Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОДЕРНИЗМ. СИМВОЛИЗМ. А. БЛОК.



2018-07-06 2478 Обсуждений (0)
МОДЕРНИЗМ. СИМВОЛИЗМ. А. БЛОК. 4.75 из 5.00 4 оценки




Модернизм – литературное направление, которое строится на преобразовании старых форм, на создании новой культурной системы; модернизм строится на использовании форм условности, гротескности.

Почти весь модернизм противостоит реализму.

Основная цель модернизма – создание нового стиля; установка на эксперимент. Для модернизма характерно убеждение в автономности искусства. Искусство живет самостоятельной жизнью и может не быть связано с жизнью общественной.

Модернизм возник как осознание кризиса старых форм. Он не вытеснил реализм. Модернизм не был однороден. В него не входили реалисты, которые противостояли модернистам.

Модернисты во многом были неоромантиками.

Два типа мировоззрения существует: реалистическое и романтическое.

Новые формы – лирическая проза.

Почти весь XIX век правил реализм. Новая модель искусства отрицает реализм.

На рубеже веков модернизм был центральным, а реализм стоял на втором месте.

Символизм – европейское явление. Он возник в 80-е годы. Начало ему было положено во Франции. Позже символизм охватил всю Европу.

Русская литература отстала от мировой, поскольку развивалась по старым образцам.

Вначале стали просто переводить зарубежных символистов.

Тема большого города пришла от Шарля Бодлера, а также социальный протест, неприятие мира. От него же пришла теория соответствий: апология между душевными и природными явлениями.

Высоко ценили Поля Верлена. Он внес импрессионистское начало, искусство намека, недосказанность.

Брюсов опубликовал книгу переводов символистов.

Русских символистов стали обвинять в русском отражении французского символизма.

Второй корень русского символизма – русское романтическое искусство, русская философская поэзия.

Возрождение интереса к Тютчеву, Фету, Полонскому, которых считали предшественниками символистов.

Русский символизм появился в период кризиса. Символисты претендовали не только на литературу, но и на мироощущение.

Символистам характерно жизнетворчество.

Музыка для символистов занимала центральное место.

Он считали, что существует иной идеальный мир, а наш реальный мир – его грубый слепок. Идеальный мир – ноуменальный, реальный мир – феноменальный (неоплатонизм). Еще Платон говорил об этом.

Чтобы связать два мира, им понадобился символ. Символ – это окно в вечность.

Русский символизм четко датируется.

1892 год – Мережковский опубликовал сборник «Символ». Он же прочел лекцию, а в 93-м году опубликовал ее: «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».

Мережковский отбросил всякую общественную проблематику. Он осудил реализм как неспособный передать жизнь во всей ее красоте и богатстве, приравнял его к натурализму. Мережковский призвал к созданию нового идеального искусства – искусства религиозно-мистического содержания.

Расширение художественной впечатлительности – импрессионизм.

Второй вождь символизма – Валерий Брюсов, который поставил себе целью создать новое искусство. Он издавал сборники: «Русские символисты», Сологуб, Добролюбов, Бальмонт.

Мережковский жил в Петербурге – одна школа.

Московская школа – В.Брюсов.

О течениях в символизме в современной науке ведутся споры. Ранее считалось, что внутри символизма было 3 течения:

декаденты: Д.Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Философов.

старшие символисты: глава В. Брюсов: К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Юргис Балтрушайтис, А. Добролюбов.

младшие символисты:А. Белый, А. Блок, В. Иванов, Элинс (Лев Кобылинский), Г. Чулков.

А. Блок – мост между культурой классической и культурой модернистской. Он сам себя считал наследником классической культуры, но, с другой стороны, он и представитель нового искусства модерна. Блок был символистом и символистом умер.

Первый сборник Блока «Antelucem» (перед светом), куда вошли стихи во многом подражательные (Фет, Жуковский). Блок показал себя как романтический поэт. Есть любовная тема, тема поэта и толпы.

1904 г. – «Стихи о Прекрасной Даме», в которой Блок выразился как символист. Главная тема – любовь, понимаемая как романтическое соединение души поэта с «мировой душой». В этом цикле появляется нечто, что не укладывается в символизм начала века. В стихах Блока яркость и полнота изображения «земных» чувств иногда оттеняет мистику на задний план.

