Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально- педагогический комплекс.



2018-07-06 1038 Обсуждений (0)
Социально- педагогический комплекс. 0.00 из 5.00 0 оценок




Центр социальной помощи семье и детям оказывает комплексную социальную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности.

Как многопрофильное учреждение структура Центра включает в себя отделения приема граждан; психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности несовершеннолетних; поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, организационно-методической работы, экстренной психологической помощи (≪телефон доверия≫).

В Центре работают педагоги (социальные педагоги, педагог-психолог, педагог-организатор, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), врачи (врач-нарколог, врач-педиатр), юрисконсульт, специалисты по социальной работе, консультанты ≪телефона доверия≫.

Направления работы отделений ориентированы на решение основных групп социальных проблем населения: материальные затруднения семей, семейные конфликты, школьная и средовая дезадаптация несовершеннолетних, зависимость членов семьи от алкоголя и наркотических средств, нарушение жилищных и имущественных прав, детско-родительских отношений и ряд других.

Наиболее востребованными в этом Центре являются социально-педагогические услуги, затем (по мере убывания) социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые. Однако применительно к конкретной категории нуждающихся данная иерархия услуг может выглядеть по-иному. Скажем, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правовая защита и социально-бытовая помощь наиболее значимы. Для детей из семей риска на первый план выдвигается организация групп дневного пребывания и летнего оздоровительного отдыха. Для женщин, переживших насилие, актуальна социально-психологическая помощь.

В работе Центра широко практикуются: индивидуальное консультирование, экстренная психологическая помощь по телефону, групповые занятия, тренинги, различные формы просвещения, творческой деятельности (АРТ-терапия, гарденотерапия, сказкотерапия и др.).

В работе аналогичных центров акценты делаются на другие проблемы при оказании адресной помощи семье и женщинам. В этом случае используется единичное содействие индивиду, семье, оказавшимся в трудной ситуации (выдача пособий, продуктов, лекарств, вещей), адресная экономическая поддержка малообеспеченных слоев населения, предоставление социального убежища, социальная, медицинская, психологическая реабилитация, включение в группы самопомощи и взаимопомощи.

Разновидностью локальной социальной службы является социально-педагогический комплекс (КСПК). Эта многоплановая структура включает в себя систему образования, удовлетворяющую интересы детей и их родителей; систему воспитательной работы, опирающуюся на поддержку родителей учащихся; школьную социально-психологическую службу, которая выполняет функции службы социальной заботы. Она имеет четыре подструктуры: территориальную (находится в ведении социальных педагогов); внутришкольную (закреплена за классными руководителями, воспитателями групп продленного дня); психологическую и медицинскую (своевременная и всесторонняя диагностика, проведение реабилитационных мероприятий специалистами соответствующего профиля).

Деятельность КСПК опирается на следующие принципы:

- личностный подход к ребенку — любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

- оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, развитие его положительных качеств;

- объективность — учет возрастных, индивидуальных особенностей и склонностей личности;

- коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и координации действий, налаживанию связей со всеми субъектами социального воспитания;

- неразглашение информации о ребенке и его семье.

№ 19. Учреждения дополнительного образования - сфера профессиональной деятельности социального педагога.

Дополнительное образование детей — особое самостоятельное образование, изначально ориентированное на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений в мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Оно охватывает:

- сферу свободного времени ребенка;

- сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы дополнительного образования).

Социально-педагогическая миссия учреждений дополнительного образования детей может быть выполнена, если:

- жизнедеятельность воспитательных объединений в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивает встречу воспитанника со стилями жизни социальных групп;

- воспитательные объединения (учреждения дополнительного образования детей), находящиеся в непосредственном социальном окружении воспитанника, включают полный набор социокультурных вариантов;

- воспитаннику учреждения дополнительного образования детей предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе осознанного выбора стиля жизни определенной социокультурной общности.

Социальное воспитание в учреждении дополнительного образования детей будет успешным, если социокультурному контексту соответствуют характеристики компонентов воспитательного процесса (субъект педагогической деятельности, содержание и организация жизнедеятельности детских воспитательных объединений, характер взаимодействия воспитательной организации с окружающей средой).

Работа социального педагога по организации досуга детей школьного возраста имеет важнейшее воспитательное значение для развития их личности, успешной социализации в общественной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Свободное время ребенка является тем самым пространством — полем самореализации, — в котором ребенок приобретает социальный опыт общения, самоопределения, самоактуализации и самореализации. Сформированность позитивных ценностных ориентации, социально значимых качеств личности, успешность интеграции ребенка в обществе во многом зависит от содержательной части и направленности свободного времяпровождения, особенно в сензитивном периоде подросткового возраста. В зависимости от того, как использует это время ребенок, зависит и уровень его и духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития.

Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей, склонностей и интересов, третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми.

Опираясь на опыт работы с детьми и подростками в сфере свободного внеучебного и каникулярного времени, а также на многочисленные исследования, проводимые в этой области, можно сделать выводы о преобладании ценности досуга для школьников над учебной деятельностью. Это связано прежде всего со свободным выбором разнообразных форм проведения досуга, неформальностью общения и свободой творчества. Это возможность использования многовариантности социальных ролей, которые примеряют на себя ребята. Вот почему роль социального педагога как организатора содержания досуговой деятельности неоценимо важна, особенно для ребят подросткового возраста. Именно в этом возрасте формируются и развиваются такие социально значимые качества личности, как рефлексия, самооценка, самосознание.

Социальный педагог организует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо прежде всего представить работу социального педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.

Образовательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых. Он отличается большой демократичностью, что способствует более интенсивному процессу социализации, выработке норм социального общения.

В воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования давно и прочно заняли свое место детские творческие, спортивные и общественные объединения. Их различают по видам и направлениям деятельности:

- кружки и секции — профильные объединения с той лишь разницей, что секции в основном имеют спортивную направленность деятельности, а кружки могут быть творческие, технические и пр., но в основном с одним направлением деятельности;

- студии и центры — многопрофильные объединения, часто включающие в себя несколько кружков, объединений и секций (Студия Театрального искусства, Центр Народного творчества и прикладного искусства и т. п.). Центры и студии могут являться отдельными структурными подразделениями образовательного учреждения и должны иметь собственную документацию;

- клубное объединение (клуб) — многопрофильное объединение творческого, спортивного, социально-педагогического направлений деятельности, также является отдельным структурным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятельность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления (актив, совет и др.). Работа клуба часто выходит за временные рамки расписания клубных занятий, на которых больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и детьми.

Наиболее часто в организации досуговой деятельности детей социальные педагоги координируют клубную деятельность или деятельность детского общественного объединения. Это легко объясняется эффективностью достижения успешной социализации Личности ребенка. Именно в общественной жизни дети и подростки приобретают социальный опыт и позитивные качества личности. Эта деятельность предоставляет возможность практически каждому почувствовать себя успешным, вне зависимости от интеллектуальных способностей. Приобретение опыта социальной успешности происходит в виде разнообразных форм интересной неформальной досуговой деятельности, в процессе которой школьник может выступать и в качестве организатора, и в качестве участника. И главное, что он сам для себя определяет роль и уровень участия.

Организация досуговой сферы ребенка в учреждениях дополнительного образования социальных педагогом является средством активного процесса самопознания, сотворчества детей, что определяет эту деятельность как социально-педагогическую поддержку ребенка в процессе его самореализации.

Успешность социального воспитания в учреждениях дополнительного образования во многом определяется развитием культурной среды, которая формируется на основе закономерностей, принципов культурной среды образовательного учреждения, однако имеет свои особенности, которые определяются, прежде всего, свободой выбора сферы деятельности и общения детей, направленностью на саморазвитие ребенка.

Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей – это процесс целенаправленного решения социально-педагогических задач, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, с учетом специфики региона и города.

Такая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых и оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, стимулирование самообразования.

Соствными частями социально-педагогической деятельности является социальная защита детей и подростков – предоставление бесплатных образовательных, досуговых и других услуг наименее обеспеченным.

№ 20. Учреждения интернатного типа – сфера профессиональной деятельности социального педагога.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделяться па детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О создании детских домов семейного типа». Семейный детский дом можно в некоторой степени отнести к приемной семье, ибо согласно нормативному определению, приведенному в Положении о приемной семье, принятом в начале 1992 г., «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание». В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности в детских домах являются:

- сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

- взаимодействие с судом, загсом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

- обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т.д.;

- обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

- оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

- связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

- ведение картотеки на выпускников.

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного учреждения — устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детской доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально-педагогический деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка, В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом. Начиная свою деятельность в детском доме, социальный педагог должен хорошо представлять, с какой категорией детей ему придется работать.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. .Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитаций полагает проведение дополнительных занятий по программ общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессией нал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи, формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода «из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-социально-психолого-педагогических проблем.

На основании выше перечисленного, деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников

Отслеживание постдетдомовской адаптации

Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами.

Профессиональное определение воспитанников.

Одним из направлений работы социального педагога детского дома является профилактика асоциального поведения воспитанников.

Работа по передаче детей на воспитание в семью.

По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.

№ 21. Валеологическая служба – сфера профессиональной деятельности социального педагога.

В качестве примера деятельности социального педагога в межведомственных учреждениях приведем опыт работы валеологической службы санаторной школы-комплекса г. Железногорска. Цель создания службы — организация целостной системы валеологического образования, направленной на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся и сотрудников школы.

