Квалификационные требования к специалисту
Специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать интегративными качествами социального педагога и выполнять функции: воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую, организационно-коммуникативную, охранно-защитную. Общие требования к образованности специалиста: – осознавать личностную и социальную значимость своей профессии; – обладать целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности; – обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знать основные закономерности развития природы и общества; – владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности; – знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, уметь учитывать их при подготовке социальных проектов; – владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности; – владеть системой знаний о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и общества; – знать формы и методы научного познания иихэволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества; – владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания; – знать концептуальные основы и принципы экологического образования, уметь реализовывать их в профессиональной деятельности; — владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; – быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы; – обладать организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации; – уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; – обладать культурой мышления, речи, общения; – быть способным к проектной деятельностинаоснове системного подхода; – быть психологически и методически подготовленным к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний; – владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности. Социальный педагог по работе с семьей должен уметь анализировать современные проблемы семьи и детства, видеть место и роль своей профессиональной деятельности в жизни общества, аргументирование отстаивать свою нравственную позицию.
№3. Знания и умения социального педагога. Социальный педагог должен знать: – тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни, трудности и проблемы семейного воспитания; – основные закономерности развития личности детей, подростков, молодежи, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности; – основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; – функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи семье; – специфику работы в социальной среде, школе, семье, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т. д.; – социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа; – теорию и методику диагностики личности и ее микросреды; – формы и методы социально-педагогической работы с семьей, различными группами и категориями населения; – принципы организации семейного досуга, общения, свободного времени детей, подростков и взрослых; – основы трудового законодательства. Специалист должен уметь: – выявлять интересы и потребности детей и подростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей; – организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; – влиять на воспитание в семейно-бытовой среде, оказывать профессиональную помощь семье; – находить взаимопонимание и контакт с семьями социального риска, с педагогически запущенными подростками, оказывать им помощь и поддержку; – диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагностических отклонений в поведении и обучении детей; – выслушивать клиентов с пониманием, обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое; – наблюдать и анализировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности; – создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; – активизировать усилия своих подопечных (детей и взрослых) по решению собственных проблем; – – выявлять и использовать возможности социальных институтов в укреплении семьи, в оказании корректной педагогической помощи, в воспитании детей; – осуществлять межинституциональные связи; – применять методы социологических исследований в своей профессиональной деятельности. Наряду с владением профессиональными знаниями и умениями, социальный педагог должен быть гуманистом, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, способствующими установлению доверительных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, что является одной из приоритетных задач его социально-педагогической деятельности.
№ 4. Этические принципы социально-педагогической работы. Выход на профессиональный уровень постановки социальной педагогической работы в стране обусловливает избрание этой профессии людьми, обладающими особыми личностными качествами. Основанная на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания различного рода социальной помощи человеку деятельность социального педагога, социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные качества этого специалиста – эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность, тактичность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы. Профессиональные стандарты, требования к социальному педагогу, социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, базирующемся на фундаментальных общечеловеческих ценностях, увеличении достоинства и уникальности каждой личности, ее прав и возможностей. В соответствии с кодексом социальный педагог (социальный работник) рассматривается как работник социальной педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции: не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности; уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта; быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи; уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения; соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента; уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики; вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в ходе профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности; полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных; не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях; защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег; всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения; содействовать развитию благосостояния общества посредством: а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями; б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения; в) создания условий для поддержки уважительного отношения к различиям культур, составляющих общество; г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости. Работа социального педагога — это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста — гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иным взглядам, нравам, привычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь. (В.Г. Бочарова). Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты". Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex — совокупность правил, норм, убеждений.) Социальный педагог должен: 1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности. 2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта. 3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих. 4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи. 5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога. 6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему. 7. Соблюдать нравственные нормы поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. 8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам. 9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком. 10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Своеобразие функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, высокой образованности и компетентности. Этим во многом объясняется; сложность применения единого подхода к оценке эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов.
Основные принципы деятельности социального педагога: – Принцип взаимодействия, заключающийся в постоянном сотрудничестве социального педагога детьми, родителями, с другими работниками учреждения, налаживании связей со всеми социальными институтами. – Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношение к личности, уважении прав и свобод учащихся и педагогов, оказании содействия в саморазвитии личности, поощрение её творческой реализации. – Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие другого человека таким, каков он есть, поиск в каждой личности положительных качеств, оптимизм и веру в возможности и способности личности. – Принцип конфиденциальности, предусматривающий сохранение профессиональной тайны в вопросах профессиональных отношений между социальным педагогом и другими людьми. Таким образом, готовность социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности целесообразно рассматривать в трех уровнях: личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная) готовность (В.А. Сластенин, И.К. Шалаев).
№ 5. Права и обязанности социального педагога.
В соответствии с квалификационной характеристикой, в обязанности социального педагога входит: – обеспечение педагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты; содействие в формировании гуманных отношений в социуме; – изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами клиента; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения; – организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи; – оказание профессиональной помощи клиентам к решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в поведении людей; – представление и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций. Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует свои права: – представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти; – вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»; – собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования; – делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов; – информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога; – вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность; – вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социально-педагогической работы, используя средства массовой информации; – возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.
№ 6. Функции
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |