Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»



2018-07-06 701 Обсуждений (0)
И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Замысел возник в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха писателя на острове Уайт. Тургенев продолжал работать над романом в конце 1860-х – нач. 1861 г. в Париже. Фигура Базарова настолько увлекла его, что он вел дневник от лица героя, учился видеть мир его глазами. В мае 1861 г. Тургенев вернулся домой, в Спасское. К августу 1861 г. роман «Отцы и дети» был в основном завершен, а опубликован в февральском номере «Русского вестника» за 1862 г.

В романе ярко представлены споры двух культур – старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Герой, представляющий русскую демократическую молодежь с ее достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера.

Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое и отталкивало. Мысль о том, что Базаров – трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева.

С первых же страниц перед нами предстает человек, глубоко убежденный в правоте своих идей и целей. Не уступать ни в чем ради достижения великой своей задачи – вот кредо Базарова. Никаких сомнений, быть последовательным, твердым, даже порой жестоким к себе и окружающим – борьба не обходится без жертв. Всё – начиная с одежды и кончая образом жизни – отличает Базарова от остальных действующих лиц. Мало того, все это часто просто шокирует их. Да, странный человек. Всё, чего добился Базаров, – результат упорного, каждодневного труда. Путь его – путь разночинца, труженика. Он – труженик науки, неутомим в своих экспериментах, полностью поглощен любимым делом. А делая «дело»», невозможно не отрицать все то, что мешает тебе в достижении цели. Цель Базарова поистине грандиозна – «расчистить место», то есть сокрушить всю неправду в государственном, социальном, религиозном, культурном укладе России.

Трагизм Базарова – в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В романе Тургенева у Базарова нет ни одного настоящего союзника.

В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства. Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только поэтому, а еще и потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее.

Чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова – даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме.

Аркадий – представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, занятый своей семьей и своим хозяйством. Писатель отмечает духовную ограниченность и слабоволие Аркадия, поверхностность его демократических увлечений, присущие ему барские замашки и лень. Аркадий находит свое счастье, связав свою судьбу с младшей Одинцовой. Аркадий Кирсанов лишь в начале романа кажется нам единомышленником и верным учеником своего старшего друга. Но проходит юношеский пыл, и Аркадий понимает, насколько ему Базаров чужд. Истина в данном случае глаголет устами Кати Одинцовой: «Он (Базаров) хищный, а мы с вами ручные». Нельзя хотеть быть сильным, энергичным, это должно быть в существе твоем. И это есть у Базарова. вел дневник от лица героя, учился видеть мир его глазами.

Базаров порывает с Аркадием, в котором он находит черты враждебного ему дворянского мира, говорит своему другу-однокашнику: «Ты славный малый, но все-таки мягонький, либеральный барич…».

Трагизм положения Базарова еще более усугубляется под кровом родительского дома. Мрачному, замкнутому герою противостоит рвущаяся к нему великая сила беззаветной родительской любви. Тургенев с чувством глубокой симпатии описывает семью, из которой вышел герой его романа. В горе стариков Базаровых Тургенев видит настоящую драму жизни.

Базаров хочет вырваться, убежать от обступивших его вопросов, убежать от самого себя, – но это ему не удается, а попытки порвать связи с жизнью, его окружающей и проснувшейся в нем самом, ведут героя к трагическому финалу. Умирающий базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», душа героя освобождается. В последние минуты он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова.

Нигилизм Базарова таил в себе опасность упадка духа, развития поверхностного скептицизма и даже цинического отношения к жизни. Одностороннее развитие вело за собой духовное одиночество и полную неудовлетворенность жизнью.

Базаров – представитель части русского разночинного студенчества 60-х гг. 19 в., которая увлеклась в то время западноевропейской материалистической философией в ее упрощенном, примитивном толковании. Отсюда «базаровщина» - имя собирательное, означающее все крайности такого рода мировоззрения, а именно увлечение естественными науками, грубый материализм, подчеркнутый прагматизм поведения, неприятие традиционного искусства и общепринятых правил поведения.

В школьной программе роман «Отцы и дети» Тургенева изучается в11 классе 12-летней школы. На уроках учитель рассматривает жизнь и творчество Тургенева (с использованием знаний, приобретенных в предшествующих классах). В процессе изучения романа «Отцы и дети» рассматриваются такие вопросы, как духовный конфликт разных поколений, образ Базарова, образы оппонентов героя, отношение автора к своим героям. Программой также предлагается роман Тургенева «Накануне».



2018-07-06 701 Обсуждений (0)
И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)