Функции журналистики как отражение социальных потребностей общества.
Роль СМИ в обществе основывается на потребностях в максимально полной информированности. Однако в журналистике действуют люди со своими взглядами - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представлениями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики. Всем СМИ свойственны единые функции - обязанность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов. Мера и характер информированности (дезинформированности) зависит прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики. Но есть несколько основных, которые ежедневно используются журналистами. На данный момент выделяются 5 всем известных функций: Коммуникативная функция. Функция общения, налаживания контакта. Эта функция эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Идеологическая функция. Журналистика является идеологическим инструментом и позволяет укрепить в сознании общества определенный тип поведения и действий. Выполняя функцию идеологического характера, журналистика создает в создании человека определенный стереотип и стиль поведения, Культурно-просветительская функция. Журналистика позитивно влияет на культурное развитие человека и позволяет ему усовершенствоваться и познавать новую информацию. Методологическая функция. В СМИ размещается справочная информация, реклама по любому запросу. Организаторская функция. Журналистика способствует формированию массового сознания и способна организовать людей в сплоченный коллектив. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия. Власть - это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами. Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач. Журналистика является одним из важнейших инструментов непосредственной демократии и потенциально обладает огромной властью в обществе. В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку, где есть информация, там есть управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического соц. института «властных полномочиях». Основа «пирамиды» власти – государственные институты, образующие 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть всеобща, решения обязательны для исполнения. Современное общество базируется на информации, а она становится все более важным фактором экономического развития. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа. Если в государстве осуществляется народная демократия, то политика всех 3 ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении журналистике всех прав и свобод. Характеристика СМИ как 4-й власти: • Не обладают такой же правомерностью, как остальные 3 ветви и потому является неофициальной. СМИ – один из институтов непосредственной демократии, поэтому мера легитимности зависит от степени доверия аудитории. • Анализируя действия властей, от имени народа должны в одних случаях поддержать своим авторитетом положит. тенденции, в др. случаях – критиковать и требовать изменить политику властей. • Ведут всесторонний мониторинг всех сфер жизни, создают информационную картину. • Выступают в роли общественного эксперта • Создают духовную атмосферу через участие в формировании массового сознания. • СМИ – организаторы социального диалога • Оказывают информационное воздействие на граждан. • Являются социальным контролером деятельности социальных институтов. • СМИ – эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса. Журналистская этика. В журналистской среде формируются принципы, нормы и правила ответственности этической. Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы, и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Требования морали не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной практики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами. Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так, наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, педагогическая этика. Особой областью профессиональной этики является и журналистская этика. Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга. На базе представлений о профессиональном долге и высоконравственных формах его выполнения складывается система взглядов на поведение журналиста, при котором наблюдется достоинство профессии и честь профессионала. Соблюдение этических норм контролируется как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» - это совесть журналиста, которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение. «Извне» действуют журналистские организации и их временные или постоянные «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов. Грубые и неоднократные сознательные нарушения требований журналистской этики ставят нарушителя вне рядов журналистского корпуса. Вступающий же в Союз журналистов России обязуется соблюдать Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста. В 1980-1983 годах представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». С их учетом каждая региональная или национальная журналистская организация разрабатывает свои этические кодексы. В нашей стране первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В основе его лежат принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестности, честности, уважения, чести и достоинства личности, уважения общечеловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. В 1994 г. разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для практической деятельности в журналистике: журналист - аудитория, журналист - источник информации, журналист - персонаж его произведения, журналист - автор, журналист - редактор, журналист – редакционный коллектив, журналист - коллеги по профессии. Этические нормы в области отношений «журналист - аудитория» носят объединивший характер, т.е. здесь «итожится» мера нравственности поведения журналиста во всех других сферах. Прежде всего, это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Серьезный, честный, доступный разговор по самым сложным вопросам, умение вести за собой аудиторию, способствовать ее развитию и повышать уровень, осмысления окружающего - необходимое требование этики. Стремление быть понятым заставляет журналиста чутко прислушиваться к реакции аудитории, терпеливо работать в ней, отвечать на вопросы и возражения, вновь и вновь с привлечением нового материала возвращаться к важным, но еще не полностью освоенным идеям и выводам, опираясь при этом на простые и понятные факты, примеры и доказательства. (Конвергентная журналистика)
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |