, исключив из п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ слова «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав».

Полномочиями органов дознания по производству дознания наделены не все органы исполнительной власти, правомочные осуществлять оперативно–розыскную деятельность. В ч. 3 ст. 151 УПК РФ определена подследственность дознавателей только пяти органов государства, а именно:

«1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов Федеральной службы судебных приставов;

3) органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

4) пограничных органов федеральной службы безопасности;

5) таможенных органов Российской Федерации». Следовательно, только данные органы государства обладают в полном объеме всеми полномочиями органов дознания, включая полномочие осуществлять дознание. Другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно–розыскной деятельности, не наделены полномочиями по производству дознания. В связи с этим их следует исключить из перечня органов дознания.

Органами дознания, наделенными полномочиями по производству дознания, являются пограничные органы федеральной службы безопасности, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и таможенные органы Российской Федерации. В соответствии с пп. 3, 6 и 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности дознание производится по уголовным делам о четырех видах преступлений небольшой и средней тяжести, дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы – по уголовным делам о трех видах преступлений аналогичной тяжести, дознавателями таможенных органов – по уголовным делам о двух видах преступлений аналогичной тяжести.

Малое число видов преступлений, отнесенных к подследственности дознавателей указанных органов, и фактическая сложность уголовных дел об этих преступлениях указывают на необходимость изменения подследственности этих преступлений и передачи их другим органам предварительного расследования, в частности линейным и территориальным органам полиции.

Включение начальников органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов в перечень органов дознания нельзя признать правильным, поскольку, во–первых, этих должностных лиц нельзя признавать органами, во–вторых, в ст. 151 УПК РФ не определена их подследственность и они, следовательно, не вправе производить дознание. В то же время осуществление дознания наряду с производством неотложных следственных действий, как явствует из положений части второй ст. 40 УПК РФ, является одним из основных признаков органов дознания, а само производство неотложных следственных действий видом дознания не является.

Следует отметить, что по пути признания органом дознания определенных государственных органов, а не должностных лиц идет и развитие уголовно–процессуального законодательства. Так, Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 38–ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации» в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ слова, в которых ранее в качестве органов дознания перечислялись должностные лица федеральной службы судебных приставов, были исключены и заменены словами «органы Федеральной службы судебных приставов».

Исходя из изложенного, следует признать некорректным правовое определение понятия органа дознания и предложить сформулировать его в следующей редакции: «органы дознания – государственные органы, правомочные осуществлять дознание и неотложные следственные действия, а также иные предусмотренные настоящим Кодексом полномочия». В то же время нельзя согласиться с предложением некоторых авторов заменить в законе понятие «органы дознания» понятием «органы, на которые возложено производство дознания»[20], поскольку на органы дознания возложены, кроме производства дознания, и другие процессуальные полномочия.

В ст. 40 УПК РФ в ч. 3 слова «начальники» и «командиры» следует исключить и изложить ч. 3 в следующей редакции: «органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации». В ст. 151 УПК РФ следует определить подследственность дознавателей органов военной полиции. Командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов следует включить в перечень должностных лиц, наделенных в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочиями по возбуждению уголовного дела о преступлениях определенной категории и выполнению неотложных следственных действий.

Кроме того, следует исключить ч. 3 в ст. 40 УПК РФ и включить перечисленных в ней должностных лиц наряду с командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов в новую ст. 41.1 «Должностные лица, полномочные осуществлять отдельные процессуальные полномочия», которой следует дополнить УПК РФ. Наличие в ст. 40 УПК РФ ч. 3 приводит в ряде случаев к неправильному толкованию на практике и в юридической литературе правового статуса перечисленных в ней должностных лиц, необоснованному отнесению их к органам дознания.

Поскольку полномочиями по производству дознания наделены законом не все органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно–разыскную деятельность, следует дополнить ч. 1 ст. 40 УПК РФ словами «подследственность которых определена статьей 151 настоящего Кодекса».

Начальников органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно–розыскной деятельности, но не указанных в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, в том числе тех, которые согласно п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ наделены правом производства неотложных следственных действий, следует включить в новую ст. 41.1 «Должностные лица, полномочные осуществлять отдельные процессуальные полномочия», которой, как отмечено выше, следует дополнить УПК РФ.

 



2018-07-06 747 Обсуждений (0)
Орган дознания, дознаватель как субъекты дознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орган дознания, дознаватель как субъекты дознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)