Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль Норвегии в модели безопасности Европы



2018-07-06 649 Обсуждений (0)
Роль Норвегии в модели безопасности Европы 0.00 из 5.00 0 оценок




Безопасность Норвегии достигается не только совместными операциями в сотрудничестве с НАТО и ООН. Норвегия также является членом таких организаций, как ОБСЕ, ЕАОС, NORDEFCO, участвует в Шенгенском соглашении и взаимодействует с ЕС по вопросам безопасности.

Разберем этот вопрос подробно. Согласно официальному сайту Норвегии, норвежская делегация в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является основным связующим звеном между организацией и норвежскими властями. Совместно с Посольством Королевства Норвегии в Вене делегация тесно сотрудничает с различными учреждениями ОБСЕ, сосредоточенными в столице Австрии. Членство в организации важно для Норвегии, учитывая, что до 1999 года, когда НАТО не имело такого влияния в Европе, какое имеет в настоящее время, доминирующую роль в безопасности Европы играла именно ОБСЕ. В настоящее время организация нацелена на функционирование международного права и обеспечении прав человека.

Делегация в ОБСЕ представляет Норвегию во всех постоянных органах ОБСЕ: Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности, Совет министров, а также Встречи на высшем уровне. Он также служит для связи норвежских властей с секретариатом ОБСЕ, автономными учреждениями и полевыми миссиями, а также с делегациями других государств-участников. Большинство встреч ОБСЕ происходит в старом императорском дворце Хофбург в центре города, где у штаб-квартиры ОБСЕ есть свои штаб-квартиры. Делегация разделяет офисы с Посольством Королевства Норвегии в Вене. Делегацию возглавляет посол Штеффен Конгстад ​​и состоит из трех дипломатов из Министерства иностранных дел, одного военного советника Министерства обороны, трех секретарей, одного стажера и одного водителя. Делегация работает над вопросами, связанными с тремя аспектами безопасности ОБСЕ и продвигает политику и приоритеты Норвегии в различных органах ОБСЕ. В 2017 году Норвегия возглавляет Комитет ОБСЕ по безопасности.https://www.norway.no/en/missions/osce/norway-and-the-osce/

ОБСЕ участвует в качестве наблюдателя в выборах в высший орган власти Норвегии – Парламент (Стортинг). В 2017 году наблюдение от организации проходило уже в 4 раз, после 2009, 2011, 2013 годов. По данным сайта ОБСЕ, организация «оценивает избирательный процесс для соблюдения обязательств ОБСЕ, других международных обязательств и стандартов для демократических выборов, а также национального законодательства». Также указываются, что «группа экспертов по выборам не проводит систематическое или всестороннее наблюдение за голосованием, подсчетом или подсчетом в день выборов. Однако члены группы посещают небольшое количество избирательных участков по всей стране, чтобы следить за процедурами дня выборов».https://www.osce.org/odihr/elections/norway

Кроме наблюдателя на выборах, ОБСЕ участвуетв уравнении мужчин и женщин в области воинской повинности – такой законопроект был одобрен Стортингом в 2013 году. Согласно программе по «гендерному равенству», «все норвежские граждане несут ответственность за обязательную военную службу с 19 лет». Согласно «посланию от Норвегии к ОБСЕ» от 13 марта 2017 года, «гендерное равенство» создает дополнительный прирост к рабочей силе в военной сфере Норвегии. С этим трудно не согласиться, учитывая проблему снижения финансов НАТО на оборону Европы и население Норвегии в районе 5 млн человек. Добровольная военная служба для женщин в Норвегии существует с 1976 года, однако в настоящее время в этом вопросе ведется жесткий отбор. Как указано в Послании, «первые призывники в новой системе начали службу в августе 2016 года. В августе 2016 женщина составляла 10,8% наших военнослужащих и примерно 25% призывников были женщины». https://www.osce.org/forum-for-security-cooperation/304861?download=true

Таким образом, наблюдение за выборами и «гендерное равенство» – две основные инициативы с участием ОБСЕ за последние 5 лет. Но работа всей организации включает в себя обширный спектр направлений: контроль вооружений, управление границами, борьба с торговлей людьми, борьба с терроризмом, предотвращение и решение конфликтов, кибербезопасность, демократизация, экономическая активность, образование, выборы, экологическая активность, гендерное равенство, управление, права человека, свобода медиа, миграция, вопросы национальных меньшинств, политика, реформы и кооперация в сфере безопасности, права меньшинств Рома и Синти, управление закона, толерантность и отсутствие дискриминации, работа с молодежью. Однако, если сравнивать масштабы сотрудничества Норвегии с НАТО и ОБСЕ, последние носят исключительно формальный характер и выполняют рекомендательные функции. Военное сотрудничество осуществляется исключительно с НАТО.

