Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Квалификационные требования к специалисту



2018-07-06 520 Обсуждений (0)
Квалификационные требования к специалисту 0.00 из 5.00 0 оценок




Специалист должен иметь высокий уровень про­фессиональной подготовки, обладать интегративными качествами социального педагога и выполнять функ­ции: воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилак­тическую и социально-терапевтическую, организаци­онно-коммуникативную, охранно-защитную.

Общие требования к образованности специалиста:

– осознавать личностную и социальную значимость своей профессии;

– обладать целостным представлением об образо­вании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

– обладать научно-гуманистическим мировоззре­нием, знать основные закономерности развития при­роды и общества;

– владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и инди­видуальности;

– знать основы Конституции Российской Федера­ции, этические и правовые нормы, регулирующие от­ношения человека к человеку, уметь учитывать их при подготовке социальных проектов;

– владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь исполь­зовать их в своей профессиональной деятельности;

– владеть системой знаний о взаимосвязи физи­ческого, психического и социального здоровья челове­ка и общества;

– знать формы и методы научного познания иихэволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества;

– владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной обла­сти знания;

– знать концептуальные основы и принципы эко­логического образования, уметь реализовывать их в профессиональной деятельности;

— владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпре­тировать и адаптировать информацию для адресата;

– быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

– обладать организационно-деятельностными уме­ниями, необходимыми для самоанализа, развития сво­их творческих способностей и повышения квалифика­ции;

– уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

– обладать культурой мышления, речи, общения;

– быть способным к проектной деятельностинаоснове системного подхода;

– быть психологически и методически подготов­ленным к работе в поли- и междисциплинарных обла­стях знаний;

– владеть знаниями и умениями по охране здоро­вья и безопасности жизнедеятельности.

Социальный педагог по работе с семьей должен уметь анализировать современные проблемы семьи и детства, видеть место и роль своей профессиональной деятельности в жизни общества, аргументирование отстаивать свою нравственную позицию.

 

 

№3. Знания и умения социального педагога.

Социальный педагог должен знать:

– тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни, трудности и проблемы семейного воспитания;

– основные закономерности развития личности детей, подростков, молодежи, специфику их потребно­стей, интересов, установок, мотивов, степень их удов­летворенности;

– основы социальной политики государства и со­циально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов;

– функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помо­щи семье;

– специфику работы в социальной среде, школе, семье, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т. д.;

– социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа;

– теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;

– формы и методы социально-педагогической работы с семьей, различными группами и категориями населения;

– принципы организации семейного досуга, обще­ния, свободного времени детей, подростков и взрослых;

– основы трудового законодательства.

Специалист должен уметь:

– выявлять интересы и потребности детей и под­ростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей;

– организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

– влиять на воспитание в семейно-бытовой среде, оказывать профессиональную помощь семье;

– находить взаимопонимание и контакт с семьями социального риска, с педагогически запущенными подростками, оказывать им помощь и поддержку;

– диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагности­ческих отклонений в поведении и обучении детей;

– выслушивать клиентов с пониманием, обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое;

– наблюдать и анализировать вербальное и невер­бальное поведение, применять знания по теории лич­ности;

– создавать и развивать отношения, способствую­щие успешной профессиональной деятельности;

– активизировать усилия своих подопечных (де­тей и взрослых) по решению собственных проблем;

– – выявлять и использовать возможности соци­альных институтов в укреплении семьи, в оказании кор­ректной педагогической помощи, в воспитании детей;

– осуществлять межинституциональные связи;

– применять методы социологических исследова­ний в своей профессиональной деятельности.

Наряду с владением профессиональными знани­ями и умениями, социальный педагог должен быть гуманистом, обладать коммуникативными и организа­торскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, способствующими установлению до­верительных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, что является одной из приоритетных задач его социально-педагогической деятельности.

 

№ 4. Этические принципы социально-педагогической работы.

Выход на профессиональный уровень постановки социальной педагогической работы в стране обусловливает избрание этой профессии людьми, обладающими особыми личностными качествами. Основанная на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания различного рода социальной помощи человеку деятельность социального педагога, социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности.

Обязательные качества этого специалиста – эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность, тактичность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы.

Профессиональные стандарты, требования к социальному педагогу, социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, базирующемся на фундаментальных общечеловеческих ценностях, увеличении достоинства и уникальности каждой личности, ее прав и возможностей. В соответствии с кодексом социальный педагог (социальный работник) рассматривается как работник социальной педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции:

не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности;

уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;

вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в ходе профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;

полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

не использовать свои профессиональные отношения в личных целях;

участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу;

стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;

содействовать развитию благосостояния общества посредством:

а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;

б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;

в) создания условий для поддержки уважительного отношения к различиям культур, составляющих общество;

г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.

Работа социального педагога — это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста — гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иным взглядам, нравам, привычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь. (В.Г. Бочарова).

Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты". Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex — совокупность правил, норм, убеждений.)

Социальный педагог должен:

1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.

7. Соблюдать нравственные нормы поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.

10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость.

Своеобразие функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, высокой образованности и компетентности. Этим во многом объясняется; сложность применения единого подхода к оценке эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов.

 

 

Основные принципы деятельности социального педагога:

– Принцип взаимодействия, заключающийся в постоянном сотрудничестве социального педагога детьми, родителями, с другими работниками учреждения, налаживании связей со всеми социальными институтами.

– Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношение к личности, уважении прав и свобод учащихся и педагогов, оказании содействия в саморазвитии личности, поощрение её творческой реализации.

– Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие другого человека таким, каков он есть, поиск в каждой личности положительных качеств, оптимизм и веру в возможности и способности личности.

– Принцип конфиденциальности, предусматривающий сохранение профессиональной тайны в вопросах профессиональных отношений между социальным педагогом и другими людьми.

Таким образом, готовность социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности целесообразно рассматривать в трех уровнях: личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная) готовность (В.А. Сластенин, И.К. Шалаев).

 

№ 5. Права и обязанности социального педагога.

 

В соответствии с квалификационной характерис­тикой, в обязанности социального педагога входит:

– обеспечение педагогического компонента в со­циальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты; содействие в формировании гу­манных отношений в социуме;

– изучение медико-психолого-педагогических осо­бенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор инфор­мации, связанной с нуждами клиента; выявление труд­ностей и проблем в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения;

– организация социальной, оздоровительной, вос­питательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в разви­тии социальных инициатив, новаций, творчества, фи­зического и нравственного совершенствования, различ­ных видов самопомощи;

– оказание профессиональной помощи клиентам к решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, реабилитации кли­ентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в поведении людей;

– представление и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государ­ственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потен­циала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.

Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует свои права:

– представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

– вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образо­вании или сертификата по специальности «социальный педагог»;

– собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населе­ния, диагностические исследования;

– делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

– информировать государственные органы о со­стоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;

– вносить предложения предприятиям и учреж­дениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, обще­ственников за социальные инициативы и активность;

– вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;

– возглавлять общественные инициативные дви­жения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.

 

№ 6. Функции



2018-07-06 520 Обсуждений (0)
Квалификационные требования к специалисту 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Квалификационные требования к специалисту

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)