Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источниковая база исследования.



2018-07-06 1350 Обсуждений (0)
Источниковая база исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Введение

1.1. Предмет и задачи курса. Историческое исследование, его сущность.------- 4

1.2. Этапы исторического исследования.------------------------------------------------ 6

2. Эмпирические методы исторического исследования (методы сбора исторической информации).

2.1 Оценка уровня научной разработанности темы (историографический

этап)-------------------------------------------------------------------------------------------- 10

2.2. Технология формирования источниковой базы исследования----------------14

2.3. Социологический инструментарий в исторических исследованиях.-------17

3. Принципы и методы научного исторического исследования

3.1 .Принципы научного исторического познания.-----------------------------------26

3.2. Теоретические методы научного исторического исследования.--------------30

А) Всеобщие (философские) методы научного исследования.---------------31

Б) Общенаучные методы исследования.-------------------------------------------32

В) Частные методы исторического познания.------------------------------------42

4. Количественные (математические) методы в историческом исследовании.

4.1.Специфика и преимущества математических методов.------------------------62

4.2.Метод контент – анализа.---------------------------------------------------------- 64

4.3.Статистические методы исторического исследования.-------------------------70

5. Оформление результатов исследования---------------------------------------------88

6. Заключение.-------------------------------------------------------------------------------105

7. Список литературы.------------------------------------------------------------------- 106

8. Планы семинарских занятий ---------------------------------------------------------108

 

 

Тема 1.Введение.

1. Предмет и задачи курса.Историческое исследование, его сущность и задачи.

Этапы исторического исследования.

1.

Данный курс является продолжением курса «Основы теории и методологии исторического исследования».Методология и методика – разные науки. Методологию научного исследования следует отличать от методики. Задача методологии исторического исследования – дать систему общих теоретических принципов решения поставленных задач. Методология – это не набор каких – то общих правил и процедур, а совокупность общих идей, подходов, принципов. Главное внимание в рамках методологии науки направлено на научное исследование как вид деятельности, в котором находит свое воплощение применение различных научных методов. Научное исследование – деятельность, направленная на получение истинного знания об объективной реальности.

Методика – это техника научного исследования, то звено научного мышления и конкретно – научного анализа, посредством которого реализуется методология. Теория (методология) – методы – методика – такова структура и последовательность научного мышления при реализации конкретных исследовательских задач. Если методология стратегия научного исследования, то методика – его тактика.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской работы – экспериментально-производственную деятельность. Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь ее предписания относятся к деятельности с объектами, выраженными в знаковой форме. Например, существуют методики различного рода вычислений, расшифровки текстов, проведения мысленных экспериментов и так далее.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, стандарты, технические условия и так далее. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь, практика исследования невозможна без управления со стороны идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель профессионализма ученого.

Историческое исследование - это особый тип научного поиска, во многом отличающийся от естественных наук. Дело в том, что история, в отличие от других наук, лишена возможности непосредственно наблюдать за предметом своего изучения. Историческая наука изучает то, чего уже нет. Как известно, объектом ее исследования является прошлое, которое уже ушло и не может быть объектом прямого наблюдения. Это обстоятельство, без всяких сомнений, затрудняет процесс познания. Правда, прошлое не исчезает бесследно. Следы, которые оно оставляет после себя, называются историческими источниками. Они содержат разнообразные свидетельства о прошлом и сами являются многообразными. Следовательно, проблема заключается в том, насколько историческая наука способна овладеть этими источниками и на их основе восстановить прошлое в его существенных чертах и проявлениях. Здесь, конечно же, используются традиционные средства научного исследования. Однако сам объект изучения делает выводы, полученные с помощью этих и других методов (реконструкция исторического прошлого, интерпретация исторических источников, генерализация и др.), порой, весьма размытыми, относительными и спорными. От исторической науки неправомерно требовать однозначных выводов, невозможно ожидать получения "истины в последней инстанции" или оценок по принципу "хорошо" - "плохо". Как раз, напротив, историческое исследование предполагает многозначность оценок, дискуссионность результатов и постоянную смену общепризнанных, казалось бы, идей, свержение авторитетов. На этой основе и создается историческое исследование, позволяющее понять прошлое, объяснить настоящее и предвидеть будущее.

2.

При проведении научного исследования важнейшую роль играет его организационный план: с чего нужно начать, какую последовательность действий выбрать? Разные авторы предлагают различный алгоритм исследования. Мы рассмотрим самый распространенный, применяемый как при написании научных монографий, диссертаций, так и при написании студенческих курсовых и дипломных работ. Выделяются следующие этапы (компоненты) научного исследования:

- Постановка проблемы исследования;

- Определение объекта и предмета исследования;

- Определение темы исследования;

- Актуальность и научная новизна исследования;

- Теоретическая и практическая значимость темы;

- Формулировка целей и задач;

- Гипотеза исследования;

- Хронологические и территориальные рамки исследования;

- Оценка уровня научной разработанности темы;

- Источниковая база исследования;

- Выбор методологии и методов исследования;

- Определение структуры исследования;

- Оформление текста.

1. Проблема исследования. Любое научное исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Научную проблему можно рассматривать как вопрос, ответ на который должен быть получен на завершающем этапе исследования с помощью научных средств и методов. Проблема является как формой выражения целевой установки, так и исходным пунктом научной деятельности. Научная проблема должна быть связана с конкретным, реальным объектом, не должна быть надуманной. Неясное понимание проблемы мешает разработке стратегии исследования. Научная проблема должна быть разрешимой, должна быть обеспечена необходимыми источниками и методикой.

2. Объект и предмет исследования. Ученый в своей работе ориентируется на получение конечного результата. А для этого необходимо с самого начала четко определить, что собственно будет исследоваться, выделить главный, ключевой пункт и сосредоточить на нем внимание, чтобы не пойти сразу во всех направлениях. Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего и служит источником необходимой информации, полем научного поиска. Объектом исследования может быть лишь существующая в действительности (не воображаемая) совокупность феноменов, явлений, процессов. Эта совокупность выделяется из окружающей среды по объективному объединяющему признаку. Предмет исследованияэто те свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, это то, на что направлено конкретное исследование, определенный аспект, грань реального объекта. Если объект не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования

3. Тема исследования. Должна отражать проблему во всей ее сложности. В формулировке темы следует показать движение от уже достигнутого наукой к неизвестному.

4. Актуальность и научная новизна. Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы сами по себе предполагают обоснование актуальности и научной новизны исследования, потребности ответить на вопрос - почему данную проблему необходимо изучать именно в настоящее время. Исследование можно считать актуальным если его тема во-первых отвечает насущной потребности практики, во – вторых заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой задачи. Естественно, что эти положения должны быть достаточно обоснованы. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования (новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и зафиксированы в исторической науке и практике).

5. Теоретическая и практическая значимость темы. Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области исторической науки. Критерий практической значимости определяет изменения, которые могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику.

6.Формулировка целей и задач исследования. Цель и задачи исследования определяются исходя из актуальности исследуемой проблемы, избранных объекта и предмета исследования. Целенаправленность – важнейшая характеристика любой деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего – то, он создает мысленный образ потребного ему будущего (опережающее отражение действительности). Подлинная исследовательская деятельность возникает лишь когда действия ученого целенаправленны. Цель исследования – обоснованное представление об общих конечных результатах научного поиска. В цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Исходя из логики исследования, автор формулирует ряд частных исследовательских задач ( не более пяти – шести), которые в совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Как правило, эти задачи совпадают с названиями глав работы. Нужно выстроить такую последовательность задач, которая определяла бы маршрут исследования, его логику и структуру.

7. Гипотеза исследования. Гипотезы – это предполагаемые, но еще не доказанные ответы на вопросы исследования. Гипотеза – это научное предположение, призванное объяснить или предсказать какие – либо исторические факты или явления, но пока не подтвержденное и непроверенное. Основные требования к формулировке гипотез – это ясность, непротиворечивость и проверяемость. Гипотезы влияют на формирование методики, так как их верификация может быть основана на использовании определенных приемов и методов.

8. Оценка уровня научной разработанности темы.

Источниковая база исследования.

10.Выбор методологии и методов исследования

11. Определение структуры исследования;

Оформление текста.

Эти этапы будут подробно рассмотрены в последующих разделах.

 

 



2018-07-06 1350 Обсуждений (0)
Источниковая база исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источниковая база исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)