Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пресса Чувашии в период демократизации жизни общества с 1991 г



2018-07-06 602 Обсуждений (0)
Пресса Чувашии в период демократизации жизни общества с 1991 г 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце 1990-х гг. ХХ в. появление новых законодательных свобод, оказывает большое влияние на функционирование системы СМИ Чувашии. В республиканской журналистике происходит ослабление цензуры. В печати и электронных СМИ появляется бóльшая дискуссионность. В газетах открываются и становятся постоянными рубрики: «Мнение читателя», «Гласность и демократия». Общественно-политическая «Советская Чувашия», открывает дискуссионный клуб «Обсуждаем, спорим, предлагаем». Несмотря на еще существующие табу и установки партийных чиновников, происходит эволюция творческого мировоззрения. Новые задачи ставят перед журналистами проблемы поиска новых форм, принципиально иных способов подачи материала, другой стилистики. «Мы стараемся сделать газету интереснее, – рассказывает об этих творческих поисках редактор газеты «Хыпар».
Потом появилась возможность печатать материалы, которые поднимали закрытые ранее темы, раскрывали подлинное лицо бывших секретных организаций, скрываемых от народа. Они вызывали большой интерес и дискуссии.
Ветер перемен, принесший СМИ новые свободы и принципиально иные возможности в 1990-х, вскоре сталкивает их с преобразованиями в экономической жизни и непредсказуемостью рыночной действительности этого периода. Печатные СМИ в это время серьезнее всего пострадали от роста цен на бумагу и распространение изданий. Также сильно ударили по редакционному кошельку рост коммунальных тарифов, возросшие счета за пользование связью и увеличение транспортных расходов. Все это вызывало значительное повышение стоимости периодики.
СМИ, как и другие отрасли хозяйства страны, терпят серьезные убытки. В Чувашии в этот период тяжелее всего пришлось «районкам» – значительная доля их тиража распространяется почтой, а почтовые тарифы становится едва ли не выше себестоимости газет. Чтобы спасти издания, работники пера, помимо творческой деятельности, начинают осваивать функционал менеджеров по рекламе и распространению. Привлекаемые рекламные деньги позволяют «латать» редакционный бюджет. В начале девяностых в национальной печатной индустрии обозначаются и другие, принципиально новые тренды. Во-первых, подписка на прессу идет менее энергично, чем в предыдущие годы. Вместе с тем растет розничная продажа изданий. Чтобы как-то поддержать подписные тиражи, редакции газет придумывают различные акции – обещают призы распространителям, устраивают лотереи для подписчиков. Во-вторых, газеты все больше становятся именно средством информации, а не средством агитации и пропаганды. В-третьих, в условиях экономической депрессии в связи с падением заработков возникает и дефицит квалифицированных кадров. Среди новых газет, возникающих в начале 90-х в республике, в основном печатные органы политических партий.

(Язык и стиль СМИ)

13. Роль СМИ в формировании русского литературного языка
Русский язык как фундаментальная основа русской цивилизации и культуры много раз в истории России подвергался всякого рода атакам. Еще Фонвизин высмеивал засорение русского языка всякого рода французскими словечками. Реформы Петра привнесли в язык массу иностранных слов уже немецкого происхождения.

В настоящее время мы наблюдаем беспрецедентное коверканье, искажение и огрубление русского языка в СМИ, сети Интернет и, как следствие, в речи.

Состояние русской языковой культуры волнует сегодня многих. Об этом говорят и пишут педагоги и журналисты, писатели, ученые - языковеды, специалисты - все, кому дорог и небезразличен родной язык. В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных (радио и телевидения), на формирование современного образа жизни и на язык. Электронные СМИ на рубеже XX и XXI веков получили возможность во всех возрастных слоях миллионных масс людей формировать языковые нормы. СМИ несут в себе различные социально-политические роли, имеющие особую общественную значимость.

Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций в развитии патриотической культуры населения.

Особого внимания заслуживает телевидение, являющееся сегодня для большинства россиян основным источником, как информации, так и развлечений. Благодаря доступности аудитория телевидения в разы больше аудитории сети Интернет. Поэтому особая ответственность лежит именно на телевидении. К сожалению, наши ведущие, политики, артисты и прочие «герои» телеэфиров не осознают всей ответственности за свои слова и речевое поведение, не понимают, что многие люди (причем не только молодые) видят в них пример для подражания. И мы ежедневно вынуждены наблюдать, как коверкается, искажается, огрубляется наш язык. Именно на телевидении с культурой речи сегодня происходит нечто немыслимое. Постоянно с экранов ТВ мы слышим огромное количество жаргонизмов, просторечной, бранной и даже ненормативной лексики. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации.

