Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление единой неформальной логики (логика Пор-Рояля, логика Х. Вольфа, трансцендентальная логика И. Канта).



2018-07-06 446 Обсуждений (0)
Становление единой неформальной логики (логика Пор-Рояля, логика Х. Вольфа, трансцендентальная логика И. Канта). 0.00 из 5.00 0 оценок




Так называемая «Логика Пор-Рояля» названа по имени янсенистского монастыря, расположенного на окраине Парижа, где нашли себе приют авторы названного произведения - Антуана Арно и Пьера Николя. Оно было опубликовано в 1662 г. и стало важнейшей вехой трансформации традиционной "диалектики" в логику, которая отнюдь не перечеркивала ее полностью. Она трактовалась здесь как наука обретения новых истин в исследовании реальной проблематики. Авторы «Логики Пор-Рояля» усматривали главную цель "искусства мысли" в строгом формулировании суждений, приближавшихся к математическим. Большая роль отводилась в «Логике Пор-Рояля» синтетическому (или теоретическому) методу, посредством которого должен осуществляться переход от наиболее общего и простого к менее общему и сложному. В контексте учения о методе сформулированы правила для определения аксиом и доказательств. Прорыв рационалистической, логической мысли, осуществленный в «Логике Пор-Рояля», с одной стороны, подводил обобщающий итог успехам естественнонаучной мысли нового времени, а с другой — подготавливал новые открытия.Во введение в «Логику Пор Рояля», содержит ответы на принципиальные возражения, сделанные против этой логики.

«Логика Пор-Рояля» носила заглавие «Искусство мыслить» («L'art de penser»). Упрек, который делался авторам «Логики Пор-Рояля», заключался в вопросе, почему ими взяты не самые обыкновенные примеры, а из различных наук. По этому поводу дается следующее разъяснение. Опыт показал, что из тысячи молодых людей, которые изучают логику, нет и десяти, которые знали бы что-нибудь из нее спустя шесть месяцев. Истинная причина этой забывчивости та, что вопросы, о которых трактуется в логике, сами весьма абстрактны, да притом они еще соединяются с неинтересными примерами. Человеку, изучавшему логику, никогда впоследствии не приходится иметь дела с ними. И, поскольку никогда на практике все заученное на уроках логики не возобновляется, все эти знания утрачиваются. Кроме того, обычные примеры, приводимые в учебниках логики, не показывают, что искусство логики могло быть приложено к чему-либо полезному. Логика не должна замыкаться в самой себе, ее дело — служить инструментом для других наук. Именно потому приводятся примеры из различных наук, что намерением авторов было так построить логику, чтобы с ее помощью научились судить о других науках и удерживать в памяти логические правила посредством примеров из других наук. Дело в том, что предписания логики сами по себе слишком хрупки и утонченны, если не привязать их к чему-нибудь более ощутительному и интересному.

Авторы «Логики Пор-Рояля» специально говорят о расположении мыслей в надлежащем порядке, имея в виду такое действие ума, посредством которого, получив об одном и том же предмете - различные идеи, суждения и умозаключения, мы их располагаем способом, наиболее пригодным для познания этого предмета.

«Логика Пор-Рояля» сводит все объекты нашего мышления к трем наивысшим категориям: к субстанции (например, «тело»), модусу (например, «круглота») и модификации вещи (например, «круглое тело»). Установив это учение о трех категориях объектов нашего мышления, «Логика Пор-Рояля» считает необходимым дать критику аристотелевского учения о десяти категориях. Учение Аристотеля о категориях, согласно оценке, даваемой ему «Логикой Пор-Рояля», не только бесполезно, не только не служит образованию суждений, что является целью истинной логики, но, напротив, сильно вредит ему по двум причинам. Во-первых, вред заключается в том, что на аристотелевскую таблицу категорий смотрят как на нечто твердо установленное, тогда как она является совершенно произвольной. Вторую причину вредности аристотелевского учения о десяти категориях, которая делает это учение опасным, авторы «Логики Пор-Рояля» усматривают в том, что оно приучает людей довольствоваться словами и воображать, будто они знают все, тогда как на самом деле они знают только слова, которые не образуют в уме никакой ясной и раздельной идеи.

В начале XVIII в. хорошо известны работы Христиана Вольфа (1679—1754). Упрощая, он популяризировал философию Лейбница, преподнося ее в ясной, систематической форме.Основные логические законы у Вольфа, как и у Лейбница, являются вместе с тем и основными законами самого бытия. Вольф, подобно Лейбницу, дает онтологические формулировки законов мышления.

Заслугой Вольфа в логике является ее систематизация, ясность изложения, лучшее расположение и расчленение материала, тщательная разработка учения о силлогизмах. Пороком логики Вольфа был некоторый отрыв формы от содержания, отсутствие тесной связи с развивавшимся в то время естествознанием. Христиан Вольф написал два сочинения по логике: одно на немецком языке - «Разумные мысли о силах человеческого разума и их правильном употреблении в познании истины» (1712 г.) – и другое, более позднее, на латинском языке (русские переводы латинского текста были опубликованы в 1753 и 1765гг.).

Философия Вольфа получила в Германии широкое распространение не только среди философов, но и у представителей самых различных областей знания, которые перерабатывали различные научные дисциплины в духе вольфианства (так, Вольф нашел себе последователей среди представителей медицинской науки). Эта философия стала модной в Германии не только среди ученых всех специальностей, но и среди широких кругов образованных людей, в частности среди женщин, и по этому поводу острили, говоря, что среди представителей слабого пола распространилась подлинная «Lykanthropie» '(«Волчья человечность» — каламбур, основанный на том, что Вольф на немецком языке значит «волк»).

