Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодические издания для детей и юношества в СССР (1930-50-е гг.



2018-07-06 634 Обсуждений (0)
Периодические издания для детей и юношества в СССР (1930-50-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




ДЕТСКИЕ АЛЬМАНАХИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ УРАЛА

В 1930-Е – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ.

 

 

Научный руководитель: Литовская М. А. д.ф.н., профессор   подпись
Нормоконтролер: Ермоленко Н. Г.   подпись
Студент группы УГИМ-261502 Климина Анна Сергеевна   подпись

 

Екатеринбург

Оглавление

Введение. 3

1. Периодические издания для детей и юношества в СССР (1930-50-е гг. 14

1.1. Формирование детской и юношеской периодики на Урале. 14

1.2.«Живая театрализованная газета» для пионеров. 27

2.Альманахи для детей и подростков в 1930-е гг. 42

2.1. Альманах «Юношеский альманах». 42

2.2. Альманах «Золотые зерна». 50

2.3. Уральские литературные альманахи для октябрят. Детский альманах «Морозко» 56

2.4. Альманах «Урал – земля золотая». 63

3.Альманах для детей и подростков в 1940-е-1950-е гг. 71

3.1. Жанр детского альманаха на Урале во время Великой Отечественной Войны: «Боевые ребята». 71

3.2.Детские альманахи Урала послевоенных лет. Альманах «Уральские огоньки» 86

Заключение. 98

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 102

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ. 102

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАСПОРТИЗАЦИЯ ИЗДАНИЙ.. 129

Список использованной литературы: 145

 


 

Введение

Важное место в уральской печати, предназначенной для детей и подростков в период с конца 1930-х до 1950-х гг., занимали альманахи. Эти издания не «закрывали» собой весь спектр изданий, но, наряду с «авторскими» книгами, выполняли функцию литературного образования октябрят и пионеров Урала. Если в детских журналах и газетах, издававшихся в регионе, художественные произведения появлялись от случая к случаю, то в альманахе они занимали почти всю площадь издания.

В 1930-е – 1950-е гг. в Советском Союзе осуществлялась мощная целенаправленная педагогическая политика, воспитание детей и подростков было достаточно строгим, основанным на внятно сформулированных идеалах. Этому способствовала работа политических молодежных организаций, в частности, пионерской. Педагогическая пропаганда использовала все общественные сферы, касающиеся воспитания, для продвижения образа пионера, нового идеального ребенка коммунистической эпохи. Каждое литературное произведение, прежде чем попасть в тот или иной пионерский журнал или газету, или в радио-эфир, должно было пройти строгую идеологическую цензуру. Свидетельства этому приведены в работах многих ученых-историков[1]. Был установлен особый набор качеств, характерный для положительных героев, а также строгие правила по ограничению тематики произведений.

Основные параметры содержания и форм пропаганды в СССР шли из «центра». Там выходили основные многотиражные издания для юношества («Пионер», Костер», «Еж», «Чиж», «Мурзилка», «Веселые картинки» и т.д.), история которых подробно описана в работах многих исследователей[2]. В провинцию эти издания доходили, но в каждой области были свои, особенные издания. С одной стороны, существовали журналы и газеты, выходившие каждые две недели. Они были основным источником информации о делах общегосударственных и вследствие этого не могли потерять внимание своей аудитории и перестать играть роль орудия пропаганды. С другой стороны, были альманахи, сборники произведений, которые выходили единично или каждый год. Не каждый из них был известен в столице, поэтому его редакторы могли в той или иной степени самостоятельно осуществлять выбор тематики произведений и направления сборника. Тем не менее, факт оставался фактом, - чтобы дойти к своему читателю, всем сборникам нужно было публиковать именно те произведения, которые касались насущных вопросов, а этого нельзя было сделать, избежав общегосударственного влияния узаконенной идеологии.

В данном исследовании мы обратимся к периодике, которая выходила на территории Урала в 1930-1950-е гг. и была адресована детям и юношеству. Творчество детских авторов этого времени было интересно многим ученым[3]. Однако в целом как периодические, так и непериодические издания для юношества, выходившие на Урале в 1930-50-х гг., изучены достаточно слабо.

Наша работа посвящена характеристике литературных сборников, выходивших на Урале в 1930-50-е гг. и предназначенных для юношества.

Актуальность работы определяется слабой изученностью представленного материала, отсутствием подробной характеристики даже основных литературных сборников на Урале в указанный период времени, необходимостью создания академической истории литературы Урала (конкретно – изданий для детей и подростков, выходивших в этом регионе в 1930-1950-е гг.). Сразу оговоримся, что представленный и охарактеризованный нами материал не относится к «большой» литературе своего времени. В альманахах и журналах этих лет в основном представлены рассказы, очерки и стихотворения в эстетическом отношении весьма скромные. Но они занимали свое место в литературном процессе, читались, оказывали свое воздействие на аудиторию, наконец, соответствовали значимым темам своего времени. Авторы этих произведений поднимали проблемы положения ребенка во время войны, его роли в общей государственной стройке и восстановлении, описывали семейный и школьный быт.

Степень разработанности проблемы. Литературная и издательская история газет, журналов, альманахов и сборников Урала является предметом исследования филологов и краеведов[4] уже не первый год. Тем не менее, характеристика уральских изданий для детей 1930-50-х гг. дана в этих работах фрагментарно. Вследствие этого, на наш взгляд, представленная работа обладает научной новизной, так как она наиболее полно представляет указанный выше материал.

***

Прежде всего, мы хотели бы сосредоточить внимание на альманахах как на основном литературно-художественном периодическом источнике. Для того чтобы четче представлять предмет рассуждений, нам необходимо обратиться к характеристике особенностей этого типа изданий.

В переводе с арабского языка слово «альманах» обозначало астрономический календарь или счет и меру времени. В различных словарях даются следующие его определения:

«АЛЬМАНАХ – это сборник произведений, объединенных по тематическому, жанровому или другим признакам. Содержит произведения разных авторов, выходит обычно не периодически»[5].

«АЛЬМАНАХ(от араб. аль-манах – календарь) – 1) непериодический сборник сведений, занимательных или справочных, часто тематических. 2) Сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному)»[6].

«АЛЬМАНА́Х, -а, м. Непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей»[7].

«АЛЬМАНА́Х [нем. Almanach; исп. Almanaque< ар.] – 1) разнородная подборка новейших литературных произведений разных авторов, иногда объединенных одним направлением; 2) в старину (особенно в середине века) – календарь с разного рода сведениями и астрологическими предсказаниями»[8].

В «Большой Советской энциклопедии» мы находим следующее определение альманаха: «Альманах[9] (от араб.аль-манах календарь) 1) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д. (эти А. по типу близки к т. н. календарям-справочникам). 2) Литературный А. – сборник литературных произведений, часто объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.). Первые литературные А. появились в Западной Европе (Франция) в середине 18 в., в России в конце 18 в».[10]

Эти определения не отличаются друг от друга по своему основному содержанию и представлены здесь все сразу только для того, чтобы обозначить отсутствие противоречий в определении этого жанра. Если обобщить данные обозначения, то мы придем к выводу, что альманах – это непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей, объединенных по какому-либо признаку (жанровому или тематическому). Исследуемые в данной работе сборники в разной степени подходят под это общее определение, так как их издатели каждый по-своему задавали жанровое обозначение. В следующих главах мы будем определять эту степень для каждого из них отдельно.

Альманах – это вид сборника, содержание которого менялось на протяжении нескольких веков. Из календаря он трансформировался в специальное приложение для календаря, которое имело литературный характер. Однако впоследствии он значительно изменился в плане содержания. Сейчас альманахом называют собрание нескольких произведений одного или разных авторов, которые носят обычно беллетристический характер.

Известный библиофил начала ХХ в. Н. В. Соловьев (он занимался изданием журналов «Антиквар» и «Русский библиофил») отмечал, что календари употреблялись с давних пор, но после принятия христианства вместе с Библией они стали играть роль настольных книг[11]. Историческая трансформация разных изданий альманахов описывается разными исследователями во многих литературных словарях и энциклопедиях. Давайте обратимся к одному из них.

В конце средних веков альманахом называют календарные таблицы с применением астрономических и других примечаний. Все, у кого они были, вели их сами по своему усмотрению. Однако в конце XV в. альманахи привлекают внимание публики и власти, на них появляется спрос. С XVI в. обычай частных издателей выпускать ежегодные альманахи устанавливается окончательно. При этом в них добавляются различные известия, имеющие общественное значение: о ярмарках, о монетном дворе, о придворных залах. Первичное разделение альманахов произошло в середине XVIII в. Из желания привлечь интерес и спрос господствующих классов в альманахи также включают генеалогию королей и перечень духовенства. Сборник получает определение королевского или придворного и получает распространение в ведущих западноевропейских державах. Одновременно с королевскими (придворными) в обычай также входят и альманахи для народа. В них к календарным и официальным сведениям прибавляются анекдоты, стихотворения и небольшие занимательные рассказы. Со временем альманах превращается именно в литературный сборник стихотворений, рассказов, очерков, а затем и критических статей. В то же время, помимо привычных для нас альманахов, существовали узкоспециальные, например, дипломатические, гастрономические, статистические, а также другие виды альманахов. Постепенно малые литературные жанры оттесняют изначальный календарный текст, и, наконец, совсем заполняют альманах, превращая его в сборник литературно-художественных произведений. Календарные сведения выделяются в специальное издание под характерным названием «календарь», которое сохраняет значение меры времени и весь официальный справочный материал. Альманах же становится литературным сборником, имеющим целью или занять читателя, или поучить его. Напомним, что подобной функцией обладали журналы и светская литература.

На протяжении всего своего существования альманах занимал особое место в литературном пространстве. Этот тип издания всегда отличался переходностью, так как он занимает пограничное место между литературой и журналистикой. Альманахи имели особое распространение в эпохи неоклассицизма, сентиментализма и романтизма. Именно в это время они достигли апогея своего развития. Заглавием для них служили имена греческих богинь поэзии и искусства. В России появлением большого количества альманахов отмечена эпоха А. С. Пушкина, который даже говорил об «альманашниках» как об особом типе издателей. Он же в 1827 г. говорит: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах»[12]. Альманахи считались не просто подарками на Новый Год и не игрушками типографского и гравировального искусства, но важными книгами, свидетельством трудолюбия почти всех наших поэтов. Не купив русских альманахов, читатели могли не узнать, что написали русские писатели в прошедшем году[13]. Некоторые издания, в частности «Телескоп», решительно приписывали альманахам роль хранилища всех богатств литературы. В особенности отмечалось, что в альманахах «будущность любит обнаруживать себя преждевременно, отрывками из неоконченных поэм, преднамереваемых романов»[14]. Также в издании «Телескопа» считалось, что «из наших альманахов можно получить достаточное понятие не только о современном состоянии нашей словесности, но и о будущих ее надеждах»[15].

А. А. Дельвиг издает 8 книг альманаха «Северные цветы», К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев – «Полярную звезду», Ф. Ф. Булгарин – «Русскую Талию». Первые книги «Северных цветов» представляли собой сборники прозаических и поэтических сочинений, распределенных на два раздела соответственно их жанрам. П. А. Плетнев сравнивал данный тип издания с выставками в Академии художеств и называл альманахи энциклопедическим эхом своей эпохи. Исследователь Ю. Б. Балашова пишет, что во многом, альманах во время своего расцвета как издания заменял энциклопедические журналы[16]. Особенностями альманаха «Северные цветы» были уникальная судьба и множество литературных шедевров, которые впервые стали достоянием публики после выхода в свет именно этих сборников.

Альманах был хорошим способом заявить о своих идеях и познакомить с ними общество посредством литературных произведений. Этим умели пользоваться, например, декабристы. Именно благодаря этой особенности в альманахе пересекались контексты исторические, культурные, социальные, литературные и политические. Даже исследователи иноязычной литературы, для того чтобы проанализировать, например, влияние восточной литературы на русскую, изучают декабристские альманахи. Вот с какого угла, например, осуществляется данное рассмотрение: «Революционно-прогрессивный романтизм находит свои точки соприкосновения с идеями декабризма в осмыслении и разрешении таких важных проблем современности, как историзм, народность. Актуализация вышеназванных проблем романтического искусства ориентирует на то, что русская литература обращается к своему национальному прошлому, предприняв попытки его художественного возрождения и переосмысления»[17]. Именно это и осуществляется в новых произведениях, которые соединяются в сборники и распространяют нужные идеи в литературной форме среди соответствующей аудитории.

Альманахи широко распространяются и переиздаются. С 1836 г. спрос на них падает из-за большей популярности ежемесячников. Несмотря на то, что расцвет альманаха, как типа издания приходился именно на пушкинскую эпоху, в 1840-х гг. в связи с появлением «толстых» журналов альманахи немного отошли в сторону. Впрочем переходный период завершился возрождением и перерождением альманаха как типа издания.

В середине – второй половине XIX в. стали формироваться основные специализированные разновидности альманахов. С 1850-х гг. в России укрепился специализированный подвид альманах-сборник. В конце XIX– начале XX вв. московское издательство «Скорпион» восстанавливает альманах «Северные цветы», «Гриф» выпускает 2 своих сборника «Факелы» и «Скифы», Петроградское издательство «Шиповник» – «Альманах Шиповник». Альманахи в известной степени вошли в моду, в том числе и потому, что были хорошим способом заявить о своих идеях. В 1910-е-1920-е гг. выпуском подобных литературных сборников занимались ведущие литературные группировки того времени: «ЛЕФ», «Перевал», «Серапионовы братья», конструктивисты. Тогда же, в 1920-1930-е гг., начали появляться литературно-политические сборники и развиваться публицистические альманахи. Эти издания объединили многих участников разных литературных направлений. Понятия «альманах» и «литературный сборник» постепенно становятся тождественными[18].

От так называемых «толстых» литературных журналов альманахи отличаются периодичностью. Первые обычно выходили не менее 4 раз в год и в большинстве своем являлись ежемесячниками. Последниеже могли выходить с самой разной последовательностью, а иногда даже (если издание, задуманное как продолжающееся, не становилось таковым) представлять собой единичное издание.

Входящие в состав альманаха произведения чаще отбирались и объединялись в зависимости от целевой аудитории, на которую они были ориентированы. То есть основным критерием включения текстов в альманах был не жанровый, а тематический (например, возраст или род занятий потребителей). Таким образом, альманахи для детей и юношества могли содержать и очерки, и рассказы, и стихотворения, и небольшие поэмы, то есть произведения лирики и малых прозаических жанров. Соотношение публикующихся авторов местного значения и писательской элиты могло быть разным для каждого отдельного издания. Названия разделов и критерии распределения по ним произведений могли отличаться даже внутри одного альманаха в разных выпусках. Все альманахи были иллюстрированы, но отличались по оформлению.

Альманахи имели характерные признаки. Обычно их появление знаменовало переход на новый уровень развития литературы или было связано с появлением новой темы. Чаще всего оно хронологически совпадало с каким-либо историко-социальным критическим поворотом или переломом, Последнее является важнейшим условием жизни альманаха, так как это в это время легко нарушаются границы между плохими и хорошими авторами из-за неопределенности границ «хорошего» и «плохого». В качестве примеров подобных социально-исторических переломов могут выступать войны или революции; времена, когда меняется идеология и связанный с ней уклад жизни и людям трудно представить, что будет происходить дальше. При этом, конечно, не все писатели готовы «выдать» должное количество идеологически близких текстов, которые, ко всему прочему, еще должны соответствовать высокому художественному уровню. Именно на материале альманахов мы можем проследить, как в одном издании публикуются вместе литературные тексты принципиально разного эстетического уровня.

Разные исследователи с различных точек зрения подходят к изучению альманахов. Однако при любом научном подходе необходимо учитывать исторические, социальные и культурные факторы. Наряду с исторической эпохой, описанной в произведении, должно учитываться время выхода издания. В соответствии с концепцией Ю. Б. Балашовой, «периоды культивирования альманаха или литературного сборника совпадают со становлением и утверждением новых общекультурных формаций, которые отличает значительная гибкость, вариативность востребованных форм»[19]. Ю. С. Ромайкина[20]считает необходимым прослеживать черты конкретного литературного направления в произведениях, опубликованных в том или ином альманахе. Также она обращает внимание на элементы паратекста; композиционную структуру сборника; характер контекстуального единства произведений; какие произведения печатались в начале, какие в конце; носителями каких лейтмотивов они являлись и какой тон задавали читательской аудитории.

В издании альманаха «Северные цветы» за 1832 г. помещена статья Л. Г. Фризмана «А. С. Пушкин и “Северные цветы”»[21]. В первую очередь, в данной работе учитывается художественный уровень произведений, подчеркивается их неравноценность, а также качество прозы и поэзии, публикующейся на страницах данного издания. Исследователь утверждает, что в пушкинскую пору «гениальные творения классиков перемежались на страницах этих изданий с посредственными стихами и прозой мало одаренных и заслуженно забытых авторов»[22]. Однако Л. Г. Фризман считает, что это отнюдь не является минусом издания, так как именно это и «делает альманахи беспристрастным зеркалом, в котором отразилась реальность литературного развития»[23]. Этот факт подтверждает, что великие писатели эпохи творили наряду с авторами «второй и третьей величины»[24], а русская литература не всегда являла «парад бессмертных имен»[25]. Творческие судьбы писателей порою «так переплетены, что и великие произведения не могут быть правильно поняты в изоляции от других, менее значительных литературных явлений»[26].

Исследователь подчеркивает, что изучать этот период истории литературы невозможно без альманахов, так же как, в свою очередь для анализа любого альманаха необходимо обязательно учитывать эпоху его распространения. Необходимо принимать во внимание и творческие биографии известных писателей и деятелей литературы связанных с изданием альманаха. В своей статье Л. Г. Фризман обращает внимание и на то, какой критический материал был размещен в альманахе «Северные цветы», на состав редколлегии и прочих лиц, привлеченных к изданию данного альманаха. По его мнению, необходимо также анализировать цель данного издания от самого начала его существования.

Е. А. Макарова в работе «Литературные альманахи Сибири накануне революционных потрясений (1914-1917)» учитывает следующие параметры: композиционная продуманность; жанровое и тематическое разнообразие; издательская и литературная ситуация определенного «культурного гнезда» в конкретный исторический период; эстетика издания и его связь с соответствующим литературным направлением; функции, которые приписывало государство литературе и критике в это время; насколько произведения, содержащиеся в альманахе, соответствуют историческому литературному направлению; историю создания альманаха и литературной ситуации в начальный период и на всем протяжении его существования[27]. Все это позволяет составить наиболее точное представление об истории, жизни, быте и литературных движениях в ареале распространения данного альманаха. Также в соответствии со всеми обозначенными выше параметрами исследователь оценивает значимость альманаха как историко-литературного материала и «идейного» документа. В других своих работах Е. А. Макарова учитывала не только содержательные и эстетические компоненты текста, но также соотношение текста и паратекста (структуры сборника, обращения редактора, введения/предисловия составителя, справочного аппарата (сноски, комментарии), иллюстративного материала).

Важно, что многие издания альманахов могли одновременно иметь характерные черты и журнала, и сборника. Поэтому исследователь дает литературному сборнику свое четкое определение и объясняет, какой особенностью обладает альманах по сравнению с остальными литературно-художественными сборниками. «Литературно-художественный сборник в филологической науке определяется как вид книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение как часть всеобщего, целостного результата литературно-художественного общения. Данный вид литературно-художественных книжных изданий имеет две основные разновидности: авторский и коллективный сборники. Они имеют настолько характерные отличия от авторских, что даже получили специальные названия: альманахи, антологии, хрестоматии»[28]. Таким образом, Е. А. Макарова определяет альманах как литературно-художественный коллективный сборник, который чаще всего является региональным (локальным), исследуя который можно наиболее точно представить динамику отношений текста и читателя в данный исторический период. В то же время опубликованные в таких сборниках произведения должны изучаться «как часть всеобщего, целостного результата литературно-художественного общения»[29]. С какой целью публиковались те или иные произведения, как они были оформлены и в каком плане они были интересны читателю? Именно над этими вопросами и размышляет Е. А. Макарова.

Цель нашего исследования – дать комплексную общую характеристику литературным сборникам, выходившим на Урале в 1930 – 1950-е гг., обладающим определенной периодичностью и предназначенным для детей и подростков. В перспективе этот материал может послужить основой для соответствующих разделов истории литературы Урала. Объектом изучения стало развитие литературы для детей и подростков на Урале в 1930 – 1950-е гг. Предметом исследования стали альманахи и сборники для детей и подростков в указанное время.

Материалом для исследования стали следующие издания: журнал «Живая театрализованная газета для пионеров» (1929-1931), альманахи «Юношеский альманах» (1937), «Золотые зерна» (1939), «Морозко» (1940), «Урал – земля золотая» (1944), «Боевые ребята» (1942-1958), «Уральские огоньки» (1948-1959).

При выполнении исследования перед нами стояли следующие задачи:

· определить роль и задачи печатных изданий для юношества в СССР в 1930 – 1950-е гг.;

· выявить круг потенциально и фактически периодических изданий (альманахов, сборников и т.п.) Урала означенного периода;

· описать каждое из изданий с точки зрения его издательской истории, состава, предполагаемой аудитории и т.п.;

· определить проблемно-тематические особенности изданий;

· охарактеризовать картину реальности, представленную изданием, ее значение в формировании мировоззрения детей и подростков.

Настоящая работа состоит из Введения, 3-х основных глав, Заключения и блока Приложений. В первой главе мы прослеживаем формирование детской и юношеской периодики на Урале и описываем пионерскую «Живую театрализованную газету» как оригинальное журнальное издание агитационной публицистической литературы для школьников. Во второй главе мы описываем альманахи для детей и подростков, вышедшие на Урале в предвоенное десятилетие. В третьей главе мы даем характеристику литературным сборникам для детей и подростков, вышедших в данном регионе в 1940-1950-е гг. В приложения входит паспортизация изданий, использованных в качестве материала для данной работы, а также указатели их содержания.

 


 

Периодические издания для детей и юношества в СССР (1930-50-е гг.



2018-07-06 634 Обсуждений (0)
Периодические издания для детей и юношества в СССР (1930-50-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодические издания для детей и юношества в СССР (1930-50-е гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)