Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды транспорта и их взаимодействие



2018-07-06 1421 Обсуждений (0)
Виды транспорта и их взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок




Екибастузский инженерно-технический институт

Имени академика К.И. Сатпаева

 

Кафедра: Транспорт

 

 

«Утверждаю»

Проректор по УМР

__________М.Ж. Турсунов

«____» ________ 2014г.

 

Конспект лекций

по дисциплине: Общий курс железных дорог

Программа образования: бакалавриат

Специальность: 5В071300 - «Транспорт, транспортная техника и технологии»

Специализация: «Локомотивы» и «Вагоны»

Форма обучения: очная

 

 

 

Екибастуз – 2014 г.

Конспект лекции составлен на основании рабочей учебной программы дисциплины специальности 5В071300 Транспорт, транспортная техника и технологии, утвержденной Ученым Советом, протокол № от 20 _ г

 

 

Конспект лекции составил:

Доцент ___ _______________ Абеуова А.А.

(должность, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

Конспект лекции рассмотрен на заседании кафедры

 

Протокол №__от______20 __г.

 

Заведующий кафедрой:

к.т.н., профессор Нуспеков Е.Л.

Одобрено учебно-методическим советом факультета И-Э

 

Протокол №__от______20___г.

 

Председатель:

к.т.н., профессор Турсунов М.Ж.

Одобрена учебным отделом

 

Начальник Кадырбекова К.К.

Офис: ул. Энергетиков, 54, ауд. № 107

 

Тел: 8 (7187) 33 - 35 - 03 (вн. 113)

 

E-mail: eitiekb@mail. ru

eitiekb@mail. kz

 

 

Модуль 1 – «Общие сведения о транспорте»

Тема 1. Общие сведения о транспорте

Цель: Понятие о роли железнодорожного транспорта в народном хозяйстве. Изучить организацию управления железнодорожным транспортом, виды габаритов.

Содержание:

1. Роль транспорта, его виды

2. История развития железнодорожного транспорта

3.Организация управления железнодорожным транспортом

4. Габариты

1. Роль транспорта, его виды

 

Жизнь современного общества невозможна без развития транспорта. Народное хозяйство представляет собой единый комплекс, размещенный на огромной территории. Без помощи транспортной сети при современных объемах производства невозможно обеспечить это экономическое единство, выражающееся в эффективном хозяйственном сотрудничестве отдельных его частей.

От развития производительных сил и степени развития каждого вида транспорта, его экономичности для перевозок зависит и доля его участия в общих перевозках.

Железнодорожный транспорт подразделяется на:

· железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридический лиц и государства в перевозках на условиях публичного договора, а также выполнения других работ (услуг), связанных с перевозками;

· железнодорожный транспорт необщего пользования — совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

· технологический железнодорожный транспорт организаций, предназначенный для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с подвижным составом для собственных нужд.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Виды транспорта и их взаимодействие

Транспорт играет большую роль в жизнеобеспечении людей, соединяя производство продукции с ее потребителями, связывая регионы Казахстана между собой, а также Казахстан с другими государствами. Транспорт играет огромную роль в укреплении обороноспособности страны. В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется вопросам взаимодействия транспорта с грузоотправителями и грузополучателями. Определяющими факторами для финансового благополучия каждого вида транспорта являются обеспечение своевременного, качественного и полного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в перевозках, а также привлечение дополнительного объема перевозок грузов и пассажиров.

Все виды транспорта образуют единую транспортную систему, в состав которой входят наземный, подземный, воздушный и водный транспорт.

К наземному транспорту относятся: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный (нефте-, продукто- и газопроводы), новые виды транспорта (на магнитной или воздушной подушке, монорельсовый транспорт и т.д.), линии электропередач (ЛЭП), канатные дороги; к подземному — метрополитены; к водному — морской и речной; к воздушномуавиационный.
В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделятся на:

· внешнийили магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции и пассажирские перевозки;

· внутрипроизводственныйили промышленный, обеспечивающий в основном технологические нужды данного производства (шахты, заводы и т.д.) — это перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, материалов, топлива с магистральной дороги и вывоз готовой продукции, а также освободившихся от груза вагонов в обратном направлении. К промышленному транспорту относятся конвейеры, подъемники, подвесные канатные дороги, автотранспорт, подъездные пути нормальной и узкой колеи;

· городской, к которому относятся метрополитены, автобусы, трамваи, троллейбусы, такси.


Технико-экономическая характеристика видов транспорта

Основные технико-экономические особенности отдельных видов транспорта, определяющие сферу их использования, заключаются в следующем:

Железнодорожный транспорт:

· универсальность, наиболее приспособлен к перевозкам массовых грузов в большом объеме и на любые расстояния и не имеет конкурентов среди других видов транспорта, кроме трубопроводного;

· возможность сооружения на любой сухопутной территории;

· связь с большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, имеющих подъездные пути. Как правило, путь движения грузов более короткий, чем на речном и морском транспорте;

· высокая провозная способность, надежность и регулярность перевозок, независимо от климатических условий, времени года и суток;

· сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров (по энергетическим и экологическим показателям опережает авиационный и автомобильный транспорт);

· более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом;

· большая маневренность в использовании подвижного состава и высокая безопасность движения.

Вместе с тем постройка железных дорог требует больших капиталовложений и затрат металла (свыше 160 т на 1 км пути).

Автомобильный транспорт:

· более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов преимущественно на коротких расстояниях;

· высокая маневренность, что позволяет осуществлять доставку грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой (что существенно повышает качество перевозок);

· регулярность перевозок (при наличии усовершенствованных автомобильных дорог);

· меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения в освоение малого грузопотока на небольших расстояниях.

· Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на других видах, себестоимость перевозок.

Речной транспорт:

· большая провозная способность на глубоководных реках;

· сравнительно невысокая себестоимость перевозок;

· меньшие удельные капитальные затраты и меньший расход металла по сравнению с железными дорогами.

Недостатки речного транспорта — несовпадение направления ряда крупных рек с основными грузопотоками, нерегулярность перевозок, меньшая по сравнению с железными дорогами скорость доставки грузов, больший, чем по другим видам транспорта, путь движения.
Морской транспорт:

· возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;

· более низкая по сравнению со всеми другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния;

· более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения судов;

· меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния);

· регулярность перевозок (за исключением некоторых портов северных районов страны).

Вместе с тем на морском транспорте не обеспечивается ритмичная работа в отдельные периоды (туманы и т.д.).

Воздушный транспорт:

· возможность перевозок грузов и пассажиров во всех направлениях;

· меньшие капитальные вложения, чем на железнодорожном транспорте;

· большая скорость доставки;

· более короткие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом маршруты следования.

Однако воздушный транспорт используется для перевозки пассажиров, срочных, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, не имеющие наземного и водного транспорта.
Трубопроводный транспорт:

· возможность повсеместной прокладки трубопроводов;

· более короткое расстояние перекачки по сравнению с транспортировкой по речным путям и железным дорогам;

· самая низкая себестоимость транспортировки грузов;

· полная герметизация процесса транспортировки, обеспечивающая сохранность грузов;

· автоматизация операций транспортировки грузов;

· меньшие по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения и расход металла.

К недостаткам следует отнести то, что по трубопроводам транспортируется ограниченное число видов грузов (нефть, газ и т.д.).



2018-07-06 1421 Обсуждений (0)
Виды транспорта и их взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды транспорта и их взаимодействие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)