Тема 5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Форм изложения результатов исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, доклад, курсовая или выпускная квалификационная работа студента, диссертационное исследование, научная монография и т.п. Правила оформления результатов исследования во всех случаях единообразны. Научные работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов – верное свидетельство того, что автор – новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом. Рассмотрим порядок изложения и представления материала. 1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Обзор литературы должен ознакомить читающего работу с материалами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например: (Петров В.В. и др., 1987) или указываются так: По мнению В.В. Петрова (1989) «……» (приводится цитата, которую заключают в кавычки). Ссылки на использованную литературу можно так же приводить с указанием номера использованного источника (из приведенного в конце работы списка литературы), заключенного в квадратные скобки: [4, с. 6,]. 3. Обоснование выбора региона и хронологических рамок исследуемого периода. Здесь необходимо дать характеристику региона, на материалах которого проводилось исследование; обосновать причины выбора именно этого региона; обозначить хронологические рамки исследуемого периода и обосновать необходимость выбора именно этого периода. 4. Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было изучить и выяснить. При формулировании цели помните, что цель в работе всегда одна и может начинаться со слов «изучить». Например: «Для достижения цели были поставлены следующие задачи: … Метод в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Методика – это описание того, как выполнялась работа. Наблюдение, эксперимент, сравнение, классификация и т.п. – все это методы выполнения работ. 6. Описание работы или результаты и их обсуждение. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники. 7. Выводы. В этом разделе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава «Описание работы». Выводы должны быть именно выводами. Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований. Оформление списка используемой литературы. Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Общий порядок описания источника может быть представлен следующей схемой: 1. Фамилия и инициалы автора; если книга или статья написана двумя или тремя авторами, то приводятся фамилии и инициалы всех авторов (в том же порядке, что и на титульном листе, через запятую); если авторов более трех и их фамилии указаны на титульном листе, то приводятся фамилии трех авторов, а далее указывается «и др.»; если книга написана коллективом авторов, чьи фамилии не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются. При использовании нескольких работ одного автора – список работ составляется от самых ранних к более поздним; 7. Объем (количество страниц). Указание объема источника является обязательным. Описание литературы на иностранных языках выполняется по тем же правилам. 5. Книги, монографии, статьи и др. источники в алфавитной последовательности; Если это статья из журнала и т.п., то после названия статьи указывают название журнала, № выпуска, год издания, номера страниц. 1. Агапова, И.И. История экономики: Учеб. пособие [Текст] – М.: Магистр, 2007 – 176 с. 2. Заславская, М.Д. История экономики: Учеб. пособие. [Текст] - 3-е изд., стереотип. – М.: МГИУ, 2008 – 200 с. 3. Конотопов, М.В. Экономическая история: Учебник [Текст] – 10-е изд. доп. и перераб. / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2009 – 608 с. 10. Приложения. Часто, собранный в результате проведенных исследований, материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчета или статьи. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложениях материал должны быть ссылки в основном тексте работы. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Каждый структурный элемент работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложения) лучше начинать с новой страницы. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа (или нижней части справа) без точки. Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел. Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком. Знак «тире» всегда отделяется с двух сторон пробелами (в отличие от дефиса). Каждый абзац печатается с красной строки: от левого поля отступают 1,25 см. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения, ниже, отдельной строкой записывают название приложения. Главы и разделы должны иметь свою порядковую нумерацию, например 1. Название первой главы 1.1. Название первого раздела 1.2. Название второго раздела 2. Название второй главы и т.д. Не допускается в пределах всего текста работы повтор уже использованной нумерации рубрик. Исключение может быть только для приложений, которые рассматриваются как самостоятельные материалы. В приложениях может быть своя нумерация, если это связано с использованием уже готовых документов. Оформление таблиц. Таблицу или рисунок следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Нумерация рисунков и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рисунок 1.1, Рисунок 3.2 и т.