Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детские альманахи Урала послевоенных лет. Альманах «Уральские огоньки»



2018-07-06 586 Обсуждений (0)
Детские альманахи Урала послевоенных лет. Альманах «Уральские огоньки» 0.00 из 5.00 0 оценок




После Великой Отечественной войны Советскому Союзу было необходимо не только восстановить индустрию, но также изменить мировоззрение населения. Одним из основных инструментов для этого была печать. Она действовала путем прямого вербального и визуального посыла. В данной главе этой работы мы обратимся к одному из периодических изданий для детей и подростков послевоенного Челябинска.

В 1948 г. Южно-Уральское книжное издательство выпускало преимущественно брошюры для промышленных заводов, нежели художественную литературу, а названия книг, чаще всего звучали как лозунги. Период с 1948 по 1959 гг. стал временем подготовки новой книжной реформы, характеристики которой во многом показывают, как постепенно шло преобразование издательского положения в городе. Понемногу статус Челябинского государственного издательства кардинально меняется, оно приобретает зональный характер, делится на три области (в частности, Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую) и приобретает современное название. Правительство стремится повысить рентабельность издательства за счет сокращения выпуска малотиражных и малообъемных изданий, прежде всего научных, учебных, производственных. Число издаваемых книг со временем сокращается. Деятельность Южно-Уральского книжного издательства начинает регулярно подвергаться жесткой регламентации со стороны Госкомиздата РСФСР и местной партийной номенклатуры. Идеологический контроль, административная система управления ограничивали и творческие возможности, и экономический потенциал издательства. Программа издательства уже после реформы включала, прежде всего: выпуск массово-политической литературы, обобщающей опыт местных партийных, государственных, общественных организаций, промышленных и сельско-хозяйственных предприятий, производств художественной и детской литературы местных писателей, русской, советской и зарубежной классики, краеведческой, научно-популярной литературы, изопродукции и заказных изданий. Доля заказных изданий в структуре Южно-Уральского книжного издательства выпуска достигала 40 %. Это были научные, учебные издания, практические руководства по самым различным отраслям знаний и специальностям. Выпуская их, издательство активно сотрудничало с ведущими научными учреждениями, вузами, промышленными предприятиями, общественными организациями южного Урала. В тематической структуре Южно-Уральского книжного издательства ведущее место занимала общественно-политическая литература (в 70-е гг. до 25 % всех книг). В основном это были малообъемные издания, освещающие решение в регионе задач, декларированных КПСС, местными партийными и советскими органами, а также историю партий и комсомольских организаций региона, революционных событий, Гражданской, Отечественной войн и т.д. Большая их часть имела краеведческий характер.

В этой части нашей работы мы обратимся к Челябинскому альманаху для детей и подростков, а именно – «Уральским огонькам». Данный сборник выходил с 1948 по 1959 гг. Время его выпуска как раз пришлось на период подготовки вышеописанной реформы. Именно в ситуации организации такого жесткого преобразования и был вынужден существовать рассматриваемый нами альманах. Он имел следующий тираж: 1948 г. – 10 т. экз., 1949-1951 гг. – 15 т. экз., 1953-1958 гг. – 30 т. экз., 1959 г. – 15 т. экз.

В данном издании одним из постоянных разделов была рубрика «Для малышей», в обозначении жанра на обложке и на развороте первого номера было указано, что данное издание предназначено «для детей». Интересно, что больше ничего в точности не определяет основную аудиторию альманаха. Нигде не указан точный возраст ожидаемых читателей, а ведь кроме этого в сборнике также размещались произведения для подростков. Видимо, и малыши, и подростки считались детьми. Есть элементы, которые говорят о предполагаемой аудитории косвенно, а именно: дети и подростки являлись главными героями большинства произведений, размещенных в данном сборнике, также они были изображены на всех красочных обложках издания. Для «Уральских огоньков» важным для определения основной аудитории стал еще тот факт, что они публиковали произведения детей от 10 до 17 лет. Естественно, что размещая данный материал, редколлегия рассчитывала на читателей именно этого возраста.

«Уральские огоньки» сменили пять редакторов. Ответственным редактором для первого выпуска была – Е. Б. Свет, для второго – В. П. Матвеева, для третьего – Н. П. Бова, для номеров с четвертого по десятый – Р. М. Ушеренко, для последнего одиннадцатого номера – М. С. Гроссман. Из всех перечисленных личностей только о последней можно найти достаточно биографических сведений. В остальном мы можем зафиксировать лишь факт работы данного человека в этом издании и то, как оно изменилось и насколько расширилось за период его труда.

Четкое функциональное разделение членов редколлегии было в точности обозначено только в последнем номере данного альманаха. Для «Уральских огоньков» было характерно, если составитель одного сборника мог стать редактором следующего номера, а в новом выпуске вернуться к своим первоначальным обязанностям. Причем вне зависимости от них любой человек, входящий в состав редколлегии мог продолжать публиковать свои произведения в этом сборнике.

Можно найти больше информации о более постоянных членах редколлегии, чем о самом ответственном редакторе. Для данного альманаха такими личностями являлись, например, местный поэт В. Н. Кузнецов и писатель Л. А. Преображенская. Так или иначе, эти люди входили в состав редколлегии и их произведения были размещены в большинстве номеров сборника. Следовательно, развитие альманаха зависело от них не меньше, чем от ответственного редактора.

В. Н. Кузнецов родился он в 1893 г. в крестьянской семье, в 8 лет уже работал пастухом, батрачил. Окончил сельскую начальную школу. Во время Первой Мировой войны был военным фельдшером. В 1933 г. – приехал на строительство ЧТЗ (Челябинского танкового завода). Начал писать стихи, занимался в литературном кружке. Его ранние стихотворения вошли в сборник «Первые звенья» (1935 г.). В 1937 г. вышла его сказка «Базар», которая заслужила одобрение А. А. Твардовского, С. Я. Маршака и определила его путь как детского поэта. Челябинский артист П. И. Кулешов, возглавлявший фронтовую бригаду артистов, читал «Базар» солдатам в перерывах между боями. Бойцы переписывали ее и отсылали своим детям. Несколько поколений челябинских детей слушали по радио эту сказку в исполнении народного артиста П. И. Кулешова.

Во время войны В. Н. Кузнецов работал на Челябинском танковом заводе (ЧТЗ) в литейном цехе и писал стихи. После войны посвятил себя целиком работе с детьми, вел детский литературный кружок во Дворце культуры ЧТЗ. Издал несколько собственных книг стихов. Сборник «В добрый час» (1948) отмечен на республиканском конкурсе как лучшая книга для детей.

Самым ярким его сборником на момент работы в «Уральских огоньках» был «Дед Мороз» 1944 г. К этому времени поэту исполнилось уже 55 лет, он уже был заслуженным деятелем культуры, имел опыт работы на заводе. Его крестьянское происхождение, ранняя привычка к труду и служба на фронте тоже сыграли свою роль в признании его государством, как поэта и редактора.

Также одним из самых важных деятелей редколлегии «Уральских огоньков» была Л. А. Преображенская. В 1937 г. она приехала в Челябинск. Работала в детской газете «Ленинские искры», на областном радио, в детской библиотеке, в Доме художественного воспитания детей. В 1951 г. организовала литературно-творческое объединение «Алые паруса» при Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, которым руководила долгие годы. За плодотворную работу с детьми она награждена орденом «Знак Почета». Стихи писала с детских лет. Первый рассказ «Бойкот» был напечатан в газете «Прииртышская правда» в 1930 г. Стихи и рассказы Л. А. Преображенской публиковались в газетах, в журналах «Пионер», «Семья и школа», в коллективных сборниках и альманахах. В 1941 г. в Челябинке издана ее первая книга «Коля на елке». Она является автором более 20 книг, вышедших в свет в Москве и на Урале. Таким образом, она уже имела опыт работы в подобных изданиях ранее.

Иллюстратором для первого, второго и пятого выпусков альманаха был Д. Ф. Фехнер, к тому времени тоже достаточно опытный художник, ранее служивший в Красной армии, занимавшийся наглядной агитацией при губполитпросвете, работавший в Челябинских «Окнах РОСТА».

Среди художников работала также В. Н.Челинцова. К тому времени она уже была членом Союза Художников СССР, имела законченное высшее художественное образование и опыт работы на нескольких выставках различного ранга, а также в театральных постановках, к тому же она свободно владела несколькими техниками рисования. Однако наибольших профессиональных успехов она достигла уже после работы в «Уральских огоньках».

Для третьего, четвертого, шестого и седьмого выпусков использовались иллюстрации М. И. Ткачева, также как и Д. Ф. Фехнер, члена союза художников СССР. Во время войны он добровольцем ушел на фронт и служил фоторепортером, поэтому также не понаслышке знал, какой тяжелойбыла солдатская служба.

В 1950-1958 гг. ведущим редактором издания была Р. М. Ушеренко, на счету которой к тому времени было уже несколько составленных и отредактированных детских сборников стихотворений и прозы.

За это время тираж альманаха вырос вдвое. Исходя из этого, необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие достаточной информации о биографии ответственного редактора позднего периода существования издания, в это время оно значительно расширилось.

Главным редактором последнего одиннадцатого номера 1959 г. стал советский поэт М. С. Гроссман. Он переехал в Челябинск в 1938 г., работал корреспондентом газет. В 1938 г. вышла его первая книга стихов «На границе». С этого года М. С. Гроссман служил в 1-й Московской пролетарской дивизии курсантом, затем командиром взвода. Выпускал полковую газету, руководил литобъединением дивизии. Сам Ворошилов вручил тогда М. С. Гроссману знак «Отличник РККА». Позже М. С. Гроссман участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах как военкор и зам. редактора во фронтовых газетах. Был дважды ранен. Победу встретил в Берлине. Награжден двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и др.

После войны работал в Москве в редакции центральной газеты «Гудок». В 1952 г. М. С. Гроссман переехал в Заполярье и возглавил газету войск МВД. С 1953 г. и до конца жизни работал в Челябинске, был членом редколлегии журнала «Уральский следопыт», редактором альманахов «Южный Урал», «Уральские огоньки», «Каменный пояс».

В конце последнего номера подробно прописан следующий состав редколлегии: М. С. Гроссман (ответственный редактор), В. П. Бирюков (отдел краеведения и истории), Н. А. Глебов, Л. И. Куликов, В. А. Мальцева (отдел школьной и пионерской жизни), Л. А. Преображенская (отдел детского творчества), Б. А. Ручьев (отдел поэзии), С. Я. Савочкин (отдел рисунка и фотографии), Р. М. Ушеренко (отдел прозы), Е. Г. Ховив (отдел труда и науки), С. И. Черепанов (заместитель ответственного редактора).

Несмотря на вышесказанное о М. С. Гроссмане, он обозначен в роли ответственного редактора только в последнем номере «Уральских огоньков». В 1959 г. тираж издания понизился в два раза, и позже последовало его закрытие. Возможно, оно было естественным последствием издательской реформы, о которой мы говорили в начале данной главы.

На первом номере «Уральских огоньков» жанровое обозначение «Альманах для детей» было напечатано на лицевой стороне обложки и на первом развороте. Как мы видим, в жанровом обозначении указана принадлежность издания к конкретной аудитории, но мы не можем втточности сказать для детей, какого возраста был предназначен этот альманах. БСЭ (Большая Советская Энциклопедия) дает следующее определение именно литературному альманаху:литературный альманах – это сборник литературных произведений, которые объединены по определенному признаку. Причем, этот признак может иметь тематический, жанровый, идейно-художественный и иной характер.

Данное издание подходит именно под формулировку: сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т.п.). Также, рассматриваемый нами альманах подходит под определение Е. А. Макаровой, как литературно-художественный коллективный сборник, который является региональным и, исследуя который можно наиболее точно представить динамику отношений текста и читателя в данный исторический период . «Уральские огоньки» выходили не регулярно: 1948 г. – № 1, 1949 г. – № 2, 1950 г. – № 3-4, 1951 г. – № 5-6, 1952 г. – ни одного, 1953 г.– № 7, 1954 г. – № 8, 1955 г. – № 9, 1956 г.– ни одного, 1957 г. – ни одного, 1958 г. – № 10, 1959 г.– № 11.Произведения были объединены по тематическому и региональному признаку: они все были предназначены для детей и подростков и публиковались чаще всего местные авторы. В основе содержания каждого выпуска были разные литературные произведения (повести, рассказы, стихотворения), которые принадлежали разным авторам.

В 1949-1953 гг. альманах издавался без жанрового обозначения. В 1954-1959 гг. над выходными данными печаталось слово «сборник», после которого писали номер. Мы можем предположить, что это уточнение было добавлено именно для детской аудитории, так как термин «альманах» не для каждого ребенка мог быть понятным. При том, что последнее обозначение больше в издании не регулировало. Судя по всему, редколлегии показалось важным обозначить жанр лишь для первого номера, как определяющий для всех последующих.

В сборнике размещались произведения разных жанров. В жанровом обозначении альманаха не было указано конкретно сборником стихотворений, рассказов, очерков или повестей он является, поэтому редколлегия не обязывалась размещать произведения какого-либо одного конкретного жанра. Необходимо также подчеркнуть, что жанр произведений не был обозначен в последних 3-ех выпусках альманаха.

Самым распространенным из данных жанров был – стихотворение, на втором месте – рассказ, на третьем – очерк. Реже это могли быть отрывки или главы из повестей, сказки, поэмы и сценки. Только в одном из выпусков был напечатан рассказ-быль и сказы П. П. Бажова. Популярность указанных жанров объясняется простотой и краткостью изложения, характерной для них. Сценки публиковались для практики постановки на школьных мероприятиях; главы и отрывки из повестей и поэм – возможно, с расчетом, что читатели захотят найти и изучить произведение в полном варианте.

Композиционное строение содержания было разным для каждого выпуска. В двух выпусках, пятом и одиннадцатом разделение содержания отсутствует как таковое. При отсутствии стабильной композиционной структуры, альманах имел следующие постоянные рубрики: «Для маленьких», «Детское творчество», «В родном краю», «В часы досуга».

В разделе для дошколят и учеников начальных классов обычно публиковались народные сказки, героями которых были животные, либо те же малыши, для которых и были предназначены эти произведения. Здесь были и небольшие стихотворения, некоторые из них могли быть, например, считалочками. Также в этом разделе могли быть ирассказы.

Второе место по стабильности пребывания в составе содержания сборника занимал раздел «Детское творчество», только в одном случае переименованный как «Творчество юных» . В этой рубрике печатались произведения юных авторов, учеников с 6 по 10 классы, которые состояли в литературно-творческом кружке Челябинского Дворца Пионеров. Во втором выпуске были помещены короткие рассказы воспитанников детского дома, это были ребята из 4 и 5 классов . Иногда в данном разделе читателям предлагалось самостоятельно написать продолжение к рассказу уже опубликованному в данном выпуске ранее. Указанный раздел присутствует в шести из одиннадцати выпусков. Чаще всего он состоит из стихотворений, время от времени здесь встречаются небольшие рассказы.

В то время «Уральские огоньки» были единственным местным периодическим изданием, которое настолько систематично освещало творчество школьников. Обычно юные авторы получали шанс разместить свои произведения в газетах и журналах государственного уровня только в единичных случаях. Даже во всесоюзных изданиях — «Пионерская Правда» и «Пионер» — не уделялось столько внимания литературному творчеству октябрят и пионеров — специальные рубрики были редки.

Третье место по постоянству в содержании данного альманаха разделили главы «В родном краю» и «В часы досуга», последняя позже была переименована в «Отдел развлечений». И та, и другая рубрики появляются в 3 из 11 выпусках альманаха. Первый из этих разделов «Уральские огоньки», как альманах местного уровня значения не мог исключить его из своего содержания.

В рубрике «В часы досуга» публиковались шарады, ребусы, кроссворды и загадки. Если в выпуске не было «Отдела развлечений», то там могла быть просто глава «Загадки». Подобные вещи должны были служить для упражнения мышления, при этом без его перенапряжения. Ответы на них публиковались в следующих выпусках. Также можно было прислать ответы в редакцию, и, если они были верными, то их могли опубликовать в следующем номере с подписью имени и фамилии отгадавшего.

Разделами присутствующими только в одном из выпусков «Уральских огоньков» были: «Памятные даты», «Будь сильным, ловким и смелым», «Книжная полка», «Из охотничьих дневников», «Загадки», «Такие, как Морозов, не умрут». Кратко опишем каждый из них по порядку.

Раздел «Памятные даты» был опубликован только в первом выпуске и состоял из двух статей Салтейского Е. посвященных В. Г. Белинскому (в честь 100-летия со дня смерти) и М. Горькому (к 80-летию со дня рождения) . Это были простые биографические статьи, где критик и писатель были представлены авторами как пример для подражания юному поколению.

Во второй рубрике «Будь сильным, ловким и смелым» опубликовано руководство к плаванию брассом, а также представлен фрагмент из биографии пловца, чемпиона в данном стиле, который демонстрировал чудеса храбрости, когда только-только начинал учиться плавать.

«Книжная полка» рекомендовала новые книги, выпущенные издательством к прочтению, также как и в «Боевых ребятах». Следующие 2 раздела также не требуют обширных описаний, так как целиком и полностью характеризуются своими названиями. В «Загадках» были загадки, а в рубрике «Из охотничьих дневников» – очерки о животных.

Рубрика «Такие, как Морозов, не умрут» чествовала Павлика Морозовакак местного пионера-героя. Она была помещена в выпуске 1954 г., потому что именно в этом году 18 июля в Герасимовке Павлику Морозову был установлен монумент. Все стихотворенияи один рассказ были посвящены именно этому событию и описывали, как пионеров водят с экскурсиями в родное село пионера-героя.

Соотношение авторов местного значения и общесоюзного ни в одном из выпусков данного альманаха не было идентичным. В «Уральских огоньках» были опубликованы два писателя столичного уровня известности: C. Я. Маршак и П. П. Бажов .И если для второго, как для местной знаменитости были характерны публикации произведений знакомых всем, то у первого напечатано лишь одно малоизвестное стихотворение.

В среднем, на протяжении всех десяти лет, в одном выпуске публиковались от 1 до 8 авторов общесоюзного уровня и от 8 до 18 – местного. Это могли быть не только писатели (поэты и прозаики), а также краеведы (С. Л. Ушков, В. П. Бирюков), сценаристы (Е. Ховив), журналисты (С. Ф. Бердников, Т. М. Чай), экскурсоводы (Н. И. Шувалов), рабочие завода (В. Ф. Саунин ) и т.п. Здесь публиковались и те авторы общесоюзного уровня известности, которые были эвакуированы на Урал во время Второй Мировой войны: Е. Трутнева, Е. Хоринская, А. Д. Салынский, Б. С. Рябинин. Из состава общесоюзных авторов можно назвать: Л. К. Татьяничеву, Б. М. Раевского, С. А. Самсонова, Л. И. Куликова, В. И. Щербакова, Н. Г. Кондратковскую, М. С. Гроссмана, Н. В. Цуприк, Б. А. Дижура, А. А. Шмакова, В. Р. Гравишкиса, Г. Ф. Бойко, М. П. Аношкина и др. Не все они публиковались в каждом номере, кто-то мог быть размещен только в одном выпуске. Необходимо заметить, что почти каждый раз, добавлялся новый автор государственного уровня, чего нельзя было сказать о местных писателях (обновлялся только состав авторов рубрики «Детское творчество») и поэтах. Их состав был более постоянным и включал в себя несколько лиц, чье появление было неизменным почти для каждого номера: Л. А. Преображенская, В. Н. Кузнецов, А. Гольдберг, А. Севостьянов, Ю. Шляхетко. Мы не говорим в этом пункте о составе молодых авторов, так как их нельзя делить на тех, кто был известен на государственном уровне и на местном.

Данный альманах выпускался уже в послевоенные годы. Государству была необходима помощь в восстановлении каждой сферы. Дети могли оказать ее доступными для них способами, даже просто разделив с матерью домашние обязанности. Вследствие этого печать, как инструмент, должны была предоставлять читателям следующий посыл: мир, свобода и счастье – главная заслуга вождя и армии, это нужно ценить; новая счастливая жизнь после войны возможна, несмотря на серьезные потери; для того чтобы она осуществилась необходимо помогать семье, трудиться для государства, быть честным, терпеливым и сильным духом. Самым большим пороком должна была представляться лень. Также юное поколение должно было помнить героев революции, нелегкое время ее зарождения и то, каким избавлением и благом она стала для крестьян и рабочих. По государственному заказу могли быть опубликованы также произведения и на следующие важные темы: Советский Союз – именно то единственное государство, где детство самое счастливое, свободное и в этом есть большая и безоговорочная заслуга вождя; за мир, войны не будет.

Без сомнения, читателей нужно было учить чему-то новому, для этого можно было, например, публиковать руководства к рисованию, плаванию, монтированию моделей морских кораблей и т.п. Также школьники должны были гордиться своим краем, изучать его, относиться к нему бережно и с любовью.

Раскрытие всех вышеперечисленных тем стало важной задачей для данного альманаха. Героями большинства произведений должны были быть ровесники предполагаемой аудитории читателей. Исключением из этого правила можно считать разве что рубрику «Для малышей»: здесь в произведениях героями могли быть животные и малыши.

