Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альманах «Юношеский альманах»



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Альманах «Юношеский альманах» 0.00 из 5.00 0 оценок




Кроме сборников предназначенных исключительно для младшего школьного поколения существовали и издания именно для юношеской аудитории, которая только должна была вступить в комсомол. Это были уральцы в возрасте от пятнадцати до 18 лет, которые оканчивали среднюю школу и должны были переходить в старшую. Выдающейся антологией именно для этого поколения Свердловских подростков стал «Юношеский альманах».

Эти слова в качестве названия и были обозначены на обложке этой книги. Она была выпущена СвердлГИзом в 1937 г. единичным тиражом в 10 тыс. экз., под руководством К. В. Рождественской.

В начале 1930-х гг. с восстановлением УрГУ, открытием педагогического, медицинского и других институтов Свердловск превратился в крупный вузовский центр страны. В то же время именно в 1930 г. были разрушены величественные Кафедральный и Екатерининский соборы. Вознесенскую церковь и Александро-Невской собор закрыли и передали под нужды краеведческого музея. В конце 1930-х гг., наряду с мирной продукцией, на предприятиях города развертывается производство вооружений и боеприпасов. В 1930-е гг. заметные сдвиги произошли в культурной жизни города. Была ликвидирована неграмотность взрослого населения, всеобщим обязательным стало обучение детей. Однако Свердловск резко отставал в строительстве школьных помещений. Финансовые средства на эти цели выделялись в ограниченных размерах. Росло число горожан, пользовавшихся библиотеками, большинство регулярно читали газеты. Все это свидетельствовало о повышении общеобразовательного и общекультурного уровня.

Обращаясь к истории, мы вспоминаем, что именно 1937-8 гг. были для страны, прежде всего, апогеем Сталинских репрессий, и Урал был не исключением. В 1937 г. было сфабриковано и «раскрыто» так называемое дело «право-троцкистского центра» во главе с первым секретарем Свердловского обкома партии И. Д. Кабаковым, который был арестован. Вскоре начались массовые аресты, а затем и расстрелы простых горожан.

Все это вызвало сильную социальную напряженность в городе. Массовые репрессии сопровождались самоубийствами, доносами, шпиономанией, враждебностью, недоверием друг к другу. Социальная незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне порождали страх, боязнь и пассивность одних, особенно старой интеллигенции, и необычную активность маргинальных слоев, безоглядно веривших официальной пропаганде.

Имея крупные достижения в модернизации индустрии, в хозяйственном и культурном строительстве, город в 1930-е гг. жил в сложной и противоречивой социально-политической и культурной обстановке.

Как мы видим, этот период в жизни Екатеринбурга в большей степени рассмотрен в промышленной, социальной и политической сферах, чем в культурной, литературной и издательской. В связи с этим можно сказать, что данный альманах не имел настолько высокую значимость, как впоследствии «Боевые ребята». Однако он был одной из ступеней к подготовке регулярного выхода периодических детских сборников в СвердлГИзе.

Аудитория сборника была обозначена косвенно на обложке книги и в определении ее жанра на первом развороте. «Юношеский альманах» – «сборник повестей, рассказов и очерков. Предназначается для юношества». Точный возраст аудитории больше не был нигде обозначен. Для его определения мы можем только обратиться к возрасту главных героев произведений. Если судить по этим данным, сборник был предназначен для детей от девяти до шестнадцати лет, то есть от рубежа октябренок/ пионер до рубежа пионер/комсомолец.

Будущий редактор К. В. Рождественская была средней дочерью в большой семье. В школе показывала значительные успехи. С 1918 г., по окончании гимназии, преподавала в школе и техникуме. В 1929 г., получив высшее образование в Ленинградском университете, она работала в книжном издательстве под руководством С. Я. Маршака. Позже была направлена вместе с мужем по распределению в Свердловск. Ее личность уже известна в нашей работе в связи с разбором нескольких альманахов. Обратимся именно к 1937 г. ее деятельности, как показательному для «Юношеского альманаха». Несмотря на то, что этот год не был расцветом редакторской деятельности К. В. Рождественской, к этому времени она уже была специалистом с высшим образованием и опытом работы с известным общесоюзным детским поэтом.

Жанр сборника обозначен, как «альманах» в его названии на обложке. «АЛЬМАНАХ (от араб. аль-манах – календарь) – 1) непериодический сборник сведений, занимательных или справочных, часто тематических. 2) Сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному)». В этой книге представлены несколько произведений, принадлежащих разным авторам и относящихся к разным жанрам. Они соответствуют друг другу в полной мере по региональному признаку и по аудитории, для которой предназначены. Данная антология вышла единичным тиражом, следовательно, она была непериодической. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что данный сборник может быть назван «альманахом».

В сборнике опубликовано всего восемь произведений: две повести, четыре рассказа и два очерка. Все они написаны разными авторами. Повесть, как самый пространный жанр из всех представленных, является не самым популярным для размещения в альманахе. Однако она прекрасно подходит для описания небольшого путешествия с множеством живых и интересных приключений, которые, к тому же, открывают большое пространство для отражения морали ценности дружбы и Отечества. Рассказ – это самый подходящий жанр для описания маленьких происшествий, сыгравших большую роль в жизни персонажей, поэтому это самая удобная и используемая форма повествования для юношеского альманаха. Очерк – это представление какого-либо небольшого отрывка из жизни героя, которое открывает ему что-то маленькое, простое и понятное, не столь значительное в большой жизни, но важное для конкретных нескольких месяцев. Так можно охарактеризовать очерки, размещенные именно в данном сборнике. Они мало чем отличаются от рассказов и, возможно, имеют другое жанровое определение только по авторскому назначению. Каждая из этих форм повествования, так или иначе, вследствие ее характеристик, представленных выше, подходит для той возрастной аудитории, для которой была предназначена эта книга. Содержание альманаха не имеет композиционной структуры, а является простым списком последовательного постраничного расположения собранных произведений.

В данном альманахе не представлен ни один из общесоюзных известных писателей. Здесь были собраны только Уральские авторы, более того, из девяти представленных, только четверо сыграли значительную роль в литературной жизни края. Следовательно, при разборе «Юношеского альманаха», мы не можем проводить соотношения местных и общесоюзных публикуемых авторов. Это качество сборника становится еще одной причиной, по которой мы можем охарактеризовать этот альманах, как практическую ступеньку на пути формирования Уральских периодических антологий для детей и подростков.

Провинциальная детская литература еще не имела настолько четко расписанного регламента, как общесоюзная. Судя по представленному списку авторов, издатели ставили своей целью представить читателям именно местных писателей. Именно последним они хотели дать возможность опубликоваться и быть услышанными. Опубликованные в этом сборнике произведения касаются нескольких общих тем. Все они описывают жизнь подростков из бедных семей, на долю которых пришлись разного рода трудности и приключения. Было необходимо, чтобы читатель проникся сочувствием к бедным ребятишкам трудовых и обездоленных семей и так же, как и они с раннего возраста шел работать на завод, учился ремеслу отцов, или уходил в солдаты.

Репрессии 1937-1938 гг. могли потребовать «обеления» и объяснения от своих подрастающих современников. Государство поручило представителям культуры пробуждение воспоминаний о тяжелой судьбе юных крестьян и рабочих в Российской империи. Подростки должны были прочитать рассказы и повести о жизни своих ровесников, угнетаемых враждебными Стране Советов классами. Авторам удавалось красочно представить зажиточных злодеев. Однако они не могли избежать некоторых необычных для детей 1930-х гг. тем. Например, на первых страницах сборника, в повести А. Ф. Савчука «Дорога в тыл» мы знакомимся с двумя красноармейцами, которые пробираются в Читу. У персонажей четко определены политические убеждения, выражающиеся в противодействии классовому разделению и силе кулаков. По отношению к таким «врагам народа» автор повести находит ясную позицию, они представлены как противоположные герои, которые обманом хотят сдать солдат белым. Писатель рисует их упитанными, льстивыми отвратительными обманщиками. И добрые герои, и злодеи, несмотря на то, что они обманывают друг друга, сразу видят, кто к какому классу принадлежит. Однако религиозный вопрос, по крайней мере, в двух повестях данного сборника остается открытым. В «Дороге в тыл» в доме кулака мы видим красный угол с иконами, в то же время, когда один из главных героев солдатов-красноармейцев находит в поле табак, он говорит: «Это никак Иисусу стало жалко нас, и он послал нам». В произведении не задается прямых философских и религиозных вопросов, ведь оно предназначено для подростков. Мы можем посчитать фразу солдата шуткой, однако, в этой повести читателю представляется, что к Богу обращается представитель любого класса.

В рассказе Э. и Н. Поповой «Петя и бабушка» герой только вступает в ряды пионерии, он сочувствует бедным испанским ребятишкам и посвящает им стихотворение. Он старается помогать бабушке и жить с ней дружно, ему это, как и любому ребенку, дается с трудом, однако, он старается и борется со своей ленью и капризами. Необходимо заметить, что капризы его, в основном вызваны именно идеологическими интересами: он хочет ярко алый галстук, как у всех пионеров, а не бордово-вишневый каким вываривает его в краске бабушка, хочет дорогой настоящий пионерский значок. И вот перед этим девятилетним мальчуганом, вдруг, встает маленькая, но остросоциальная проблема доноса. Его соседка бьет своих малышей, и он пишет про нее стихотворение в школьную газету. Этот, по сути, мелкий бытовой случай усложняет жизнь его бабушке и они ссорятся:

«– Неприятности будут.

– Ну и что?

– Гадость какую-нибудь могут сделать.

– Ну и что?

– Да что ты заладил, как попугай? А вот сделают, тогда и вспомянешь старуху: правду бабушка говорила, ябедник ты! Бессовестный ты человек.

– Они ребят бьют, – сказал Петя.

– Ну, по-настоящему-то, я им бить не позволяю, а шлепать – это их дело. Ребята не наши, а отца с матерью.

– Нет, не отца с матерью, а общие.

– Как общие? Ты их, что ли родил? Мать-то, по-твоему, не имеет права отшлепать ребенка?

– Не имеет.

– Кто это тебе внушил?

– Никто мне это не внушает. Мне не два года».

Идея об «общих детях» действительно имело место в социальной советской политике этого времени. Вопрос разделения родительской власти в СССР между родителями и политическими социальными организациями (детскими домами, интернатами и пионерией) подробно рассматривается в исследовательской работе Катрионы Келли Children’s World: Growing Up in Russia 1890-1991 . Об отличительном своеволии в воспитании детей, действительно могли донести в уполномоченные органы. Последние могли забрать их у родителей, если они воспитывались жестоко, и им внушалось что-то противоречащее основной идеологии. Также следует вспомнить о том, что детей «врагов народа» обычно отправляли в детские дома, если их не забирали другие родственники, так или иначе, ярлык такого родства оставался на этом человеке, до окончательной реабилитации репрессированных. В данном произведении вопрос доноса на соседей рассматривается как мелкое бытовое ябедничество, и бабушка боится какой-либо внутренней гадости от соседей. В конце мальчик и бабушка мирятся, когда она собирается вызвать милицию, чтобы ее внука не покалечили в драке. Выходит так, что за членов своей семьи можно вступаться, а чужие внутренние конфликты, это дело постороннее, в которое лучше не лезть. Так учит ребенка бабушка и на этом рассказ заканчивается.

В «Юношеском альманахе» также опубликовано одно из немногих произведений, представивших в советском союзе в 1930-е гг. детство в классической женской гимназии Российской империи рубежа XIX-XX вв. автобиографическая повесть К. В. Филипповой «В гимназии». Бедная еврейская девочка Ира Лотоцкая терпит травлю почти всего класса и притеснение со стороны учителей. Педагоги покровительствуют ученицам из богатых семей, например, не обыскивают их, когда в школе случается кража, а главную героиню ругают за любой даже самый незначительный проступок. Ира не барышня, она сирота и воспитывается в бедной семье дядей и тетей, которые тратят последние деньги на ее обучение. Она не любит читать Л. Чарскую, потому что та пишет в основном о богатых девочках, но очень увлекается детективными романами. Ира склонна к мечтательности, она добрая, отзывчивая и живая девочка, которая умеет прощать и не раз доказывает свою справедливость и великодушие одноклассницам. Героиня подвержена отчаянной сентиментальности и решается покончить с собой, когда ее отчисляют из гимназии. В итоге все заканчивается благополучно, девочка выздоравливает и идет на фельдшерские курсы.

В повести, посвященной такой теме, не могли не затронуть религиозный вопрос и не отразить отношение автора и героев к священнослужителям. На исповеди Ира задает батюшке вопрос о существовании Бога, ей не отвечают, но обвиняют в тяжком грехе сомнения, накладывают пост, заставляют делать множество поклонов и лишают Причастия. Также когда в повести описывается Рождество и к семье главной героини приходит в гости дьякон, ее тетя ругает его про себя. Ира неохотно исполняет все обряды и ходит в церковь только потому, что боится наказания классной руководительницы. Ее дядя, которого она любит, как отца вообще не ходит в храм, а тетя только иногда. Религиозный вопрос в этой повести также остается открытым. Однако люди стоящие за обрядность представлены нам как антагонисты, вследствие чего, мы можем заключить, что для читателей у этого вопроса, так или иначе, нет позитивной стороны.

Конечно, не во всех произведениях читателям представлены ребята былых времен. В некоторых произведениях это их современники, которые залезают на кресты заброшенных храмов, озорничают во дворе, проводят лето в лагере, ловят синиц на сало и играют в «бабки». На протяжении всего сборника перед нами, казалось бы, предстают привычные герои, но их приключения не всегда похожи на похождения пионеров. Герои этих произведений тоже озорничают, попадают в разные передряги с товарищами, но они не проявляют себя, например, в работе или даже на экскурсии на заводе. Мальчик Егорушка из рассказа З. Егорова «Овчинная» не любит овчинную богатого селянина, с сыном которого он часто играет, из-за кислого запаха и слепящих белых шкур. Когда же там, на работе, прямо на этих шкурах гибнет от изнурительного труда отец его друга Андрюши, он больше никогда не заходит туда и на этом рассказ заканчивается. Главный герой уже реже общается с сыном богатого семейства, и начинает проводить больше времени с бедным сиротой Андрюшей. Работа на «кулаков» загоняет в могилу трудового мужика, и такая судьба представляется самым страшным для Егорушки.

Также в рассказе К. Токаревой «В литейной» юный мастеровой вынужден отказаться от работы литейщиком, потому что его угнетает хозяин цеха. Любая работа представляется тяжелой и изнуряющей при классовом разделении и прежнем политическом режиме. Эта единственная четкая идеологическая установка, которая дается читателям данного сборника, кроме того, что вышестоящие и зажиточные люди непременно становятся антагонистами.

Поскольку данный альманах был выпущен единичным тиражом, затронутые авторами темы не могли быть изменены впоследствии. Здесь собраны произведения, представившие время рубежа XIX-XX вв., как тяжелую пору для подростков крестьян и рабочих. Авторам было необходимо внушить читателям негатив по отношению к зажиточным крестьянам, белогвардейцам и представителям церкви. Главные герои представлены обычными детьми, озорными мальчишками и мечтательными девочками. Они не такие деятельные, какими станут уже герои выпусков «Боевых ребят», но только потому, что они живут еще не в то время, и потому что перед их авторами стояли другие задачи.

Данный альманах является «пробой пера» для детской и подростковой периодики СвердлГИза. Представленные в нем произведения должны были напомнить читателям о трудностях подростков поздней имперской России. Все предложенные здесь темы складываются в следующую картину реальности: «кулаки», белогвардейцы и богатые мещане угнетали представителей менее обеспеченных классов, поэтому работа на них и труд под их началом не может быть путем к светлому будущему. Кроме этого атмосфера представленных произведений не лишена классических для детской литературы качеств, а именно, дети всегда остаются сами собой, они еще только познают жизнь, и приобретают опыт, именно проходя через трудности и невзгоды. Так авторы описывают ровесников своих юных читателей, а так же и их современников.

 


 



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Альманах «Юношеский альманах» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Альманах «Юношеский альманах»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)