Система деятельности валеолога в санаторной школе включает пять направлений.

Первое направление — создание психолого-медико-педагогического консилиума для получения целостного представления о школьном статусе больного ребенка, ребенка-инвалида, сотрудников школы, коллектива; разработка общей стратегии валеологического сопровождения ребенка-инвалида.

Второе направление — формирование валеологической грамотности.

Оно предполагает повышение валеограмотности учителя и определение уровня его готовности к валеоработе с детьми, повышение валеограмотности родителей; осуществление валеологической экспертизы учебно-воспитательного процесса в школе и в структурных подразделениях; проведение валеологического анализа урока, режима жизнедеятельности санаторной школы-комплекса.

Третье направление — коррекционная работа, которая представляет собой меры по снижению имеющихся отклонений от нормы.

В основном используются индивидуальные формы взаимодействия с учеником, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и т.д.

Четвертое направление — консультативная деятельность.

Пятое направление — организационно-методическая деятельность (подбор литературы, методик валеологического анализа урока, систем релаксационных упражнений, обобщение наработанного опыта и т.п.).

Функции социального педагога-валеолога, организатора валеологической службы определены следующим образом:

- возглавляет валеологическую службу и координирует деятельность администрации, врача, психолога, социолога, эколога, учителей по вопросам формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся и учителей;

- совместно с завучем составляет расписание занятий или корректирует его с учетом валеотребований;

- планирует работу, направляет исследования, осуществляет контроль и коррекцию форм здорового образа жизни учащихся, педагогов, воспитателей, родителей; руководит методической деятельностью всех работников валеологической службы школы;

- обеспечивает внедрение организационно-методических рекомендаций валеологической службы; отвечает за материально-учебную базу кабинета валеологии и кабинета психологической разгрузки;

- совместно с администрацией школы осуществляет подбор кадров, профилизацию по учебным курсам и по направлению валеоработы;

- проводит в школе групповые, индивидуальные валеоисследования;

- посещает уроки, внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня с целью наблюдений за деятельностью учащихся, оценки их здоровья и динамической работоспособности;

- выступает с обобщением опыта работы на педсоветах, методических объединениях;

- участвует в аттестации педагогических работников, является экспертом по оценке создания валеологически благоприятных условий в процессе обучения;

- постоянно повышает уровень самообразования.

№ 22. Реабилитационная служба помощи – сфера профессиональной деятельности социального педагога.

Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями. Основными задачами таких центров являются: своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи, ранняя диагностика нарушений развития и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации, пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы, коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, профессиональное ориентирование.

Социальный педагог выявляет имеющиеся отклонения в развитии детей. Он оценивает реабилитационный потенциал ребенка и его семьи, планирует дальнейшую работу, формы и методы работы.

Организует поэтапное выполнение индивидуальных реабилитационных программ детей. Социальный педагог координирует деятельность лечебных учреждений города с целью недопустить дублирования их программ; организует медико-социальный патронаж детей; организует краткосрочные формы работы с семьями; обеспечивает взаимодействие специалистов с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий в условиях семьи; содействие в обеспечении детей необходимыми вспомогательными техническими средствами.

Социальный педагог координирует деятельность специалистов по определению форм обучения на основе индивидуально-дифференцированного подхода к проблемам ребенка и его семьи; оказывает практическую помощь в организации обучения; участвует в консультативных мероприятиях по психолого-педагогическом вопросам семейного воспитания и социализации детей; участвует в организации досуга и летнего отдыха и подростков; обучает детей социально значимым навыкам (самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю и навыкам общения).

Социальный педагог осуществляет различные формы посреднической деятельности и патронажа, поддерживая контакты с детьми после выписки; обеспечивает контакты реабилитационного центра с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, общественными объединениями, благотворительными фондами в интересах повышения эффективности реабилитационных мероприятий

№ 23. Социальная защита детства

Термин «социальная защищенность» («социальная безопасность») впервые появился в США в 1935 году и постепенно распространился во всех западных стра­нах для обозначения системы мер, защищающих любо­го гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, про­изводственной травмы или профессионального заболе­вания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.д. Кроме того, к мерам социальной защиты относят обыч­но предоставление медицинских услуг и пособия семь­ям с детьми.

В части научной литературы социальная защита рассматривается в широком и узком смыслах. В широ­ком смысле под социальной защитой понимается сис­тема социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности своих детей. В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав личности.

В узком смысле имеется в виду социальная полити­ка государства, стремящегося административными мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группам населения, кото­рые находятся в особо сложном положении и не спо­собны без внешней поддержки улучшить его. Речь идет о так называемых маргинальных группах (старики, сироты, безработные, инвалиды, мигранты, дети).

26 ноября 1945 года в Париже 850 делегаток из 40 стран собрались на первый учредительный конгресс Международной демократической федерации женщин. Конгресс стал историческим, так как никогда еще ни одна женская организация не ставила перед собой такой задачи – защищать жизнь и счастье юного поколения планеты. Борьба за благополучие детей стала для феде­рации на долгие годы одним из главных направлений ее деятельности. В послевоенные годы, по данным ООН, свыше 80 млн детей плохо питались, остро нуждались в медицинской помощи, многим было недоступно обра­зование. Международная демократическая федерация женщин привлекла к этой проблеме внимание правительств и общественности.

На одном из заседаний совета федерации было решено ежегодно 1 июня отмечать «Международный день защиты детей». В принятой тогда резолюции гово­рилось: «Защищать повсюду право на жизнь, право на здоровье, право на образование для всех детей земного шара – вот основная цель...». Впервые этот день отме­чался в 1950 году в 51 стране. 12 апреля 1952 года в Вене открылась первая меж­дународная конференция в защиту детей.

Благодаря настойчивым действиям женщин планеты и прогрессивных организаций мира, 20 ноября 1959 года ООН приняла Декларацию прав ребенка – первый в истории правовой документ такого рода. В ней говорилось: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация определила основные права, которы­ми должны пользоваться дети всех стран.

1979 год был объявлен Международным годом ре­бенка, и в рамках его проведена всемирная конферен­ция «За мирное и счастливое будущее всех детей».

В России правовая база социальной защиты детства включает международное законодательство, российские государственные законы и местные по­ложения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хар­тией детства, Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федера­ции, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 474).

В Российской Федерации 42 млн детей в возрасте до 18 лет, что составляет 28,5% всего населения. Детс­кая смертность, являющаяся индикатором социально­го здоровья нации, в России в 2–2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Франции, Англии, Только 10% российских детей признаются практичес­ки здоровыми после окончания школы, более 40% име­ют хронические заболевания. Растет число детей, име­ющих психические и неврологические отклонения: таких детей 7,5 млн, т. е. каждый третий учащийся, а квалифицированной помощью охвачены только 350 тыс. детей.

Постоянно растет число детей-инвалидов. В после­дние годы серьезнейшей проблемой становится соци­альное сиротство. В Российской Федерации более 500 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем лишь 5% из них не имеют родите­лей, а у 95% – родители живы, но либо лишены родительских прав, либо по различным причинам отказались от своих детей. Это дети, которых неблагополучные семьи «вытеснили» на улицу. Неуклонно растет число бомжей и попрошаек.

Особую обеспокоенность вызывают дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений, отмечается непре­рывный рост детской преступности. Возрастает число неработающих и неучащихся трудоспособных подрос­тков, совершивших преступления. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуве­ренности в завтрашнем дне. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

Многочисленные межнациональные и вооруженные конфликты привели к появлению новой проблемы –дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Вызы­вает тревогу положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера. Миграция некоренного населения из северных территорий обостряет кадровую ситуацию и социальные проблемы, в том числе и проблемы образова­ния. До сих пор не решены многие проблемы детей, под­вергшихся воздействию последствий Чернобыльской аварии и других экологических катастроф. С каждым годом увеличивается число детей школьного возраста, находящихся вне школы. Положение детей в России до­стигло предельной остроты.

Система защиты детства начинается с защиты се­мьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учрежде­ния здравоохранения, образования и социального обес­печения. Вместе с тем, учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать дополнительные средства для про­ведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, фор­мирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

В настоящее время уже более чем в 50 регионах России организованы центры психолого-педагогичес­кой реабилитации детей и подростков. Создаются пси­холого-медико-педагогические консультации, логопе­дические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты-психологи оказывают реаль­ную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.

Социальная защита детства требует серьезной материально-экономической базы, которая в России развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детс­ких учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удов­летворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери ребенка обеспечивала стране лучшие показа­тели в мире. И система образования в 70–80-х годах решала задачи подготовки к жизни, труду, продолже­нию образования на уровне более высоком, чем в боль­шинстве развитых стран мира.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось, родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но они идут в основном на питание, одежду, обувь, школьные письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные ме­роприятия средств не остается. Принципиально поло­жение не меняется, несмотря на то, что 24 из 38,3 млн детей до 18 лет получают ежемесячные пособия. Сни­зилось качество питания детей.

С каждым годом уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов. Год от года выпускается все меньше детских и юношеских художественных фильмов, муль­тфильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Имеются трудности с учебниками. Все это отнюдьнеспособствует укреплению социальной защищенности детей.



2018-07-06 1038 Обсуждений (0)
Социально- педагогический комплекс. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально- педагогический комплекс.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)