Из учеников Христиана Вольфа наиболее видным был Александр Готтлиб Баумгартен (1714—1762), которого Кант признавал самым крупным из современных ему философов. Кант пользовался учебниками Баумгартена как основой для своих лекций, хотя, читая лекции по Баумгартену, сопровождал изложение его взглядов своими критическими замечаниями.

У И. Канта есть трансцендентальная логика. Характерные особенности кантовской трансцендентальной логики сводится к следующему:

1) Если общая логика абстрагируется от вопроса о происхождения знания и рассматривает только логическую форму в отношении знаний друг к другу, то есть форму мышления вообще, то трансцендентальная логика должна также исследовать происхождение наших знаний о предметах.

2) Отдел трансцендентальной логики, называемой аналитикой, является, как говорит Кант, "логикой истины".

3) Одной из задач трансцендентальной логики являются объединение формы и "материи", то есть содержание знания.

В основу трансцендентальной логики Кант кладет "идею науки о чистом знании, происходящем из рассудка и разума, о знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori. Такая наука, определяющая происхождение, объем и объективное значение подобных знаний, должна называться трансцендентальной логикой, потому что она имеет дело исключительно с законами рассудка и разума, но лишь постольку, поскольку они a priori относятся к предметам, в отличие от общей логики, которая имеет дело с эмпирическими знаниями, и с чистыми знаниями разума без различия". Кант предпринял попытку создать новую логику, существенным образом отличающуюся от старой, формальной логики. Трансцендентальная логика есть, по его замыслу, логика истины, логика единства содержания и формы, логика, исследующая происхождение знания. Трансцендентальная логика имеет своей задачей доказать непознаваемость вещей в себе, а следовательно, и недостижимость объективной истинны.

Трансцендентальная логика является частью трансцендентальной философии и содержит учение о рассудке как априорной познавательной способности. Рассудок есть способность мыслить явления, данные в чувственном созерцании. Деятельность рассудка основывается на функции, которая определяется как единство деятельности, посредством которой различные представления сводятся к одному общему представлению. Понятие функции лежит в основании логического применения рассудка, что позволяет определить рассудок как способность суждения. В суждении явление как неопределенный предмет эмпирического созерцания подводится под понятие, которое обладает действительностью и в отношении других явлений. Это понятие рассматривается как предикат для возможных суждений. Функции единства в суждениях суть функции рассудка. Поэтому в "Критике чистого разума" таблица суждений предшествует таблице категорий. Однако таблица суждений понимается как "трансцендентальная таблица", а дефиниция категорий, согласно которой категории суть понятия, определяющие созерцания с точки зрения одной из логических функций суждений, показывает, что категории как принципы связи не только не выводятся из таблицы суждений, но делают сами суждения возможными. Категории, в отличие от суждений, обладают конститутивным характером. Поэтому движение от таблицы суждений к таблице категорий есть движение от понятного для нас к понятному по природе. Если же категории представляют собой конститутивные принципы связи и не выводятся непосредственно из суждений, то что является в таком случае источником их происхождения? Ответ на этот вопрос дает раздел, озаглавленный "О чистых рассудочных понятиях, или категориях". Различие общей и трансцендентальной логики заключается в том, что первая отвлекается от всякого содержания нашего познания и имеет дело исключительно с чистыми формами мышления, вторая же рассматривает рассудок, который по своему определению находится во взаимосвязи с чувственностью. Изоляция чувственности и рассудка как двух познавательных способностей в трансцендентальной философии является условной, ибо рассудок предполагает наличие многообразного содержания созерцания, доставляемого ему чувственностью, чувственность же в свою очередь воздействует на понятие. Пространство и время суть чистые созерцания, в которых многообразное содержание представляется не хаотически, но упорядоченно, поэтому чувственность предполагает особый тип синтеза этого содержания, - такой тип, который можно назвать пассивным синтезом. Однако чувственность и рассудок – совершенно противоположные познавательные способности, поэтому многообразное содержание чувственного созерцания должно предварительно быть просмотрено, воспринято и связано. Это действие есть активный синтез, этот синтез является деятельностью трансцендентальной способности воображения – априорной способности возводить многообразное содержание наших созерцаний в образ одного представления. Поскольку трансцендентальная способность воображения носит априорный характер, она не является предметом исследования психологии. Речь идет о способности, связанной с понятием онтологической трансценденции. Однако синтез способности воображения еще не дает понятия. Функция рассудка заключается поэтому в том, чтобы возводить в понятие чистый синтез способности воображения. Трансцендентальная способность воображения определяется в феноменологической философии как первоначальное время. Поэтому все категории суть не что иное как определения синтеза первоначального времени. Этот тезис задает представление о границах трансценденции, поскольку он определяет сущность самой онтологической трансценденции. Таким образом, рассудок, с одной стороны, придает логическое единство различным представлениям в суждении, а с другой, благодаря той же самой функции, "вносит трансценден-тальное содержание в свои представления посредством синтетического единства многообразного в созерцании вообще".



2018-07-06 446 Обсуждений (0)
Становление единой неформальной логики (логика Пор-Рояля, логика Х. Вольфа, трансцендентальная логика И. Канта). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление единой неформальной логики (логика Пор-Рояля, логика Х. Вольфа, трансцендентальная логика И. Канта).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)