Перейдем к отношениям с ЕАОС. Оно было подписано в 1992 году в Португалии. Соглашение Европейской экономической зоны (ЕАОС) является краеугольным камнем отношений между Норвегией и ЕС, то есть, как уже было обозначено, экономические отношения являются фундаментом их взаимодействия. В ЕАОС входят 28 государств-членов ЕС и три члена ЕАСТ - Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. Правила ЕАОС едины для всех и не допускают дискриминации для государств, которые не являются членами ЕС. Соглашение ЕАОС также охватывает сотрудничество в таких областях, как исследования и разработки, образование, социальная политика, окружающая среда, защита потребителей, туризм и культура. Три государства-члена ЕАСТ имеют право участвовать в ряде программ и агентств ЕС и могут быть вторыми национальными экспертами в Комиссии. Соответственно, соглашение ЕАОС не охватывает сельское хозяйство, рыболовство, таможенный союз, торговую и внешнюю политику, правосудие, экономический и валютный союз (ЕВС). Фактически, это является простым соглашением о свободной торговле, которое уже включено в политику ЕС, но предусматривает участие государств-членов ЕАСТ, которые не входят в ЕС. ЕАОС держится на основе свободного движения капитала и рабочей силы, а также однородности экономических процессов.https://www.norway.no/en/missions/eu/areas-of-cooperation/the-eea-agreement/

Что касается взаимодействия с самим ЕС, оно включает в себя и Шенгенское соглашение. Оно дает норвежским предприятиям доступ к «внутреннему рынку», состоящему из 31 страны с населением 500 миллионов человек. ЕС позиционирует сотрудничество как «защиту норвежских рабочих мест и благосостояния», а также полной свободы передвижения и образования. В этом ключе политика безопасности упоминается как «сотрудничество в области гражданской защиты и планирования чрезвычайных ситуаций». https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/norway_in_europe/id762511/

Согласно Шенгенскому соглашению, Норвегия является частью европейского пространства без внутренних границ и имеет долю ответственности за внешний пограничный контроль. Отмена внутренних пограничных проверок облегчает европейцам путешествие в страны друг друга и торговлю друг с другом.

Полный список сотрудничества Норвегии и ЕС включает в себя: ЕАОС, Шенгенскую зону, норвежские гранты для ЕС, участие Норвегии в программе ЕС, политика безопасности.

Особый интерес составляет последний из перечисленных пунктов. У Норвегии и ЕС нет официальных документов о сотрудничестве в сфере безопасности. Как описывает официальный сайт Норвегии, «координация регулярно проводится с Европейской службой внешних действий (EEAS) и государствами-членами. ЕС приглашает Норвегию и партнеров ЕАСТ для консультаций с рабочими группами Совета, а Соглашение ЕАОС способствует двухгодичному политическому диалогу по внешней политике». Когда ЕС согласен с общими позициями и заявлениями по текущим внешнеполитическим вопросам, Норвегии предлагается присоединиться к этим позициям и декларациям, что в подавляющем большинстве случаев. Норвегия часто присоединяется к ограничительным мерам, введенным ЕС против третьих стран. Это мы можем наблюдать на примере санкций после «аннексии» Крыма Россией. 12 августа 2014 года Норвегия приняла более жесткие санкции против России, которые были введены ЕС и Соединенными Штатами 12 августа 2014 года. Тогда министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде заявил, что будет налагать ограничения, аналогичные к санкциям ЕС от 1 августа. Российским государственным банкам было запрещено получать долгосрочные и среднесрочные кредиты, экспорт оружия был запрещен, поставки оборудования, технологий и помощи российскому нефтяному сектору также были запрещены.https://www.bloomberg.com/news/articles/2014-08-12/norway-ready-to-act-as-russian-sanctions-trigger-fallout-probe

