Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Улусная система схожа с народной системой управления.



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
Улусная система схожа с народной системой управления. 0.00 из 5.00 0 оценок




2. Улус имел определенную территорию.

Ханская ставка - высший орган власти. В XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды).Хан сам назначал командующих тысячами и туменами. Внутренними делами в улусах управляли шерби. Хан единолично присваивал титул «шерби» и назначал на такие должности. Воины хана у найманов, кереитов нукеры. У кереев и найманов функционировал государственный аппарат, налажено было делопроизводство.

Хозяйство. Найманы, кереив основном занимались скотоводством. Кереи преимущественнозанимались коневодством. Скотоводство носило сезонно-полукочевой характер.
Было два вида кочевания:

1. Кочевали большими группами.

2. Отдельные семьи кочевали самостоятельно.

Выращивали преимущественно лошадей и овец.В кибитки на колесах запрягали быков. Основным жилищем были юрты. В «Тайной летописи монголов» говорится, что найманы соседствовали с меркитами, тангутами, монгольскими племенами. Все эти племена находились между собой то в мирных, то в военных отношениях. Поэтому и не смогли образовать централизованное государство.

 

1.15.Государство Каракитаев. Пересиления в Жетысу (общественное устройство и хозяйство):

КАРАКИТАИ.Годы существования - 1128-1213 гг. Переселение в Жетысу Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Вытеснение тюркоязычными племенами, передвигавшимися из Центральной Азии на запад, на исконные земли каракитаев. После этого через Алтай каракитаи стали вторгаться в Жетысу. Начался упадок государства Караханидов в Жетысу. Хан караханидов свои восточные границы передал для защиты каракитаям. За подобную службу каракитаи получали жалованье, дары и земельные наделы. По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае.Перемещавшаяся на запад с IV векаих часть в мусульманских источниках называлась каракитаями. Об этническом происхождении и языке имеются различные мнения:

1. Их считают тунгусо-монгольской народностью;

2. Арабско-персидские источники считают, что среди них существовала и тюркоязычная часть населения. В 924 г. племена киданей образовали государство Ляо, занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая. В 1125 г. государство Ляо пало и в этот год предводитель киданей Елюй Даши, с 40-тысячным войском, вторгся в Жетысу. В1128 г. Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от города Баласагун Елюй Дашы основал свою ставку - Гуз Орду. Затем каракитаи начали захватывать земли Южного Казахстана. С 40-х гг. XII в. каракитаи начали захватывать земли Караханидов в Центральной Азии. По сведениям арабских историков, они в основном жили в Туркестане и в Мавераннахре.

Общественно-политический строй.Каракитаи не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Была сохранена и хаканская наследственность власти. Титул правителя каракитаев - гурхан.Наследование власти имело свои особенности:

· Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины.

· Для права наследия верховной власти женщина должна была принадлежать ханскому роду. Елюй Даши для усиления своей власти командование войсками передал в местное управление.

· Для этого под командование каждого военачальника он передал по 100 воинов.

· Своих приближенных он освобождал от воинской повинности по защите границ.

· Местные племена, жившие на пограничных районах, обязаны были защищать границу. После смерти Елюя Даши в 1143 г. трон заняла его жена Табуян. 1150 году власть перешла в руки совершеннолетнего сына гурхана Иле. При нем была проведена перепись населения. 1155 году после смерти Иле страной стала править дочь Елюя Даши - Бусуган. Система сбора налогов Каракитаи с приходом к власти не разрушали города и оседлые поселения. По этой причине местное население не оказывало им особого сопротивления. Государственная валюта каракитаев - динар. По свидетельству письменных источников, с каждого дома по 1 динару.Владельцы удельных земель получали специальные охранные грамоты в знак того, что они находятся под защитой гурхана. Представители местной знати находились в прямой зависимости от наместников гурхана, занимавшихся сбором налогов. В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специально присланные гурханом. Сбор налогов в других регионах и доставка их в столицу поручалось местным феодалам. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж. Значительно ужесточили налоговую политику со 2-ой половины XII века. Отныне каракитаи перешли к открытому грабежу народа.

