Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альманах «Золотые зерна»



2018-07-06 529 Обсуждений (0)
Альманах «Золотые зерна» 0.00 из 5.00 0 оценок




«Юношеский альманах», как уже было сказано в посвященной ему главе, был первым Уральским альманахом именно для детства и юношества. Он стал одним из тех изданий, которые играли роль подготовительных ступеней на пути к регулярному выпуску таких композиционно полноценных периодических сборников, как «Боевые ребята». Однако если эта антология была первой ступенью, то должна была быть и вторая. Ей стал альманах «Золотые зерна», о котором пойдет речь в данной главе этой работы.

Этот сборник был выпущен СвердлГИзом в 1939 г. единичным изданием, тиражом в 10 тыс. экз. под руководством ведущего редактора К. В. Рождественской. Рубеж 1930-40-х гг. был не малозначительным временем для культурного развития Свердловска. Открывались первые драматические театры и филармония, школы и вузы[113]. Продолжал развиваться главный университет столицы Урала. Начало выравниваться соотношение государственных расходов на промышленную, образовательную и культурную сферы. Население было необходимо отвлечь, ведь временной разрыв между окончанием Сталинских репрессий и началом Великой Отечественной войны составлял только два года. В процессе издания был первый самостоятельный труд пионеров «Урал – земля золотая». С 1937 г. начался практически ежегодный выпуск сборников литературных произведений для детства и юношества. Также в это время стал активно публиковаться один из самых известных Уральских сказочников П. П. Бажов. В такой бурный для издательской и литературной истории Свердловска период и были выпущены «Золотые зерна».

Возрастная аудитория сборника была обозначена в его жанровом определении. На первом развороте, под названием напечатано – «Детский альманах». Точные возрастные рамки аудитории больше нигде в книге не указаны. Однако поскольку по жанровому составу произведений «Золотые зерна» схожи с «Юношеским альманахом», то имеет основание указание на схожие возрастные рамки аудитории. Опубликованные здесь повести и рассказы слишком длинны для младших школьников, они рассчитаны на поколение от десяти до пятнадцати лет, на детей, которые только становятся подростками и на подростков, которым необходимы истории о приключения, походах и любопытных интересных находках.

Самыми известными членами редколлегии этого альманаха были ответственный редактор К. В. Рождественская и художник А. Г. Вязников. Для первой это время было самым творческим и деятельным за все годы ее работы в Свердловске. С 1937-1946 гг. она была членом редколлегий пяти сборников для детей и подростков. К. В. Рождественская окончила Ленинградский университет и имела опыт работы с известным общесоюзным детским поэтом С. Я. Маршаком. Поэтому она была тем человеком, кто действительно мог работать одновременно так напряженно и так добросовестно. Она вошла в историю литературы как умелый и чуткий наставник многих уральских писателей, в том числе – П. П. Бажова, с которым дружила, и который назвал ее неизменно окрыляющим редактором[114].

Для А. Г. Вязникова (1909-1975 гг.) «Золотые зерна» стали одной из платформ для получения и демонстрации профессионального художественного опыта. Впоследствии он стал инициатором создания в Свердловске агитационной витрины «Окна сатиры» и выполнил ряд известных патриотических плакатов для нескольких газет[115].

Данная антология названа «альманахом» в жанровом обозначении и «сборником» в аннотации. Здесь опубликовано несколько отдельных произведений, принадлежащих разным авторам. Она не является периодической, потому что вышла единичным изданием. Рассказы, повести, и очерки объединены по региональному признаку, так как все написаны авторами одной местности, и по аудитории. Жанрово и тематически они отличаются друг от друга, но остальным параметрам энциклопедического определения[116] данное издание соответствует. Поэтому оно может быть названо, как просто сборником, так и альманахом.

В «Золотых зернах» размещено девять произведений: две повести, три рассказа, одна быль, одна сказка, два произведения, состоящих из одного или нескольких очерков. В этой книге повесть стала жанровым определением для исторической повести А. Г. Бармина и для сказа П. П. Бажова. Для первого произведения это было авторским определением. Второе же не могло называться сказом, так как произведение «Зеленая кобылка» действительно нельзя определить как «сказ» или «сказку», в нем нет выдуманных персонажей или мифических происшествий. Это автобиографическая повесть, состоящая из нескольких глав, которые рассказывают о детстве автора. Для писателя время издания сборника было началом творческого пути и его индивидуальный авторский жанр «сказа» еще не был сформирован полноценно.