Таким образом, после включения Крыма в состав России Норвегия продемонстрировала приверженность взглядам ЕС. Норвегия и ЕС тесно сотрудничают по актуальным вопросам, таким как ближневосточный мирный процесс и Специальный комитет по связи (AHLC) для помощи палестинскому народу в целях развития; политика на Крайнем Севере; и общие проблемы в области энергетики и изменения климата, борьбы с терроризмом, помощи в целях развития, прав человека, разоружения и нераспространения, а также в ОБСЕ и Совете Европы.Норвегия поддерживает Европейскую политику добрососедства, направленную на содействие экономическому, политическому и социальному развитию на юге и востоке от границ ЕС.Практическое сотрудничество Норвегии с общей внешней политикой ЕС и политикой безопасности (ОВПБ) является самым сильным в области общей политики безопасности и обороны (ОЕПБО). Норвегия заключила отдельное соглашение с ЕС для участия в гражданских и военных операциях ЕС, регулярно вносит свой вклад в Северную боевую группу и участвует в операциях под руководством ЕС на Балканах, на Африканском Роге и на Ближнем Востоке.В марте 2006 года Норвегия была первой страной за пределами ЕС, которая заключила соглашение о сотрудничестве с Европейским агентством обороны (EDA). Соглашение устанавливает договоренность об обмене информацией и дает Норвегии возможность изложить свои взгляды на все аспекты деятельности EDA. Соглашение также открывает путь для участия Норвегии в проектах и ​​программах EDA. Норвегия эффективно использует соглашение о сотрудничестве с EDA и участвует в ряде соответствующих исследовательских программ и проектов, которые обеспечивают поставки для оборонной промышленности Норвегии.https://www.norway.no/en/missions/eu/areas-of-cooperation/foreign-policy/

В настоящий момент взаимодействием Норвегии и ЕС руководит Фрэнк Бакке-Енсен, министр обороны и связей Норвегии с ЕАОС и ЕС. Как указано в официальных данных об отношениях Норвегии и ЕС 2012-2017 года, они «обусловлены необходимостью найти общие решения для трансграничных вызовов, связанных с экономикой и развитием, миграцией, технологиями, изменениями климата и окружающей средой, управлением ресурсами, глобализацией, миром, контактами между людьми и т. д. Норвегия максимально интегрирована в ЕС, и фактически ограничения свободы экономических действий при вхождении в Союз являются единственной причиной неучастия скандинавского государства в Евросоюзе. По данным на 2012 г., Норвегия «включила примерно три четверти всех законодательных актов ЕС в норвежское законодательство и более эффективно внедряет их на своей территории, чем многие из государств-членов ЕС».

Однако обороноспособность Норвегии была бы не такой эффективной, если бы не особые соглашения, действующие внутри стран Северной Европы, независимо от вхождения их в ЕС. Исходя из необходимости формирования сотрудничества внутри данного региона, в ноябре 2009 года было подписано соглашение о сотрудничестве министров обороны стран Северной Европы (Дания, Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия), что представляло собой «Меморандум о взаимопонимании» в рамках развития Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO).

Как упоминает ведущий научный сотрудник института Европы РАН В. Журавель, Меморандум объединил «три параллельно существующие структуры сотрудничества Скандинавских стран: Северное сотрудничество в сфере вооружений (NORDAC, создано в 1994 году Швецией и Финляндией в целях сотрудничества в сфере военных закупок и снабжения вооруженных сил); Северный координационный механизм для поддержания мира (NORCAPS, образован в 1997-м для взаимодействия стран Северной Европы в рамках миротворческой деятельности ООН); Северная структура поддержки (NORDSUP, сформирована Швецией, Финляндией и Норвегией в 2008 году для реализации многочисленных (до 140) проектов в области военного сотрудничества)».

Главная цель NORDEFCO - является укрепить национальную оборону стран-членов организации, изучить и выявить возможность общих действий, направленных на эффективные совместные решения для достижения конкретных практических результатов. В соответствии со ст. 7 меморандума NORDEFCO открыто для третьих стран в рамках в совместных действий. http://www.nordefco.org/the-basics-about-nordefco

Цель создания организации - укрепление национальной обороны. В качестве задач NORDEFCO выделяет комплексный подход по вопросу обороны, обсуждение стратегических вопросов, эффективное распределение ресурсов в области обороны, достижение технологических преимуществ и др.

В военной сфере NORDEFCO стремится к развитию военного потенциала и освобождению ресурсов, что, очевидно, значит полное использование безграничного сотрудничества и равные возможности для обороны, т.е. деление ресурсов и возможностей на равные части для обеспечения обороноспособности каждой из стран. Одной из задач также является больший вклад в операции ЕС, НАТО и ООН.

Обсуждение всегда ведется на уровне министров обороны, области сотрудничества подразделяются на стратегическое развитие, возможности, человеческие ресурсы и образование, обучение и упражнения, операции. Как устанавливает РАН, «в дополнение к областям сотрудничества для поддержки и обеспечения жизненного цикла (ALCS) поручено координировать и облегчать вооружения, связанные с вопросами сотрудничества. Это выполняется посредством ежегодного процесса отбора, в котором все участвующие страны предоставляют информацию из своих планов закупок. Выявлены планы сравнения, проверки и возможности сотрудничества, проверенные ALCS. Если они считаются подходящими для дальнейшего сотрудничества, официально создаются в качестве подгруппы. В состав этих подгрупп входят эксперты из участвующих стран, которым поручено создать основы для того, как может развиваться сотрудничество; например, в отношении общего проекта закупок. Исторически сложилось так, что такое сотрудничество позволило странам Северной Европы использовать экономию средств в размере более 60 миллионов евро».

Следовательно, NORDEFCO занимается военным усилением Стран Северной Европы. Практические цели данной организации – «формирование Скандинавских сил стабилизации с постоянным командованием; создание амфибийного подразделения; совершенствование системы контроля обстановки в морских акваториях; осуществление совместного контроля воздушного пространства Исландии; сотрудничество в области создания спутниковых систем».

В 2014 году присоединение Крыма к России стало поводом для усиления NORDEFCO, что приобрело актуальность и для Норвегии, имеющей общую границу с РФ. «Агрессия России» стала поводом для военного усиления организации под председательством Швеции в 2015 году.

По данным РАН, «в 2017-2018 гг. в рамках организации проводятся военные учения в формате НАТО. Зимние учения "Холодный ответ" с участием самого альянса проводятся странами СЕ с 2006 года. В последние годы в них участвовало более 16 тыс. военнослужащих, до 100 боевых самолетов и вертолетов, до 40 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также 1 200 единиц колесной и гусеничной техники из 15 стран - членов альянса».

В мае 2015 г. в рамках NORDEFCO Норвегия выступила организатором военных учений «Arctic Challenge Exercises-2015» с участием НАТО. В них участвовали более 100 самолетов и свыше 4 тыс. человек, а также были использованы маневры ВМС. Как указывает В. Журавель, «При проведении совместных мероприятий НАТО добивается того, чтобы военно-политическая деятельность стран Северной Европы, осуществляемая на региональной основе, поддерживала трансатлантическое единство и была направлена на обеспечение оперативной совместимости, взаимодополняемости и слаженности военных структур не только Северного оборонного сотрудничества, но и стран НАТО, формировала у граждан позитивное восприятие Североатлантического союза». Также, по данным В. Журавеля, «данные учения вполне вписываются в контекст Стратегии национальной безопасности США, где Североатлантический союз расценивается в качестве "стержня расширяющейся сети глобальной безопасности", а сам Европейский союз упоминается лишь однажды: в привязке к Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству и углублению связей между НАТО и ЕС».

Фактически, это означает демонстрацию силы и готовности противостоять России, формирование определенной «антироссийской военной идеологии». Усиление НАТО в Северной Европе имеет тенденцию к увеличению через перспективы вступления Швеции и Финляндии в альянс, однако в последнее время они уменьшаются из-за непредсказуемости политики президента США Дональда Трампа.

Следовательно, NORDEFCO является организацией по усилению военной мощи североевропейских стран. Деятельность организации поддерживается Северным оборонным сотрудничеством и НАТО и имеет тенденции к увеличению.