п.). В графах таблицы нельзя оставлять свободные места; следует заполнять их либо знаком «–», либо писать «нет», «нет данных». Для нумерации строк в таблице (если это необходимо) отдельная графа не выделяется, а порядковый номер строки размещается непосредственно перед наименованием строки и отделяется от него точкой и пробелом. Не рекомендуется перегружать таблицу множеством показателей. Таблице должен предшествовать текст, из которого по смыслу вытекает необходимость рассмотрения нижеследующего табличного материала. Данные, помещенные в таблицу, сопровождаются анализом, но без повтора приведенных в ней цифровых данных. Оформление иллюстраций. Схемы, диаграммы, графики являются рисунками. Например: «Рисунок 1. График изменения количества выпавших осадков». Рекомендуется выполнение графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной графики и печати, желательно в цвете. В тексте формула выделяется свободными строками: выше и ниже её оставляется не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одну строку, она переносится после какого-либо знака: равенства (=), плюса (+) и т.д. Формулы нумеруются в пределах главы. Номер ставится в крайнем правом положении строки формулы в круглых скобках и состоит из номера главы и через разделительную точку – номер формулы в нем, например: (2.2) - вторая формула второй главы. Возможна сплошная нумерация формул по всей работе, например, (1), (2) и т.д. Если в тексте формула одна, она не нумеруется. Примечания и сноски на использованные источники указываются, либо внутри текста, либо постранично. При внутритекстовом подходе указывается порядковый номер, конкретная страница (в случае ссылки на нее) источника, указанного в списке использованных источников. Например: [5.с.15] - страница 15 работы, приведенной в списке под номером 5. Если используется оборот «В работах многих авторов…», то ссылка оформляется следующим образом [5.с.8; 7.с.90] Приложения. В приложения выносятся громоздкие таблицы, исходный статистический материал, промежуточные результаты расчетов, иллюстрации вспомогательного характера, описания известных методик расчета, исторические справки и т.п. Заполненные бланки экспериментов, описаний площадок, трансект и биотопов также помещаются в приложения. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы, за исключением справочного приложения «Обозначения и сокращения», которое располагают первым. Приложения обозначают цифрами. Все приложения должны иметь названия. Приложения могут быть разделены на разделы, подразделы, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методология исторической науки как самостоятельная наука возникла относительно поздно по сравнению с другими научными дисциплинами. Этот процесс проходил в конце XIX – начале XX веков, но это не значит, что у этого важного для науки события не было предшествующего длительного периода накопления эмпирического знания. То, к чему пришла в настоящий момент историческая наука и специальные исторические дисциплины, имеет под собой надежную основу, состоящую из методологических концепций и понятийного аппарата предшественников. Дискуссия о научном методе была начата еще в античности и продолжается до наших дней. Со времени появления человека разумного, перед ним, как перед познающим субъектом, стоят три независимые от него области познания – это природа, общество, мышление, которые изучаются всеми науками, но чтобы продвигаться в своем познании, каждой из них, необходим свой научный метод, и наука истории здесь не является исключением. Методология истории распадается на теорию исторического знания и учение о методах исторического мышления. Предметом методологии изначально являлись методы исторического познания, а понятие "метод" было связано с естественно – научным направлением в философии, а, конкретнее, с разработкой научных методов, приемов познания окружающей действительности. При изучении исторических фактов наилучший эффект дает сочетание различных методов исследования: историко-сравнительного; историко генетического, ориентирующегося на последовательное раскрытие свойств и функций изучаемого предмета; историко-биографического, позволяющего проследить формирование и функционирование идей определенного направления в творчестве ученых. Применение историко-типологического метода помогает выявить индивидуально – типические особенности, присущие тем или иным философским концепциям. Историко-системный метод способствует раскрытию не только внутренних механизмов эволюции исследовательских приемов, но так же прослеживанию процессов, происходивших в прошлом. Метод исторической реконструкции способствует научному объяснению причины господства той или иной научной парадигмы в исторической науке. Главной особенностью современного этапа развития социальных наук, в том числе и истории, является применение междисциплинарных подходов к ее познанию, широкой интеграции истории в смежные научные отрасли познания, смелое обновление методологического арсенала. Сейчас, мы наблюдаем явление постоянной интеграции наук, их методов, обмена концепциями и моделями, что актуализирует научно-практическое значение изучения генезиса метода как инструмента научного познания, ставшего со временем предметом специальной науки методологии. Историческая наука была и остается той областью познания, где приращение знания происходит постоянно. Каждый новый день, каждый миг этого дня несет новую информацию. Сама жизнь каждодневно поставляет историку неисчерпаемый материал для осмысления. Это предопределяет немаловажный момент возрастающей значимости методологических вопросов историко-научного познания
Список литературы.
1. Бочаров А.В. Основные методы исторического исследования: учеб. пособие. Томск , 2010.
2. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003 3. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования Екатеринбург, 2010 4. Миронов Б. Н. История в цифрах. М., 1993 5. Славко Т. И. Математические методы в исторических исследованиях. Екатеринбург, 1995 6. Смоленский Н. И. Теория и методология истории.: учеб. пособ. М., 2007
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1368)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |