Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции журналистики как отражение социальных потребностей общества.



2018-07-06 862 Обсуждений (0)
Функции журналистики как отражение социальных потребностей общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль СМИ в обществе основывается на потребностях в максимально полной информированности. Однако в журналистике действуют люди со своими взгляда­ми - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представле­ниями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики.

Всем СМИ свойственны единые функции - обязан­ность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от соци­альной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности (дезинформированности) зави­сит прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеоло­гическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

Но есть несколько основных, которые ежедневно используются журналистами. На данный момент выделяются 5 всем известных функций: Коммуникативная функция. Функция общения, налаживания контакта. Эта функция эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении.

Идеологическая функция. Журналистика является идеологическим инструментом и позволяет укрепить в сознании общества определенный тип поведения и действий. Выполняя функцию идеологического характера, журналистика создает в создании человека определенный стереотип и стиль поведения,

Культурно-просветительская функция. Журналистика позитивно влияет на культурное развитие человека и позволяет ему усовершенствоваться и познавать новую информацию.

Методологическая функция. В СМИ размещается справочная информация, реклама по любому запросу.

Организаторская функция. Журналистика способствует формированию массового сознания и способна организовать людей в сплоченный коллектив.

Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.

Власть - это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социаль­ными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами.

Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчи­нения людей для реализации поставленных задач.

Журналистика является одним из важнейших инструментов непосредственной демократии и потенциально обладает огромной властью в обществе.

В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку, где есть информация, там есть управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического соц. института «властных полномочиях».

Основа «пирамиды» власти – государственные институты, образующие 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть всеобща, решения обязательны для исполнения.

Современное общество базируется на информации, а она становится все более важным фактором экономического развития.

Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа. Если в государстве осуществляется народная демократия, то политика всех 3 ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении журналистике всех прав и свобод.

Характеристика СМИ как 4-й власти:

• Не обладают такой же правомерностью, как остальные 3 ветви и потому является неофициальной. СМИ – один из институтов непосредственной демократии, поэтому мера легитимности зависит от степени доверия аудитории.

• Анализируя действия властей, от имени народа должны в одних случаях поддержать своим авторитетом положит. тенденции, в др. случаях – критиковать и требовать изменить политику властей.

• Ведут всесторонний мониторинг всех сфер жизни, создают информационную картину.

• Выступают в роли общественного эксперта

• Создают духовную атмосферу через участие в формировании массового сознания.

• СМИ – организаторы социального диалога

• Оказывают информационное воздействие на граждан.

• Являются социальным контролером деятельности социальных институтов.

• СМИ – эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса.

Журналистская этика.

В журналистской среде формируются принципы, нормы и правила ответственности этической. Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы, и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Требования морали не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общест­венными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами.

Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально бе­зупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так, наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, педагогическая этика. Особой областью профессиональной этики является и журналистская этика.

Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксиру­емые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой об­щественного мнения, мо­ральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга.

На базе представлений о профессиональном долге и высоконравст­венных формах его выполнения складывается система взглядов на пове­дение журналиста, при котором наблюдется достоинство профессии и честь профессионала.

Соблюдение этических норм контроли­руется как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» - это совесть журналиста, которая в зависимости от характера поведения или заставляет его пере­живать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовле­творение. «Извне» действуют журналистские организации и их времен­ные или постоянные «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Грубые и неоднократные сознательные нарушения требований журна­листской этики ставят нарушителя вне рядов журналистского корпуса. Вступающий же в Союз журналистов России обязуется соблюдать Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста.

В 1980-1983 годах представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». С их учетом каждая регио­нальная или национальная журналистская организация разрабатывает свои этические кодексы. В нашей стране первый кодекс профессиональ­ной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В основе его лежат принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестнос­ти, честности, уважения, чести и достоинства личности, уважения общече­ловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. В 1994 г. разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и стано­вятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для прак­тической деятельности в журналистике: журналист - аудитория, журна­лист - источник информации, журналист - персонаж его произведения, журналист - автор, журналист - редактор, журналист – редакционный коллектив, журналист - коллеги по профессии.

Этические нормы в области отношений «журналист - аудитория» носят объединивший характер, т.е. здесь «итожится» мера нравствен­ности поведения журналиста во всех других сферах. Прежде всего, это нравственная обязанность, ясно представ­ляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации.

Серьезный, честный, доступный разговор по самым сложным вопросам, умение вести за собой аудиторию, способствовать ее развитию и повышать уровень, ос­мысления окружающего - необходимое требование этики. Стремление быть понятым заставляет журналиста чутко прислушиваться к реакции ау­дитории, терпеливо работать в ней, отвечать на вопросы и возражения, вновь и вновь с привлечением нового материала возвращаться к важным, но еще не полностью освоенным идеям и выводам, опираясь при этом на простые и понятные факты, примеры и доказательства.

(Конвергентная журналистика)



2018-07-06 862 Обсуждений (0)
Функции журналистики как отражение социальных потребностей общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции журналистики как отражение социальных потребностей общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)