– В. Журавель «Сотрудничество стран северной Европы в военной сфере и тенденции его развития» Зарубежное военное обозрение. 2017, №4 С. 23-29

Как отмечают авторы В. Конышев и А. Сергунин, Норвегия «с одной стороны не мыслит себя на международной арене без союзников, с другой –презентует себя как активного членамеждународного сообщества, готового взять насебя определенные обязательства». Также авторы подчеркивают, что «стратегия Осло на Крайнем Севере включает в себя три измерения: политику в рамкахсевероевропейского «сообщества безопасности»;сотрудничество в рамках НАТО; двусторонниеотношения с Россией». Военное сотрудничество с другими странами Европы ограничивается рамками NORDAC, NORDCAPS, NORDSUPи NordicBattleGroup (силы быстрого реагирования), но не имеет больших масштабов. С 2009 г. данные структуры входят в NORDEFCO. В 2011 году на Хельсинской встрече министры иностранных дел Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии подписали декларацию о сотрудничестве, в которой не упоминалось военное, следовательно, сделать «мини-НАТО» из NORDEFCOне удалось. Роль Норвегии в NORDEFCO, по словам исследователей, ограничивается связями с НАТО и мониторинг за Арктикой в целом (Баренцевом морем) и Северной Атлантикой. Søreide I. Security in the High North – Norwegian Perspectives.URL: http://regjeringen.no/en/dep/fd/whats-new/Speeches-andarticles/minister/taler-og-artikler-av-forsvarsminister-in/2014/Security-inthe-High-North--Norwegian-Perspectives1.html?regj_oss=2&id=764664

Таким образом, Норвегия является членом европейских организаций ЕАОС, NORDEFCO, ОБСЕ, а также входит в состав НАТО и ООН. Следует заметить, что скандинавское государство участвует в деятельности БЕАР и СБЕР, Северного совета и Арктического совета, но эти органы носят исключительно рекомендательный характер и имеют очень слабое влияние на архитектуру европейской безопасности. Они созданы для более тесного взаимодействия между странами Северной Европы. Северный совет не имеет военного направления, а Арктический совет занимается исключительно экологическими вопросами и использует программу мониторинга и оценки Арктики (AMAP), рабочую группу по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF), рабочую группу по предотвращению, обеспечению готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (EPPR), рабочую группу по защите арктической морской среды (PAME), рабочую группа по устойчивому развитию (SDWG).http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us

Таким образом, Норвегия является активным членом перечисленных организаций и участвует в продвижении демократических ценностей. Экономическая ситуация современной Норвегии позволяет правительству государства вести «размеренную» внешнюю политику, отдавая свою безопасность «под присмотр» НАТО. Менталитет норвежского правительства и историческое развитие государства в целом производит его социалистический уклад – государство заботится о народе и, исходя из действий на международной арене не имеет стремлений к доминированию. Весомыми угрозами норвежской безопасности являются терроризм и миграция, которые вследствие могут породить негативное влияние на количество этнических норвежцев из ~5,5 миллионов населения Норвегии.

Проведем соотношение видов безопасности с международными организациями, с помощью которых обеспечивается безопасность государства:

- военную безопасность вместе с правительством осуществляет НАТО

- экономическую безопасность вместе с правительством осуществляют ЕС и ЕАОС в рамках соглашений

- экологическую безопасность осуществляет исключительно правительство

- социальная безопасность также осуществляется правительство

- в культурной безопасности роль играет ООН

- информационную безопасность осуществляет правительство при некоторой поддержке ЕС

- в политической безопасности правительство взаимодействует с НАТО при небольшой поддержке ОБСЕ

Соответственно, архитектура безопасности Норвегии описывается следующей схемой:

 

 

НАТО
Норвегия
ООН
NORDEFCO
ОБСЕ
EDA
ОВПБ  
ЕС
ЕАСТ

 

 


Пересечения с АЕБ, которые и составляют роль Норвегии, проявляются в тесном сотрудничестве с НАТО по вопросу военной безопасности – вместе с ЕС Норвегия обеспечивает свою безопасность при поддержке альянса. Среди стран Северной Европы Норвегия является участником военной межправительственной организации NORDEFCO, которая также пользуется поддержкой альянса. Норвегия осуществляет связи с ЕС в области экономики и обороны через органы ОВПБи EDA. Также государство вместе с ЕС является членом ООН.

Таким образом, «встраивание» Норвегии в архитектуре безопасности Европы происходит в основном вследствие влияния НАТО и экономических связей с ЕС. Согласно приведенной в данной главе статистике, данные взаимоотношения держатся на высоком уровне в данное время.


 



2018-07-06 649 Обсуждений (0)
Роль Норвегии в модели безопасности Европы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль Норвегии в модели безопасности Европы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)