Написан цикл «Распутья» (в него вошло среди других «Фабрика», в котором звучат социальные мотивы и которое было запрещено цензурой).

1904 – 1905 г. Далее был написан цикл «Пузыри земли», в котором Блок обращается к народной мифологии и фольклору. Написан цикл стихотворений «Город». В городских пейзажах Блока город ужасен, подавляет художника. Стихотворение «Незнакомка» - пример «фантастического реализма» Блока, где соединяются повседневность с фантастикой. Здесь обыденные, даже низменные явления обретают эстетическое значение, сама пошлость становится «таинственной» и многозначительной.

1905-1907 г. написаны лирические драмы: «Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади». Опубликован цикл стихов «Снежная маска».

1910-1918 г. Блок создает поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие», «12», стихотворение «Скифы», циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы».

1917-1918 годы: поэма «12» и стихотворение «Скифы» – осмысление судьбы России. «12» – многоголосье, нет лирического героя и единого автора. Есть отголоски романса, народных песен, частушки. В центре оппозиция старого и нового миров. 12 маленьких главок в поэме. Блок написал первую революционную поэму. Сначала поэма начиналась с мотива возмездия.

Гражданская война – противостояние солдат и красногвардейцев. Красногвардейцы грабили, к тому же они убийцы и уголовники. Мир, построенный на злобе, черно-белый. Единственное цветовое пятно в поэме – красный флаг в руках у Христа. Стихия метель препятствует им. Красногвардейцы стреляют в Христа, которого они не видят. Братоубийственная война, на пороге которой стоит Россия. Христос: «Ибо не здоровые нуждаются во враче, но больные», грешники нуждаются в том, чтобы их наставили на путь истины. Христос впереди потому, что больную Россию нужно исцелить и вывести на путь. Флаг красный – будущая Россия красная, кровавая. Возмездие нужно пережить. Нужно искупить вину и начать новую жизнь.

Уже современники отмечали в поэме неразрывную связь «конкретно-реалистического и философско-символического, злободневно-политического и духовно-нравственного планов.

«Скифы» – противостояние Запада и Востока, а Россия – середина. Мы держим щит, который разделяет эти враждебные массы. Историческая миссия России – быть мостом между Востоком и Западом.

В 1918 г. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой поэт призывает: всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию», смысл которой поэт видел в том, «чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».

Стихотворении А. Блока «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «Гамаюн» и др. изучаются в настоящее время 10 классе, будут изучаться в 11 классе 12-летних школ.

АКМЕИЗМ. А. АХМАТОВА.

Акмеизм возник на развалинах символизма, точно так же как и футуризм.

Акмеизм – реалистически ориентированное течение в поэзии с антимистической установкой. Реабилитирует материальное бытие. Впервые потребность возникла в 1910 году.

В 1911 году в Петербурге появилось объединение «Цех поэтов», которое искало другие пути. Поэзия – ремесло, стихотворение – изделие, которое может сделать каждый. Поэт – не теург, а мастер, ремесленник. Во главе стояли Н. Гумилёв и С. Городецкий. Секретарем цеха была А. Ахматова.

Они издавали свой журнал «Гиперборей». Редактором его был М.Лозинский. Синдики – мастера на средневековом языке. Строгая дисциплина. Они разбирали поэзию. Не все члены цеха стали акмеистами. Но из «Цеха» вырос акмеизм, во главе с теми же Н. Гумилевым и С. Городецким: А. Ахматова, О. Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Через 2 года А. Ахматова и О. Мандельштам подали заявление о выходе из «Цеха», который просуществовал до I Мировой войны. В 1918 году его попытались возродить Г. Иванов и Г. Адамович.

Большую роль сыграл журнал «Аполлон» – рупор акмеистических идей с 1909 по 1917 год. В 1910 году вышла статья М.Кузмина «О прекрасной ясности», где автор призывал примириться с действительностью, искать мир с собой и с миром. Задача искусства – кларизм, прекрасная ясность. Эстетизация жизни и отказ от всех общественных проблем.

Спустя 3 года в журнале «Аполлон» были опубликованы 2 статьи: Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» – программные статьи. Н. Гумилёв придумал название – акме – вершина, высшая ступень. Акмеисты создавали свою программу в противовес символизму.

Первый сборник О. Мандельштама «Камень».