В качестве примера произведения, посвященного теме труда, можно представить рассказ «Уралочка» Н. Заржевского, который повествует о непростой судьбе юной пионерки, трудящейся у станка. Прозвище «Уралочка» девочке дают на заводе. Главная героиня мужественно достигает нормы трудодня, а затем выполняет ее за две смены без сна и даже перевыполняет. Она служит примером даже для старших взрослых мужчин, своих товарищей по труду.

Важным будет отметить, что прославляя труд, чаще всего обращали внимание на работу на заводе. Это было актуально именно для Урала, как для одного из основных индустриальных центров страны. Со временем, возникло предубеждение, что работа в других сферах не так уж важна для государства. Было необходимо внушить пионерам обратное, что любой труд во благо Союза почетен, даже если на заводе не хватает рук, они были нужны в семье и пионерском отряде. В одной из сценок Л. А. Преображенской для школьной самодеятельности, под названием «Петина мама», мальчик стыдится работы своей мамы нянечкой в больнице и пишет в школьном сочинении, что куда почетнее работа на заводе. Однако его младшая сестра Катя, которая гордится своей мамой и всегда ей помогает, укоряет егоза это. Пионер Петя понимает свою ошибку, когда о маме пишут в газете и, в итоге, получает пятерку за новое сочинение, где восхищается своей мамой.

Вербальную формулировку главного посыла можно дословно найти на страницах одного из выпусков альманаха. Она была следующей: «И пусть те из вас, ребята, которые мечтают о подвигах, о славе, о геройстве, помнят, что в любом деле можно проявить героизм! Надо только очень любить свою работу и очень хотеть быть полезным народу» .

На страницах альманаха отражался также мотив свободы. Ее жаждали пленные подростки в фашистских лагерях (герои повести С. А. Самсонова «По ту сторону»), она должна была быть главным объектом воспевания, как для современных поэтов, так и для классиков лирики прошлого века. Например, на 150-летнюю годовщину рождения А. С. Пушкина, великий поэт был описан на страницах детского альманаха именно как певец свободы: «И страстную жажду свободы / В творенья свои перенес».

Также юной читательской аудитории были необходимы рассказы о приключениях, спорте, школьных буднях, а также о том, как можно провести лето в лагере. В целом эти темы можно охарактеризовать с помощью следующей цитаты: «Про вождя, / Про Артек, / И про сад, / И про свой пионерский отряд». В том стихотворении , откуда взята эта цитата, происходят следующие события: ребята собираются вокруг костра, и каждый рассказывает свою историю, которая так или иначе характеризует их мировоззрения, мысли, убеждения и жизненные ценности. Например, когда один мальчик говорит о прочитанной книге про маленького чернокожего Тома, он описывает, как главный герой читает книгу, где оСоветском Союзе говорится как о невиданной волшебной стране, в которой все дети счастливы и все живут свободно.

Школьники должны были добиваться успехов, исключительно честным трудом. Эта тема рассматривалась, например, в рассказе «Чемпион» Л. Шнейдера. Когда местный чемпион-лыжник решает обмануть болельщиков и срезать путь, чтобы обогнать приехавшего спортсмена, толпа встречает его как бесчестного и проигравшего. Следовательно, происходит отвержение своего родного чемпиона для чужого, но честного спортсмена. Все покрывает честный поступок.

Параллельно с «Уральскими огоньками» в опорном крае державы выходил и другие издания. Например, «Боевые ребята» – самый многотиражный и долго выпускаемый альманах Свердловска для детей и подростков. Каждый из этих сборников представлял свою область («Уральские огоньки» – южный Урал, «Боевые ребята» – центральный). Для детей коренных национальностей, выходила детская газета «Гром!» на удмуртском языке, изданием которой занималось областное бюро пионеров. Она выходила на русском и удмуртском языках в 1930-1972 гг. Также в это время на Урале выходили и всесоюзные журналы «Пионер» и «Костер» (восстанов. в 1956 г.). Некоторые из них знакомили ребят с более взрослыми произведениями, давали возможность прочесть знаменитые романы известных писателей, например «Молодую гвардию» А. А. Фадеева, или «Золото» Б. Н. Полевого. Читая публицистический отдел «Пионера» Уральские школьники могли узнать больше об истории своей большой Родины.

Итак, сборник «Уральские огоньки» выходил именно во время подготовки издательской реформы. Альманах публиковал авторов, как регионального уровня известности, так и общесоюзного. Он были в руках опытных редакторов, поэтому успешно соответствовал своей аудитории. Читателям «Уральских огоньков» представлялось следующее отношение к окружающему миру: мы живем в счастливом и свободном государстве, этим мы, в первую очередь, обязаны вождю и армии, необходимо помнить об их подвиге и своими силами и доступными нам способами поддерживать этот порядок. Данное издание предлагало своим читателям разные по функциям, но одинаковые по сути роли. Ребята могли выбирать сферу своих интересов, читать про приключения, про свой край, про плавание или рисование, но все они должны были быть помощниками для семьи, товарищей, а через них и для государства. Причем этим помощникам давались определенные качества, такие как, честность, трудолюбие, упорство и сила духа. При этом простые детские слабости, вроде мелкого озорства или любопытства признавались естественными и вполне допустимыми. В то же время ребятам предлагали новую интересную информацию, новые знания, умения, полезные книги. Главная особенность этого сборника заключалась именно в том, что кроме развлечения и нужных государству мыслей, он давал своим читателям еще и реальное пространство для творчества. Часть альманаха школьники писали сами и это было действительно практически неповторимо для Урала того времени.


 

Заключение

В эпоху сталинизма печать стала идеологическим инструментом во всех общественных сферах. Активнее всего это использовалось в юношеской среде, так как молодые умы были хорошей почвой для внедрения основ нового социалистического мировоззрения. В частности, это касалось всей прессы, адресованной юному поколению – как периодических, так и непериодических изданий. Периодика, публицистика и литература были очень тесно связаны и должны были уметь гармонично взаимодействовать.

Особенности пионерских изданий формировались на протяжении всего предвоенного десятилетия. К середине 1930-х гг. были четко определены их основные задачи. Они должны были публиковать произведения, которые представляли реальность, соответствующую канонам марксизма-ленинизма. Детям и подросткам предлагалось ассоциировать себя с героями своего века и своего государства, чьи поступки были осознаны, а характеры поляризованы в соответствии с представлениями о классовой борьбе. Ведущими разделами в пионерских журналах и газетах были беллетристика и публицистика. Основной популярной и продвигаемой ролевой моделью для подрастающего поколения оставался активный участник в жизни пионерии и страны.

1940-е гг., несмотря на тяжесть войны, не стали временем застоя ни для одной из общественных сфер в СССР. Не остались в стороне и печатные издания для юношества. Писатели и редакторы приобрели опыт и все чаще старались сосредоточить внимание не только на соответствии требованиям идеологии, но и на особенностях своей аудитории. Тематика изданий расширялась, в одном номере журнала или сборнике могли быть размещены не только повесть о подвиге Зои Космодемьянской, но и рассказ о далеких странах Африки, и очерк о походе в лес.

В 1930-е – 1950-е гг. Урал был одним из центров индустриализации – добыча и переработка металла, машиностроение были самыми развивающимися отраслями. Параллельно в регионе развивалась журналистика. Местные журналы и газеты служили важным источником информации об актуальных событиях в жизни государства. Печатные издания являлись активным инструментом пропаганды. Среди них была агитационная публицистика, представляющая факты в литературно-художественной форме. Речь идет о ежемесячном журнале «Живая театрализованная газета для детей». Также существовали сборники, потенциально периодические издания, которые в итоге выходили только единичным тиражом, например, альманахи «Юношеский альманах» (1937), «Золотые зерна» (1939), «Морозко» (1940). Благодаря творческой активности редакторов издательств и уральской пионерии выходили сборники сочинений, написанных самими школьниками, например, «Урал – земля золотая». Наконец, существовали альманахи, которые выпускали свои книжки практически ежегодно, на протяжении двух десятилетий. Мы имеем в виду издания «Боевые ребята» (1942-1958) и «Уральские огоньки» (1948-1959).

С 1927 по 1932 годы на Урале активно выпускалась «Живая театрализованная газета для детей» – ежемесячный иллюстрированный журнал, в котором размещались сценарии для агиттеатра. В задачи этого издания входили, в том числе и методические рекомендации к внедрению «живых газет» в жизнь школ и пионерских отрядов. Его потенциальной аудиторией были школьники и молодежь, они же представлялись в качестве действующих лиц в опубликованных сценариях. Здесь размещались произведения преимущественно сценических жанров: стихотворения, частушки, каркас (авторский жанр редколлегии). Последний был самым распространенным, так как он являлся некой любительской литературно-художественной формой, благодаря которой можно было представить именно местные положительные и отрицательные факты. Это и являлось основной задачей издания: карикатурно обличить хулиганов и классовых врагов и плакатно поощрить патриотов и активистов. Реальность, представленная этим журналом, описывалась как некое пространство (школа, завод, деревня и т.п.), на территории которого было необходимо построить новый быт. Чтобы стать участником общего дела, юные читатели должны были трудиться в своем пионерском отряде. Для этого им предлагались следующие ролевые модели: агитатор-глашатай, передовик учебы и труда, культармеец в продвижении социализма и классовой борьбы.

1930-е гг. были для Уральской детской периодики временем формирования. В конце этого десятилетия СвердлГИз выпустил 2 сборника, ставшими подготовительными ступенями на пути к созданию альманахов, которые могли бы выходить ежегодно и стать более важным и ярким продуктом эпохи. В 1937 г. под руководством К. В. Рождественской был составлен и напечатан сборник повестей, рассказов и очерков Уральских авторов, озаглавленный «Юношеский альманах». Название книги определяло возраст ее потенциальных читателей. Главной ее задачей становится напоминание о тяжелой судьбе детей малообеспеченных семей в имперской России. Персонажи, с которыми аудитория себя ассоциировала, умели оставаться собой в трудных жизненных обстоятельствах и не теряли детской открытости, честности, доброты и естественности.

В 1939 г. СвердлГИзом, под руководством того же редактора вышел еще один детский альманах – «Золотые зерна». Здесь размещались произведения разных жанров, принадлежавшие Уральским авторам и созданные для подростков. Этот сборник стал одной из первых платформ для публикации знаменитого сказителя П. П. Бажова. На рубеже 1930 – 1940-х гг. педагогическая пропаганда прочно заняла свои позиции в столичных изданиях, в провинции ей было необходимо прощупывать и готовить почву для крепкого заселения в юные умы. Поэтому литературные сборники того времени в основном содержат произведения на исторические и местные фантастические темы. Дореволюционное прошлое представлялось трудным, но вместе с тем в конце сборника юным читателям описывался образ советского преображения Урала на примере Дворца Пионеров. В новом мире усадьба для разгульной жизни помещиков и пыток крестьян превращается в Дом детского развития и творчества. В этом альманахе сопоставляются прошлое и настоящее родного края читателей. Урал наполнен сказочными сокровищами, но только в советскую эпоху его богатства могут быть использованы для всеобщего союзного блага.

На рубеже 1930-40-х гг. на Урале выпускались в основном альманахи единичного издания, и каждый из них имел свои особенности. Например, «Морозко» стал единственным сборником, адресованным младшей возрастной аудитории. Вследствие этого основной задачей для этой книги стала развлекательно-развивающая. Здесь были опубликованы сказки и рассказы, прекрасно подходившие для семейного чтения, а также загадки и поговорки. Авторский состав альманаха отличался широтой и разнообразием: в нем были представлены и произведения классиков золотого века, и знаменитых писателей XX в., и их малоизвестных современников. Тематика сборника гармонировала с его названием, во всех произведениях действие происходило зимой, фоном для описываемых событий становились сугробы, елка и праздничная атмосфера Нового Года. Персонажи играли в снежки, катались на коньках и лыжах, их жизнь была наполнена простыми и радостными событиями. Еще одним характерным качеством этого альманаха стало то, что он не предлагал своему читателю никакой социальной роли, кроме как просто оставаться самим собой.

В это же переходное время, в 1939 г. был запланирован выпуск еще одного особенного местного альманаха. Книга «Урал – земля золотая» была создана совместными усилиями школьников и пионеров Урала под руководством А. М. Климова и К. В. Рождественской. Главной целью было рассказать всему СССР о том, как богат и интересен дружный и сильный Урал. Здесь размещались преимущественно рассказы, очерки и стихотворения. Этот альманах должен был стать первым «уральским сборником», чье содержание было структурировано и композиционно продумано. Он состоял из 7 глав, у каждой из которых была своя тематика: у первой – историческая, у второй – сказочная, у



2018-07-06 586 Обсуждений (0)
Детские альманахи Урала послевоенных лет. Альманах «Уральские огоньки» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детские альманахи Урала послевоенных лет. Альманах «Уральские огоньки»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)