Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Н.В. ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». РЕАЛИЗМ.



2018-07-06 4372 Обсуждений (0)
Н.В. ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». РЕАЛИЗМ. 4.75 из 5.00 4 оценки




20-30-е годы 19 в. не только эпоха буржуазного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление – реализм. Реализм - художественный метод (направление) в искусстве и литературе – стремление к правдивому изображению действительности.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

Это стремление ясно обозначилось ещё в 18 в., особенно в произведениях Д.И. Фонвизина и А. Н. Радищева. В первые десятилетия 19 в. реализм восторжествовал в баснях Крылова и в комедии Грибоедова «Горе от ума». Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А.С.Пушкин. Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины 19 в. И каждый из них развивает достижение Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошёл далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни человека, в углублённом анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях – прежде всего в «Ревизоре» и «Мёртвых душах» – быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов показаны во всей их неприглядности.

Гоголь задумал монументальное произведение в 3-х тт., стремясь показать не только современную Русь, но пытался заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать родине путь к спасению. Первый том вышел в свет в 1842 г. Действие происходит в одной из русских губерний. Социальные проблемы теснейшим образом связаны с нравственно-психологическими: больше всего волнует Гоголя вопрос о человеке, смысле и назначении его жизни. Из поэмы следует неизбежный вывод о том, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут с собой бесправие, темноту, обнищание народа и разложение самого помещичьего хозяйства, они уродую, губят человеческую душу. Тема духовного омертвения раскрывается прежде всего в изображении поместного дворянства. В гоголевской поэме выступает новый тип реализма, новые способы типизации и психологизма.

Все части поэмы объединены сюжетообразующим героем – Чичиковым, который путешествует по стране в поисках «миллиона». Один за другим, каждый духовно ничтожнее предыдущего, следуют в произведении владельцы усадеб, которые посетил герой: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Это яркий пример огрубления, омертвения человечности. Портретная галерея «Мертвых душ» открывается Маниловым. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Прекраснодушие – самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный помещик, который подарил "мертвых душ" Чичикову.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, которая не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Чичиков называет Коробочку дубиноголовой. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества.

Типичен образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье – самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев – «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло иимеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич – кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни – это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья – напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости ивыразительности в описании характерных черт героя.

Галерею «мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в образе Плюшкина.

Чичиков - центральный герой поэмы “Мертвые души”, вокруг него происходит все действие поэмы, с ним связаны все ее действующие лица. Чичиков еще более жаден в стремлении к приобретательству, чем Корбочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения. Мы видим ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада. Образ Чичикова дан в развитии: мы знаем о происхождении и воспитании героя, начале его деятельности и о последующих событиях его жизни. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца. Больше всего беречь и копить копейку. Целью своей жизни Чичиков поставил приобретательство. Уже в школе он проявил чрезвычайную оборотливость по части приобретения копейки: торговал пряниками и булками, выдрессировал мышь и продал ее выгодно. И вскоре он зашивает в мешочек 5 рублей и начинает копить другой. Так началась его предпринимательская жизнь. Чичиков терпеливо и настойчиво преодолевает служебные барьеры. Изворотливость и жульничество становятся его характерными чертами. И в губернский город он попадает, чтобы провернуть очередную аферу.

Далее в поэме следует сатирическое изображение жизни верхушки губернского чиновничества, которое ведет праздно-паразитическую жизнь. Здесь властвуют беззастенчивое взяточничество и казнокрадство. Искусно изображая индивидуальные свойства многих чиновников (губернатора, прокурора, почтмейстера), Гоголь создает и великолепный собирательный образ бюрократии, всего губернского города.

Образ народа, противопоставленного правящему сословию, воссоздается на всем протяжении поэмы, то в лирических отступлениях автора, то в высказываниях действующих лиц. Поэма завершается гимном русскому народу, его могучим возможностям, его великому будущему: «Эх, тройка, птица тройка, кто тебя выдумал?» Гимн русскому народу – это та положительная, гражданско-патриотическая идея, которая обусловила в «Мертвых душах» и сатирическое обличение правящего дворянства, и жизнеутверждающий оптимизм.

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. С «мертвыми душами» связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает «души» умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.

Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова. Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца».

Жанр «Мертвых душ». Работая над «Мертвыми душами» Гоголь называл их то романом, то повестью, то поэмой. Печатая произведение, он окончательно утвердился на жанровом определении. Субъективное начало, высокий лирический настрой, эпическая широта повествования, интенсивность авторской речи, очевидно, побудили писателя назвать свое творение «поэмой».

Сатира. Обличительно-сатирическая направленность поэмы проявилась в юморе, иронии, пародии. Ирония, то и дело принимающая саркастическую окраску проходит через всю поэму. Иронизируя, Гоголь использует контраст между предметом и его описанием, с важной серьезностью или мнимым сочувствием повествует о третьестепенных, даже ничтожных явлениях. Ирония применяется также в виде противоречия между предметом и соседствующими словами («Иностранец Василий Федоров») или предметом и авторским комментарием к нему (картина – нимфа с невиданно огромными грудями). Или, например, сообщается, что дом, в котором находилась казенная палата, был «весь белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей» и т.д.



2018-07-06 4372 Обсуждений (0)
Н.В. ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». РЕАЛИЗМ. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Н.В. ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». РЕАЛИЗМ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)