Первые акмеистические сборники привлекли внимание: А. Ахматова «Вечер», «Четки»; Н. Гумилёв «Чужое небо»; О. Мандельштам «Камень».

Черты поэтики акмеизма:

1. Отказ от символа, художественная деталь, точность поэтического слова.

2. Принцип детализации изображаемого мира, вещность, предметность мира.

3. Смещение границ между поэзией и прозой. Элементы повествовательного сюжета, диалогизация, прямая речь, разговорные интонации, фабульность.

4. Ориентация на разговорный язык.

5. Повышенная склонность к культурным ассоциациям, цитаты, реминисценции.

О. Мандельштам: Акмеизм – тоска по мировой культуре.

Интерес к метапоэтическим структурам, включение автоцитации, автокомментариев. Эстетизация мира

Близки им художники из объединения «Мир искусства»: Бенуа, Сомов.

Это вызвало бурю протестов со стороны символистов. Акмеисты – наследники символизма. Никакого отказа от традиций, а опора на них, использование всей мировой культуры. Особенно противостоял им А. Блок. В 1921 году он написал статью о них – «Без божества, без вдохновенья». Из-за отказа от изображения проблемности мира он выступал против акмеистов.

Анна Андреевна Ахматова.

Настоящая фамилия Горенко. В 1889 г. родилась близ Одессы в семье капитана 2-го ранга, с 1890 г. жившего с семьей в Царском Селе. Училась сначала в Мариинской гимназии в Царском Селе, затем выпускном классе Фундуклеевской гимназии в Киеве. В 1908 – 1910 гг. – на юридическом отделении Высших женских курсов.

В 1907 г. состоялась первая публикация Ахматовой в журнале «Сириус», издававшемся в Париже Н. Гумилевым. Здесь было напечатано стихотворение «На руке его много блестящих колец…».

В 1910 г. вышла замуж за Гумилева, в 1912 г. у них родился сын.

В 1912 г. опубликована первая книга стихов Ахматовой «Вечер». Здесь преобладают настроения одиночества, неразделенной любви.

Эти стихи явились в значительной степени обоснованием акмеизма, для которого характерно особое внимание к «вещному миру», отказ от мистики, свойственной символизму, логическая организованность композиции и использование буквального значения слов.

В 1914 г. вышел сборник стихов «Четки», лирические миниатюры которого создают мир эстетических и любовных переживаний. Написана первая поэма «У самого моря», отразившая детские впечатления поэтессы.

В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая». За Ахматовой закрепилась репутация поэта любовной тематики, для которого любовь – это и взлет духа, и возвышенный порыв к совершенству, а не только страсть.

После Октябрьской революции Ахматова осталась на родине, работала в библиотеке Агрономического института, пишет стихотворение «Мне голос был…», в котором отвергает саму идею эмиграции.

В 1921 г. Гумилев был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян большевиками.

В 1920-1940 –е годы Ахматова занималась творчеством Пушкина. Ею написаны работы, в которых анализируются литературные традиции, художественный стиль и мастерство Пушкина.

В 1930-е годы работает над крупным произведение «Реквием», в котором осознает себя представителем всего своего несчастного народа. Понимание личной трагедии как всеобщей, переживание беды народа как своей обусловили необычайно сильное воздействие «Реквиема».

Ахматова пишет поэму-плач «Путем всея земли».

В годы Великой Отечественной войны написаны патриотические стихотворения «Клятва», «Мужество» - призыв-обещание хранить общенациональные культурные и морально-нравственные ценности. Шла работа над «Поэмой без героя», которая была завершена автором в 1962 г. в ней автор осмысляет свой жизненный путь – от юности до зрелости.

В 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где о стихах Ахматовой было сказано, что они пропитаны духом пессимизма, наносят вред делу воспитания нашей молодежи» (Постановление было отменено только в 1988 г.). Это сделало практически невозможным публикацию стихотворений Ахматовой в советской прессе.

В 1965 г. вышел последний сборник «Бег времени». Ахматовой присуждена почетная докторская степень в Оксфорде.

В 1966 г. Ахматова умерла. Творчество изучается в 11 классе, будет в 12-м



2018-07-06 2478 Обсуждений (0)
МОДЕРНИЗМ. СИМВОЛИЗМ. А. БЛОК. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: МОДЕРНИЗМ. СИМВОЛИЗМ. А. БЛОК.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)