Повесть, рассказ и очерк были самыми удобными и используемыми жанрами для альманахов, в особенности два последних из-за их емкости и краткости. Что касается, были, то здесь необходимо уточнить, что истории о реальных происшествиях, которые обычно и являлись основой для произведений этого жанра, всегда были интересны детям и подросткам.

Все произведения, опубликованные в данном альманахе, написаны местными авторами. Даже если кто-либо из них впоследствии работал в другом городе, то при обращении к биографии этого автора мы можем зафиксировать что в 1939 г., он трудился именно на Урале. Поэтому при работе с этим сборником нельзя проводить соотношение публикаций местных и общесоюзных авторов. Из тех, кто сыграл важную роль в развитии литературного процесса в Свердловске необходимо выделить А. Г. Бармина, А. Ф. Савчука, П. П. Бажова (псевдоним Е. Колдунков) и Ф. К. Тарханеева. Последние два автора дважды были опубликованы в «Золотых зернах», причем П. П. Бажов разместил один сказ с подписью псевдонимом Е. Колдунков, а второй – под настоящим именем. Однако для этого писателя эта публикация была одной из первых, как под псевдонимом, так и без него.

Рубеж 1930-40-х гг. был противоречивым и сложным временем, когда считалось важным напомнить аудитории о тяжелом прошлом страны монархического периода. Эта тема могла рассматриваться в произведениях параллельно с историей родного края. Было необходимо рассказать также о том, как тяжело красноармейцы отвоевывали свободу для детей Страны Советов у «врагов народа» (белогвардейцев, фабрикантов, заводчиков, помещиков и «кулаков») и еще раз указать, кем были последние и в чем они были повинны. Нужно было не забывать и о более актуальных и современных событиях, чтобы дети читали истории про отважных путешественников, знали легенды родного края, какими богатствами он славится, как интересна и трудна работа рудокопов и геологов. Именно все это и являлось необходимым для освещения в тех сборниках, которые являлись только подготовительными ступенями к формированию регулярной детской и подростковой Уральской периодики.

Альманах, рассматриваемый в данной главе, решал каждую из поставленных задач поэтапно. В каждом произведении были освещены разные темы, но, ни одна из них не отводила в сторону от намеченного курса. Краткая аннотация на первом развороте книги давала указания о том, какую историю можно найти в каждом произведении. «ЧИТАТЕЛЬ! Детский альманах «Золотые зерна» – это сборник повестей, рассказов и очерков на разные темы.

Здесь вы найдете историческую повесть из времен Демидова, повесть о детской жизни в 90-е годы прошлого столетия и повесть о событиях на монгольской границе в годы гражданской войны. Кроме того в альманах вошли: рассказ о поисках никелевой руды на Урале и очерки о путешествии по Алтаю, о кунгурской ледяной пещере и о Свердловском дворце пионеров[117]».

После этих слов редколлегия обращалась к ребятам с просьбой написать, что им понравилось в данной книге больше всего, о чем бы они хотели прочитать еще[118].

Историческая повесть А. Г. Бармина «Золотые зерна»[119] дает книге название и рассказывает читателям о поисках золота юноши, работавшего на Демидовском заводе. Автор описывает прошлое родного края и историю его промышленного становления глазами искателей-крестьян и рабочих, которые каторжным трудом шли к призрачной свободе, которой они никогда не смогли бы достичь при имперском режиме.

Автобиографическая повесть Е. Колдункова (псевдоним П. П. Бажова) «Зеленая кобылка»[120] описывает конкретное происшествие из крестьянского детства автора, когда ребята встретили раненного беглого политического преступника и пытались ему помочь. Герой – ровесник предполагаемой аудитории сборника, в этом произведении автор дает важное для ребят в их возрастепояснение, одновременно являющееся указанием на возраст предполагаемого читателя: «Ведь мы не маленькие! Каждому шел десятый год. Все трое перешли в третье и последнее отделение заводской школы и стали звать друг друга на “ша” – Петьша, Кольша, Егорша, как работавшие на заводе подростки. Пора была помогать чем-то семье»[121]. Для каждого ребенка важен в жизни именно тот период, когда он начинает помогать взрослым, а они – ценить его труд наравне со своим. Таким образом, он сам чувствует себя повзрослевшим. Как показывает эта повесть, жизнь детей рабочих и крестьян на рубеже XIX-XX вв. была интересна, увлекательна и в то же время трудна. Политический преступник грозит детям расправой, если они выдадут его родителям, но ему нужен конь, которого он может раздобыть, обратившись именно к этим самым взрослым. История заканчивается тем, что беглому помогают вылечить рану, по крайней мере, так объясняют детям взрослые. Этим они, как и автор, и ограничиваются, детям же строго приказано молчать об этом случае и не заговаривать о нем, пока они не станут совсем взрослыми.

Рассказ А. Ф. Савчука «На монгольской границе»[122] напоминает о событиях Гражданской войны, о том, чем приходилось жертвовать солдатам. Их деревни жгли, жен насиловали, а детей нещадно убивали, так поступали с ними враги рабочего народа и советской власти. Однако, несмотря на это, они все равно проявляли верность Красной Армии, отвагу, силу духа, воли и тела.

Рассказ Ф. К. Тарханеева «У забытой шахты»[123] описывает поиски руды геологами на современном для читателей Урале. Вместе с искателями путешествует старик Викулыч, который знает много историй о былых временах на Рябиновой горе и о заброшенной здесь шахте. Он рассказывает о злом фабриканте-англичанине, который совратил дочь рабочего, и она была вынуждена покончить с собой. Тело фабриканта с разбитой головой после этого было найдено на самой глубине шахты. Речь героя наполнена привычными суесловиями о грехе и Боге, что свойственно всем старым героям подобных советских рассказов. Религиозные пережитки были атрибутами прошлого поколения, возвращаться к которым считалось неразумным. История поисков никелевой руды на Рябиновой горе основана на реальных событиях, этот металл действительно был найден в данной местности, позже там разросся рудничный поселок.

Сказка П. П. Бажова «Золотой волос»[124] – это просто волшебная легенда о родном крае. Рассказ О. Иванченко «Снегирь»[125] – это поучительная история, призывающая заботиться о животных. Быль А. Конкина «В подземном лабиринте» рассказывает о потерявшихся ребятах, которые три дня бродили по ледяным Кунгурским пещерам. На одной из страниц читателям предлагается план этой обширной подземной археологической достопримечательности. Путевые очерки Ф. К. Тарханеева «Через Нарымский хребет» рассказывают об интересном путешествии по Алтайским горам, которое потребовало от героев отваги и ловкости.

Очерк В. Ляпустина «Дворец пионеров»[126] красочно описывает долгий путь самого красивого здания города от дворца Расторгуевых-Харитоновых-Зотовых, в застенках которого пытали и убивали крестьян, рабочих и их детей, до дома пионерского творчества. Автор много говорит о покровительстве первого хозяина дворца старообрядцам, о тайных молельнях и алтарях с раскольническими иконами. Здесь не представлено углубленного изучения религиозного вопроса, но, поскольку указанные предметы принадлежат именно жестокому помещику, то будет обоснованным заключить, что они не имели для читателя позитивной стороны. Это красочное повествование заканчивается похвалой Октябрьской революции, указанием на былых врагов и описанием архитектуры и устройства уже нового дома Свердловской ребятни.

«Прошло свыше ста лет.

Октябрьская революция передала фабрики, заводы и земли в руки самих трудящихся. Навсегда сметены с лица советской земли эксплуататоры народа – помещики, заводчики, фабриканты, кулаки. Народ смело и свободно строит свою счастливую, радостную жизнь.

Особенной любовью и заботой партии и правительства окружены дети. Для них выстроены светлые, просторные школы, открыты библиотеки, кино, театры. В крупных городах Советского Союза открыты дворцы пионеров.

Свердловские пионеры получили в свое распоряжение лучшее здание города – харитоновский дворец. Радостные детские голоса впервые огласили роскошные апартаменты уральского заводчика.

Дом, где ковались цепи для крепостных, стал дворцом детской радости и творческой работы»[127].

Из этих слов видно, что именно поручено донести авторам до юного читателя, кого должно представить с непривлекательной стороны, кого возвысить и восхвалить, кому быть благодарными и как аудитории сборника нужно использовать дары власти. Эти слова в точности описывают ту картину реальности, которую данный сборник предлагает детям и подросткам.

Данный альманах являлся одной из подготовительных ступеней к формированию регулярной Уральской периодики для детей и подростков. Как и для других сборников, осуществлявших данную функцию, целью этого издания было напомнить читателям о тяжелом прошлом под гнетом «врагов народа», описать настоящее края, полного веселых приключений и радостного творческого труда, показать насколько богат и красив их родной Урал. Такая картина времени предлагается детям. Их реальность наполнена интересными занятиями, которые развивают их умственные, физические и творческие навыки, она такова именно благодаря неустанной заботе власти в лице вождя и партии. Ребята, в свою очередь, должны грамотно использовать ресурсы Родины и впитывать интересную информацию, чтобы вырасти достойными гражданами.

 




2018-07-06 529 Обсуждений (0)
Альманах «Золотые зерна» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Альманах «Золотые зерна»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)