Внешнее положение.В 1137 г. каракитаи под Ходжентом разгромили войска караханидов. Караханиды в союзе с сельджуками стали готовиться к новому отпору каракитаям. В 1141 г. в Катванской степи близ города Самарканд произошло сражение, каракитаи одержали победу. Затем каракитаи вторглись в город Бухару, захватили центральную часть Мавераннахра. Караханиды стали их вассалами и были вынуждены платить дань. Каракитаи совершали походы на Хорезм. Шах Хорезма платил ежегодно по 3000 золотых динаров. В середине XII в. территории каракитаев расширились:

1. Западная граница полностью дошла до нижнего течения Амударьи.

2. Восточная граница включала в себя уйгурскую провинцию Ганьсу.

3. На юге дошли до Балха и Хотана.

4. На северо-востоке граничили с найманами.

В 1171-1172 годах совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть Хорезмского шаха Аль-Арслана вызвала распри между его сыновьями за власть. Сын шаха Аль-Арслана Текеш обратился за помощью к каракитаям. С помощью каракитаев он захватил власть в Хорезме, поставив себя в прямую зависимость от каракитаев. Каракитаи в союзе с шахом Хорезма Текешом в 1198-1204 гг. вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана. После смерти Текеша шах Хорезма Мухаммед поднялся на борьбу против каракитаев. Каракитаи лишившись союзника, потерпели поражения от гуридов. В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В результате двух сражений в 1213 году каракитаи пали. Последний гурхан попал в плен найманскому хану Кучлуку, а их земли стали владениями найманов.

 

1. 16.Образование Кыпчакского ханства:

Расселение кыпчаков.История кыпчакских племен была тесно связана с кимаками. Территория Кимакского каганата в XI в. полностью вошла в состав Кыпчакского ханства. Территория Кыпчакского ханства:

· На востоке - до Алтая и Иртыша.

· На западе - до Волги и Южного Урала.

· На севере - до озера Балхаш и Кулундинских степей.

· На юге - до Джунгарского Алатау.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы до среднего и южного течения Сырдарьи, степей Приаралья и Прикаспия. Представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов. Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. Зимовали на Мангыстау и Устюрте. Летом перекочевали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик).По арабским источникам, были исторически укоренившиеся маршруты кочевий. Земли между Алтаем и Волгой называли Кыпчакской степью (Дешт-й Кыпчак).

Этнический состав.Этнический состав начал формироваться в VII-VIII веках. Состоял из 2-х групп племен:

1. Западное объединение кыпчаков, куда входили 11 племен - ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др.

2. Восточное объединение кыпчаков, куда входили 16 племен: 8 из них были крупными. 8 из них были мелкими. Ведущим из племен были бори(волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Ханы были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как тотема, объекта поклонения. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» - "четыре племени" «йетиоба» - «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями. Название «токсоба», «дурут», «йетиоба» являлись племенными объединениями кыпчаков. В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огузские команские и древние башкуртские племена. С XII века кыпчаки стали господствовал в Приаралье, к ним были присоединены племена канглы, карлуки, жикил. У этих племен были схожими языки верования, общественный строй и способы ведения хозяйства, поэтому находились к этапе сложения кыпчакской народности. Итальянский путешественник, посол Плано Карпини, писал: «Канглы говорят по-кыпчакски».В сопровождении монаха, Бенедикта, он через Чехию, Киев, низовья Дона и Волги, Казахстан, Хорезм, Семиречье, впадину озера Алаколь добрался до района расположения главной ставки монголов в верховье реки Орхон. В 1246 году Карпини посетил Сарай, где встречался с Батыем, затем - кочевую ставку близ Каракорума, где был на приёме у только что избранного великим ханом Гуюка, и в 1247 году благополучно возвратился в Рим. Развитию процесса образования кыпчакской народности в Дешт-и Кыпчаке (Кыпчакской степи) помешало монгольское нашествие. Из-за монгольского нашествия образование кыпчакской народности в Дешт-и Кыпчаке (Кыпчакской степи) было заторможено до XV века.

