Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы методики маржинального анализа



2018-07-06 457 Обсуждений (0)
Основы методики маржинального анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях рыночной экономики возрастает роль усиления конкурентоспособности предприятия, приспособления к изменчивому спросу потребителей его производственных возможностей. Руководителям предприятий необходимо проявлять определенную гибкость в управлении производством продукции, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов для эффективного хозяйствования. Поэтому умелое использование методики маржинального анализа в управлении производством позволяет повысить эффективность рыночного субъекта.

Маржинальный анализ является управленческим аспектом экономического анализа. Он основывается на определении наиболее эффективных соотношений между выручкой, постоянными и переменными затратами, прибылью.

Взаимосвязь этих важных экономических показателей носит функциональный детерминированный характер, что позволяет при заданных значениях одних показателей достаточно точно прогнозировать значение других. В аналитическом виде модель выручки можно представить следующим образом:

где N – выручка от реализации продукции, P –прибыль от реализации, В – переменные затраты, А – постоянные затраты.

К переменным затратам относят в основном те, которые составляют себестоимость производства (стоимость сырья и материалов, оплата труда персонала, расходы на энергоносители и т.д.), они изменяются пропорционально объему производства, а на единицу продукции остаются неизменными.

Постоянные затраты состоят из расходов на организацию и управление, коммерческих расходов на реализацию продукции. В некоторых случаях к ним можно отнести арендную плату за помещение, затраты на отопление и водоснабжение и т.п. Они в целом не изменяются в зависимости от объема производства, но изменяются в расчете на единицу произведенной продукции.

Таким образом, между объемом производства продукции и себестоимостью единицы существует обратная линейная связь: при увеличении объема выпуска продукции, себестоимость единицы снижается, так как размер постоянных затрат в расчете на единицу уменьшится, и наоборот, снижение объемов выпуска приводит к удорожанию себестоимости единицы продукции. (табл. 7.1)

Следует отметить, что на практике часто бывает нельзя четко разграничить затраты на постоянные и переменные, так как существуют и условно-постоянные и условно-переменные затраты. Поэтому методика маржинального анализа может дать точный управленческий эффект при краткосрочном планировании, сроком не более года.

Важнейшей частью методики маржинального анализа является определение маржинального дохода (Мд), который рассчитывается как разность между выручкой (объемом реализованной продукции) и переменными затратами:

Иначе маржинальный доход можно представить как сумму прибыли и постоянных затрат:

Таким образом, исходная модель выручки может рассматриваться как сумма маржинального дохода и переменных затрат:

Таблица 5.2

Зависимость себестоимости продукции, выручки и прибыли от объема производства и реализации продукции.

Объем производства изделий, шт. Постоянные затраты, тыс. руб. Переменные затраты, тыс. руб. Себестоимость продукции, тыс. руб. Выручка (цена), тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
всего в расчете на 1 ед. всего в расчете на 1 ед. всего в расчете на 1 ед. всего в расчете на 1 ед. всего в расчете на 1 ед.
1,60 4,60 3,4 -1200 -1,20
0,80 3,80 3,4 -800 -0,40
0,53 3,53 3,4 -400 -0,13
0,40 3,40 3,4 0,00
0,32 3,32 3,4 0,08
0,27 3,27 3,4 0,13
0,23 3,23 3,4 0,17

 

Маржинальный анализ позволяет исследовать эффективность производства как в целом по предприятию, так и по отдельному виду продукции. В этом случае маржинальный доход можно выразить следующей формулой: где V – объем произведенной (реализованной) продукции, p – цена единицы продукции, b – переменные затраты в расчете на единицу продукции.

При многономенклатурном производстве следует учитывать удельный вес каждого вида продукции (Удi) в общем объеме:

Для единицы продукции рассчитывается ставка маржинального дохода, представляющая разность между ценой и переменными затратами единицы продукции:

Основываясь на приведенных функциональных связях экономических показателей, в процессе проведения маржинального анализа можно решить следующие задачи:

1. Определить безубыточный объем реализации продукции (критический объем продаж, точка безубыточности, порог рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

2. Установить зону безопасности (безубыточности) предприятия;

3. Исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

4. Обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений по изменению производственных мощностей, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

В практической деятельности предприятий часто встает вопрос - сколько и какой вид продукции целесообразно произвести, для того чтобы покрыть свои издержки и затем получить прибыль. То есть определить минимальные производственные мощности, позволяющие работать в состоянии безубыточности.

Для решения этой задачи определяется критический объем продаж Nкрит (точка безубыточности) при котором предприятие покрывает свои понесенные затраты и при последующем увеличении реализации продукции будет получать прибыль.

Критический объем продаж можно определить графическим или аналитическим способами.

Так, при графическом способе необходимо на графике начертить линии полной себестоимости продукции и выручки от ее реализации. Затем определить точку пересечения этих линий, которая называется точка безубыточности или критический объем продаж. Ниже этой точки предприятие убыточно, так как не покрывает произведенные затраты. Выше точки начинается прибыльное производство, каждая произведенная единица продукции начинает приносить дополнительную прибыль. (рис. 7.1.)

В данном случае покрыть расходы на производство можно будет при выпуске 4000 штук изделий на сумму выручки 13600 тыс. руб.

Аналитический способ определения критического объема продаж гораздо проще, так как не требует рисования графиков.

Прежде всего, необходимо найти удельный вес маржинального дохода (УдМ)в общем объеме выручки:

;

 

Рис. 5.1. Графический способ определения точки безубыточности по данным таблицы 5.1

Конечная формула критического объема продаж в стоимостном выражение выглядит так:

;

Стоимость критического объема продаж по данным таблицы 7.1:

тыс.руб.; ;

тыс. руб.

Для определения критического объема продаж в количественном измерении используется формула:

штук.

Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

Кроме того, если в формулу для определения критического объема продаж в количественном выражении заложить желаемый объем прибыли, то можно определить количество продукции необходимое для ее получения. Например, в рассматриваемом примере (табл. 7.1) необходимо определить объемы производства продукции для получения 2000 тыс. руб. (Рплан) прибыли. Тогда предполагаемый объем производства составит:

штук.

Из расчетов по определению точки безубыточности можно найти следующий важный показатель – зона безубыточности (финансовой прочности), которая является разностью между фактической выручкой и критическим объемом продаж:

тыс. руб.

Таким образом, в этом примере предприятие обладает солидным запасом безубыточности, которая составляет 10200 тыс. руб. или 42,86% (10200:23800*100%) объема выручки. В этом диапазоне продаж предприятие не получит убыток.

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

а) тыс. руб.

б) тыс. руб.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции для получения заданной суммы прибыли при известных объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат определяется следующим образом:

тыс. руб.

Здесь показано, что если предприятие намеревается получить прибыль не 1200 тыс. руб., а 1900 тыс. руб., то ему нужно снижать переменные затраты в расчете на единицу продукции до 2,9 тыс. руб.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат. Он показывает минимальный уровень цен, необходимых для покрытия издержек. В данном примере (табл. 8.1) критический уровень цены будет:

тыс. руб.

 

 



2018-07-06 457 Обсуждений (0)
Основы методики маржинального анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы методики маржинального анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)