СМИ влияет не только на грамотность населения, но и на поведение людей. Насилие, агрессия, разрушения, отсутствие духовных лидеров, нецензурные выражения - во всем этом СМИ играет не последнюю роль. Именно в средствах информации происходят изменения языковой нормы русского языка. С одной стороны, массовые коммуникации обогащают язык, держат нас в курсе событий. С другой же стороны, мы отступаем от норм речи, используем жаргонизмы («кайф», «тусовка», «крыша поехала» и др), варваризмы (например, «блёф вместо блеф» и т.д.) и иноязычные слова («эксклюзивный», «харизма», «прайс-лист», «тинейджер», «секьюрити» и многие другие).

Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большей степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами.

СМИ в большей степени устанавливают нормы языка и коммуникации, в этой связи они наиболее ответственны за соответствие этих норм лучшим культурным традициям. Периодическая печать, которая является самой традиционной разновидностью СМИ, продолжает оставаться и поныне сильнейшим средством массовой информации, имеющим достаточный потенциал воздействия не только на читателя, но и на различные стороны жизни общества. В настоящее время речь населения России стала серьезно отклоняться от рамок классического русского языка.

14. Искусство заголовка и названия передач. Типы и функции заголовков и названий передач.
Основные функции заголовков:1) графически-выделительная;2) номинативная;3) информативная;4) рекламная;5) оценочно-экспрессивная;6) интегративная.

Заголовки служат для выделения материалов на полосе, отделения их друг от друга. Все без исключения заголовки направлены на выполнения такой задачи и потому несут графически-выделительную функцию. Эта функция - единственная, которая реализуется неязыковыми средствами, а с помощью различных приёмов вёрстки и редактирования текста. Такая форма заголовка непроизвольно активизирует внимание читателя, не требуя особых волевых усилий.

При первом взгляде на заголовок, даже до чтения текста полностью, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия именуют текст, выступая в качестве его названия.

Заглавие включает работу мышления через возбуждение читательского интереса. Названия публикаций такого рода выполняют информативную функцию, привлекая читателя прочитать статью, если она содержит необходимую для него информацию.

Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целый спектр читательских эмоций – не только интерес к сведениям, данным в статье, но и любопытство, недоумение, удивление, может даже страх. В данном случае заголовок реализует рекламную функцию. Заголовки рекламного типа делятся с языковой точки зрения на две группы:

1. Заголовки, которые содержат мало информации, создавая интригу для читателя. На основе таких заголовков создаётся эффект «усиленного ожидания», благодаря чему читатель обращается к тексту.

2. Заголовки, привлекающие своей новизной и свежестью.

В заголовках часто используют различные стилистические приемы, что еще сильнее захватывает эмоции и воображение читателей, активизирует их фантазию.

Грамотно написанное заглавие облегчает и упрощает восприятие текста, играет большую роль в организации языковых средств. В данном случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция (то есть связанность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство.

Заголовки делятся на два типа в зависимости от реализации информативной функции: 1. Однонаправленные – такие заголовки, которые могут быть соотнесены с любым смысловым элементом текста (тема, основная мысль, аналитическая оценка ситуации, иллюстрации к тезисам и т. д.); 2. Комплексные – заголовки, которые актуализируют два или более смысловых компонентов текста.

Основной же функцией заголовка, несмотря ни на что, является номинативная функция, используемая при закреплении содержания текста в памяти читателя. Профессионализм в работе с заголовками включает в себя выбор различных видов при размещении и оформлении иллюстрационных и текстовых материалов на полосах номера.

Типы заголовков:

Обыкновенный заголовок дает самое первое впечатление о материале.

Подзаголовок является своеобразным уточнением, дополнением, разъяснением к вышестоящему заголовку.

Рубрика также играет очень важную роль, она размещается над основным заголовком или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты.

Шапка используется для объединения материалов, которые занимают целую полосу газеты или большую её часть и посвящены одной общей теме. Она «накрывает» сверху все публикации, стоящие под ней.

В современной газетной статье заголовок выступает как совокупность различных графических и лингвистических средств и приемов, которые дает читателю все нужные предварительные сведения о содержании публикации и привлекают к ней должное внимание.



2018-07-06 602 Обсуждений (0)
Пресса Чувашии в период демократизации жизни общества с 1991 г 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пресса Чувашии в период демократизации жизни общества с 1991 г

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)