Общественный строй.Общественный строй кыпчаков являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Ханизбирался из знатных людей племени ельборили. Арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии. Верховная власть передавалась от отца к сыну по наследству. Ставка ханской власти - Орда. Система управления войском состояла из правого и левого крыльев.

1. Ставка правого крыла (более сильного и влиятельного) находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай.

2. Ставка левого крыла - в Присырдарьинском городе Сыгнак. Господствующие сословияханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи, вожди родов и племен. К низшему сословию относились простой народ, бедняки, жатаки (земледельцы). В обществе имелись рабы. О существовании рабства, свидетельствовал М.Кашгари, называя рабов «яланкугами». В кыпчакском обществе рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедняки, не имевшие скота; во- вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа пленных на среднеазиатских базарах.
Имущественное неравенство можно проследить по захоронениям умерших. В обществе кыпчаков неравенство было и в землепользовании. Знатные люди владели богатыми пастбищами, водными источниками, поэтому бедняки попадали в прямую зависимость от них.

Политическое положение. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Кыпчаки стали стремиться к захвату южных степных районов Руси, южных городов Казахстана и Средней Азии.
Преградой являлись огузы. В конце X и начале XI веков Огузское ханство переживало упадок. Воспользовавшись этим, сельджуки захватили город Дженд. В конце X и начале XI веков кыпчаки вторглись в Огузское ханство с севера и северо-востока и расширили свои границы до среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги. Затем они завоевали Южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона. В русских летописях кыпчаков называли «половцами». Дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».Кыпчакские ханы вели борьбу со среднеазиатским государством Хорезм. В начале XIII в. между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошли сражения за овладение присырдарьинскими городами. Хорезмийцы умело использовали внутренние междоусобицы кыпчаков. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север. В начале XIII в. регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство окончательно прекратилось после завоевания этих городов монголами.

Хозяйство.Преимущественно занимались скотоводством. Разводили 4 вида скота. Ибн Баттута (арабский путешественник) отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и Кыпчак) заключается в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота»Побывавшие в XIII веке в Казахстане путешественники, П. Карпини и В. Рубрук, писали о колесных повозках, в которые запрягались 10 быков. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров.В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось количество лошадей. Ибн Баттута отмечал наличие у кыпчаков и крупного рогатого скота и писал, что они впрягали в арбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы». Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV веке подтвердил и арабский историк аль-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо, им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».Большую роль в общественнохозяйственной жизни кыпчаков сыграл город, расположенный на Сырдарье Сыгнак. Охота служила одним из источников существования. На одних кыпчаки охотились из-за мяса, а на других - из-за ценного меха. По сведениямПетахьи, кыпчаки охотились с луком. Он поражался меткости охотников. Кыпчаки являлись искусными мастерами по дереву, кузнецами и ювелирами.

 

17.Средневековые города и изменения в сроении городов:
В X-XII вв. наблюдается рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана. В раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, а во второй половине средневековья число городов в Южном Казахстане насчитывало 37 городов. А по письменным источникам на первых порах в Южном Казахстане было известно 6 городов, то в последующее время - 33. Основные причины роста числа городов:
1. Усиление их значимости, развитие экономических, культурных связей Востока и Запада.
2. Переход в окрестностях и внутри городов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни.

Основным районом средоточия городов являлся Южный Казахстан, междуречье Арыси и Сырдарьи. В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджида с центром в городе Усбаникет. При впадении Арыси в Сырдарью был сформирован Фарабскийокруг с центром в городе Отрар.Карнак, Карачук, Шур (Сури) и Сауран являлись городами региона Шавгар (Йасы). Средневековые города, расположенные у северных предгорий Каратау Баладж Берукет.В среднем течении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Ашнас и Баршынлыкент. Центром оседлой городской культуры на юго-западе Жетысу являлся город Тараз. Центрами - на севера-востоке Жетысу являлись города Лабан, Алматы, Талхир.Более 100 местонахождений средневековых городов найдено только на территории Жетысу.
- На юго-западе Жетысу имелось 36 городов.
- На северо-востоке Жетысу было найдено 70 городищ - местонахождений древни городов.

Средневековые города по площади можно подразделить на 3 группы:
1. Города площадью более 30 га: Испиджаб, Отрар, Сауран, Тараз.
2 Городища площадью от 15 до 30 га: Бурух, Хурлуг и другие.
3 Городища площадью менее 10 гектаров.

В X-XII вв. самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар.Численность городского населения:
- в Испиджабе-40 тысяч.
- в Отраре -16 тысяч.

В X-XII вв. в Центральном и Восточном Казахстане наблюдается рост числа городов и развитие оседлой культуры. Были найдены города:
- У подножья Улытау - Баскамыр, Аяккамыр.
- На берегах реки Кенгир - Сарайлы, Торайлы.

Изменения в градостроительстве. Обычно дома строились по обе стороны улиц.
- В них имелись жилые и хозяйственные помещения.
- В их числе «квартал гончаров» строился в стороне от жилых домов.

Сравнивая письменные и археологические данные, можно убедиться, что площади «кварталов гончаров» середины средних веков по сравнению с кварталами раннесредневекового города увеличились в 2 - 2,5 раза. При раскопках в Отраре было обнаружено месторасположение торговой площади, где продавали глиняную посуду. - Вместе с тем в городе имелись ремесленные кварталы (ювелиров, кузнецов и т.д.) Новыми элементами в градостроительстве X-XII веков являются мечети, в связи с распространением ислама.

Строительство бань. Также новым элементом в градостроительстве X-XII веков являются восточные бани. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются X-XII веками. - Планировка бани имеет сходный вариант с банями в Средней Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. В Отраре бани обеспечивались водой из колодцев. Вторая баня в Отраре находилась в северной части города, в 200 метрах от вьезда в город. Судя по ее примитивности, она была предназначена для простых, бедных людей. Южнее бани находились две прачечные пристройки. В одном помещении был тандыр (очаг). Здесь, видимо, для посетителей готовили чай. Две бани раскопаны в Таразе.Первая имела 7 помещений. Хорошо сохранились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, корыта для воды, нишы, полихромные росписи. Бани в Таразе обеспечивались водой по каналу с гор. Бани XI века отапливались с помощью жаропроводящих каналов. К баням в Таразе, Отраре были проведены глиняные водопроводы. Этот факт говорит об уровне культуры средневековья. До 60-х годов XX века в городе Туркестан работала, построенная в средние века баня. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Яссауи В настоящее время она превращена в музей.По проекту восточных бань построена баня «Арасан» в Алматы, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром. Увелечение площади городов Археологические иследования позволяют охарактеризовать и оборонительные укрепления городов. В Жетысу, как оборонительные сооружения, так и внутренние городские здания отличались своей спецификой. Об этом свидетельствует жилые и хозяйственные сооружения, построенные в городе Талгаре. В X-XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет роста внешней части города - рабада.

В X - XII веках в системе архитектурных сооружений произошли значительные изменения:
1. формирование рабадов;
2. увеличение площадей городов;
3. строительство мечетей и бань;
4. более качественное возведение мощных оборонительных сооружений.

Жилища. В X веке в жилых зданиях увеличилось количество комнат. В XI - XII веках произошли коренные изменения в архитектуре жилых домов:
1. Возникновение трехкомнатных домов.
2. Появились новые очаги.
З.Появились санитарно-очистительные устройства.
При раскопках в городе Куйрыктобе были найдены остатки, построенных в ряд, трехкомнатных домов.
- Такие дома называют «дома - коржыны».
- «Коржын» - переметная сумка с двумя отделениями.
- Все комнаты «домов - коржынов» были сквозными: посередине находилась комната в виде коридора и по обе стороны ее - два входа в другие комнаты.В домах суфы занимали половину комнаты.
- Суфы - глиняные помосты для отдыха.

Еще одним новшеством в XII веке было то, что появились ташнау. Ташнау - санитарно-очистительные устройства средневекового дома. В жилых домах XII века появились новые очаги это круглые или прямоугольные жаровни, вкопанные в пол.
- Жаровни богато украшались растительным и геометрическим узорами.
- Они играли огромную роль для обогрева помещения и его освещения.
Тип очага (печи) в XIII-XVIII веках - тандыр. В жилищном строительстве Жетысу X- XII веков имелись свои специфические особенности, присущие местным условиям. Жилища в основном имели центральный план. Для них характерен был центральный двор или зал, из которого вели входы в жилые и хозяйственные помещения. Это были многочисленные постройки с общей площадью 500-600 м2.

18.Материальная культура второй половины IX века- начало XIIвеков:

Материальная культура. Материальная культура каждого на­рода тесно связана с его хозяйством.. Поэтому материаль­ные блага создавались преимущественно с использованием живот­новодческого сырья. Однако различие видов хозяйства на огромной территории Казахстана привело к появлению некоторых особенностей разви­тия культуры и быта в разных регионах страны. Например, если на юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое ското­водство, то в западных и центральных регионах - скотоводство кочевое. На юге Казахстана одновременно со скотоводством раз­вивалось и земледелие. Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необхо­димость создания переносных жилищ - юрт, приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная казахская юрта - конечный продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры. Каркас и кошмы для наружного покрытия таких жилищ каждая семья изготовляла собственноручно, а производством деталей де­ревянного каркаса юрты занимались мастера - уйши. По сведени­ям письменных источников XII века, кроме обычной юрты суще­ствовали также и передвижные жилища - куйме, поставленные па повозки. В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков или верблюдов. По свидетельствам путешествен­ников, предметы обихода и мебель были искусно и красочно изго­товлены. В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые жи­тели пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных горо­дов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, постро­енных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах. Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур до­машних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вя­зали рубашки, платья и белье. В ходе археологических раскопок были найдены ножницы для стрижки овец, шилья и головки для веретен. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Так, зимой мужчи­ны носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки /и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Шили и вязали так­же различную обувь из шкур, меха и шерсти. Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Ка­захстана давало возможность местному населению, жившему вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги пли различные товары Запада и Востока. Не случайно, наверное, поэтому женская одежда шилась из тканей разных видов и цветов. Одним из основных показателей материальной культуры яв­ляется пища. Основной едой скотоводов были мясо, молоко, мас­ло, кумыс, шубат (напиток из верблюжьего молока) и другие жи- потноводческие продукты. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XII веке европейские путешественники. Например, В. Рубрук писал, как кыпчаки предло­жили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он от­мечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также измуки, проса, ячменя и пшеницы.Любое скотоводческое и земледельческое хозяйство немысли­мы без изделий ремесленного производства. Для скотоводства были необходимы конские сбруи, куруки(длинные шесты для ловли ло­шадей), арканы, различные виды привязей: жели (для лошадей) и когены (для овец и коз), кисены (железные путы) и т.д. Для защиты от врагов требова­лись такие виды оружия, как лук со стре­лами, копье, сабля, шокпар (дубина с утол­щенным концом) и др. Ими пользовались не только во время войны, но и для охраны своих жилищ и скота. В оседлых районах для обработки зем­ли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты и дру­гие орудия труда. В повседневной жизни для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания проса - ступу и т.д.

 

19.Духовная культура второй половины 9 века- начала 13 века:

Доисламские верования. Тотем. На юге и юге-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования. Судя по источникам, в Сыдарьинском регионе был широко распространен культ барана.

- Он связан с зорастрийским Фавном.

- Фавн-бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье здоровье, оберегающий от злых духов в доме.Широко распространен был культ барана у огузов и туркмен.

- Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.

Баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега - тотема. При раскопках присырдарьинских средневековых городов была найдена посуда с изображениями барана с рогами.

Буддизм. Важную роль в распространении религий сыграл Великий Шелковый путь. Начиная с VI в. среди тюрков стал распространяться буддизм. Судя по Сюань Цзяню, каган Западнотюркского каганата

благожелательно относился к буддийскому вероучению. Буддизм имел широкое распространение в Южном Казахстане Жетысу. Здесь найдены остатки буддийских храмов, монастырей, статуэток Будды. МанихействоВдоль ВШП получило распространение манихейство. Это вероучение возникло в III в. в Иране. Важную роль в распространении манихейства сыграли согдийцы. Оно укрепилось в Южном Казахстане и Жетысу. Остаткиманихейских храмов найдены в Баласагуне и Жикил-Балыке.

Зороастризм. Возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране. Его приверженцы верят в священные силы огня, воды, земли, воздуха.В казахских землях зороастризм был тесно переплетен с культами огня, рода, предка, животных.

Остатки башень огня исследованы при раскопках городищ Костобе и Красная Речка.

Поклонение огню. Одним из видов религиозных верований в средние века являлось поклонение огню. В городах Куйрыктобе и Отрар археологи обнаружили богато украшенные очаги (XI- XII вв). Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. В казахском народе почитание огня и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь»и т.д. В Жетысу несмотря на распространение ислама сохранялись зороастризм, буддизм и другие доисламские культы, что являлось показателем мирного сосуществования различных религиозных взглядов.

Влияние исламской религии на развитие культуры. Арабы с 633 года начали предпринимать походы, обьявляя «борьбу за истинную веру». Арабы присоеденили земли Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Ирака, затем пришли в южные регионы Средней Азии.. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 г. захватил Бухару, затем в 714 г. - Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. Основатель государства Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. Муса Богра-хан в 960 году объявил Ислам государственной религией. В источниках говорится, что тюрки - мусльмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом. Укрепление ислама можно проследить и по погребальным обрядам.При исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов (умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди). Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним (согласно исламу это запрещалось). Во 2-ой половине XII века среди представителей знати кипчаков и просто кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение ислама. В городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жил богослов Хисамаддин аль- Сыгнаки.Укрепление ислама оказало влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.

 

20. Великий шёлковый путь, его место в экономической т политической жизни Казахстана:

Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы.Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:

Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.

Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии. Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.

Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь: Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:

· Сайрам. О некогда большом торговом поселении Великого шелкового пути сегодня напоминает городище, расположенное возле поселка Сайрам на р. Сайрам-Су. Находится в 10 км от Шымкента. Ученые считают, что на этой территории когда-то располагался древний город Исфиджаб, или Белый город, но в Х в. его сравняли с землей воины хорезмшаха Мухаммеда.

· Тараз. Сегодня это центр Жамбылской области, а во времена Великого шелкового пути это был крупный торговый центр северной магистрали. Буддийский монах и паломник Сюаньцзан в своих записках назвал его городом купцов. Из этого центра торговцы отправлялись на восток.

· Джамукат. Историю этого древнего поселения, торгового и культурного центра, историки «считывают» на развалинах Костобе, или Двойного бугра.

· Дех Нуджикес и Адахет — перевалочные пункты для караванов, которые отправлялись в северном направлении.

· Текабет, Сус и Куль и Шельджи — города, возникшие вокруг серебряных рудников. Через них проходили торговые валки, преодолевая таласский отрезок в его горной части. Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину. Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан. Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км). Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники. Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана). Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш. По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:

· южная дорога вела из Кулана. На пути следования купцов располагались древние города Иссык, Лавр, Чилик. Чтобы последовать по этому пути сегодня, то нужно ориентироваться на Коктал и Жаркент.

· северная трасса проходила по территории Чингильды. Преодолев перевал Алтын-Эмель, торговцы попадали в Икиогуз. Он раскинулся в долине полноводной реки Коксу (запад Джунгарского Алатау). Сейчас ориентир этого поселения — с. Дунгановка. Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).

Путь из Отрару на Иртыш и в Европу. Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.

· первая пересекала центральную и восточную части современного Казахстана. Она выходила к Иртышу, открывала путь в алтайский край и степи Монголии. Благодаря ей центральные районы могли сбывать скот, шерсть, кожу, металл. Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;

· по второй торговцы переправляли товары в Хорезм, доставляли их народам, проживавшим на Поволжье и Кавказе. Сарай-Бату и Каффу — узловые торговые центры средневекового мира, которые располагались на этой <



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
Улусная система схожа с народной системой управления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Улусная система схожа с народной системой управления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)