Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологический инструментарий в исторических исследованиях.



2018-07-06 1685 Обсуждений (0)
Социологический инструментарий в исторических исследованиях. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первым этапом научно – исторического исследования является эмпирический этап – этап накопления знаний об объекте исследования. В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие его свойства, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности – наблюдений, экспериментов. К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные об исторических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию классификацию и первичное обобщение исходного материала для проведения теоретического исследования. Мы кратко рассмотрим основные эмпирические методы исторического исследования,

а) Для реализации информационных задач начального этапа исследования, связанного с формулировкой проблемы, определением объекта и предмета, целей и задач научной работы необходимо провести историографический анализ накопленного исторической наукой опыта исследования данной темы. Это необходимо для уточнения объекта и предмета работы, ее географических и хронологических рамок. Оценка уровня изученности темы влияет на формулировку задач и гипотез. На основе комплексной историографической оценки необходимо высветить те аспекты исторической реальности, которые нуждаются в дополнительном исследовании. Без этого невозможно сформулировать задачи исследования. Историографическое обоснование исследовательской работы – важнейшая составная часть исторического исследования.

Изучение исторической научной литературы, рукописей, архивных материалов, материалов на электронных и других носителях, содержащих факты, которые характеризуют историю и состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружение пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать уже разработанные концепции, установленные фаты, накопленный опыт, четко очертить грани предмета исследования.

Работа над литературой начинается с составления библиографии – списка подлежащего изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей. Библиографические пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисы докладов на различного уровня конференциях, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертации и др.

Для того чтобы охватить основную литературу по избранному направлению исследования, при работе в библиотеке используется два наиболее распространенных вида каталогов (составленных в определенном порядке перечня литературных источников): систематический и алфавитный. В первом литература расположена по проблемам или наукам, во втором – по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия). Наряду с этими источниками, можно обратиться к справочно-библиографическим указателям, электронным библиотечным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях на нее, а также к справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении самого исследователя.

Помимо работы с традиционными библиотечными системами необходимо использовать те возможности, которые дает Интернет. Электронные каталоги крупнейших библиотек страны – Российской государственной библиотеки (www.rsi.ru), Российской национальной библиотеки (www.nir.ru), Государственной публичной исторической библиотеки (www.shpl.ru), библиотеки ИНИОН (www.inion.ru) существенно расширяют возможности получения литературы по теме.

После изучения каталогов и указателей по ретроспективной библиографии, необходимо ознакомиться с текущими библиографическими изданиями. В первую очередь следует назвать информационные бюллетени ИНИОН. Институ́т нау́чной информа́ции по обще́ственным нау́кам (ИНИО́Н РАН) ― основанная в 1969 году исследовательская организация при Президиуме Российской академии наук. Находится в Москве. Крупнейший в Российской Федерации центр научной информации и многопрофильный научно-исследовательский институт в области социальных и гуманитарных наук. Четвёртая по объёму фондов библиотека в стране и 23-я в мире. ИНИОН подготавливает и издаёт серии ежемесячных библиографических, реферативных и аналитических изданий, располагает автоматизированной информационной системой по общественным наукам (более 4 млн записей).

Реферативный журнал – это специализированное справочно – библиографическое периодическое издание, цель которого – регистрация и систематизация научной литературы. Он выполняет следующие функции.

- служит средством текущего оповещения обо всей публикуемой научной литературе.

- является хорошим инструментом для ретроспективного поиска научных работ по исследуемой проблеме;

- служит средством оценки ценности научной публикации.

Для историков наибольший интерес представляет реферативный журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История»,который выходит один раз в месяц. В реферате указывается цель исследования, концепция, методы, характеризуются база и структура работы, излагаются ее основные выводы.

Для выявления новой литературы по исследуемой проблеме следует обращаться к таким оперативным изданиям, как еженедельник «Книжная летопись», где содержится библиографическое описание новых книг; ежегодник «Книги Российской Федерации», главным образом раздел «Гуманитарные науки»; ежемесячник «Летопись газетных статей»; еженедельник « Летопись журнальных статей».

Сведения о литературе выписываются обычно на карточки (Стандартный размер 7,5 Х 12,5 см), заполнять которые следует четко и правильно, либо они могут быть скомпонованы в отдельный файл и храниться в памяти компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры; название и год издания; издательство, том, выпуск, номер издания. Если используются отдельные цитаты – то номера страниц, на которых они приведены. Полезно указать и библиографический шифр издания.

Первичное ознакомление с литературой и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного представления. Для этого полезно сначала ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание источника. После этого, если есть необходимость, определяется способ проработки издания.

Результаты этой работы систематизируются в соответствии со структурой научного труда. При изучении литературы особое внимание необходимо обращать на основные понятия, которые будут использоваться в исследовании. Они должны быть четкими и однозначными.

Результаты работы с литературой по каждому изучаемому вопросу желательно оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий, в которых излагаются основные интересующие исследователя научные положения. При этом важно вскрыть существующие противоречия подходах изучаемой проблеме, выявить совпадающие и несовпадающие точки зрения на предмет исследования, разработанные положения, существующие в них неясные дискуссионные вопросы. Следует выделить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблему, какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость. На этом же этапе целесообразно высказать и зафиксировать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователям выводам.

Желательно, чтобы не терять попусту времени, сразу же оформлять результаты в виде научных статей, тезисам к конференциям. Чем больше публикаций тем лучше.

2.

Историческое исследование опирается на изучение исторических источников. Поэтому важнейшим этапом выступает формирование его источниковой основы. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Исторические источники чрезвычайно разнообразны. Их изучением и классификацией занимается специальная историческая дисциплина – источниковедение. Нас интересуют в первую очередь архивные материалы. После ознакомления с основными научными трудами и историческими документами по проблеме целесообразно переходить к работе в архивах. Эта стадия научного исследования очень важна и во многом определяет новизну исследования.

В материалах архивов содержатся отчеты, протоколы заседаний, акты проверок, справки по тому или иному вопросу, стенограммы выступлений, доклады и сообщения по вопросам исследуемой проблемы за определенные исторические этапы развития. Источниками фактических материалов служит разнообразная текущая документация учреждений (планы работ, отчетно-учетная документация, приказы и распоряжения руководителей, журналы контрольных проверок и т.д.).

1. Государственные архивы федерального уровня

· Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)

· Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

· Российский государственный исторический архив (РГИА)

· Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ)

· Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)

· Российский государственный военный архив (РГВА)

· Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

· Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ)

· Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

· Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)

· Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

· Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД)

· Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

2. Местные архивы (приведены архивы областей Уральского региона) :

ГАПО – государственный архив Пермской области

ГАСО – государственный архив Свердловской области.

ГАТО – государственный архив Тюменской области.

ГАЧО – государственный архив Челябинской области.

ЦДООСО – центр документации общественных организаций Свердловской области.

ЦДНИЧО – центр документации новейшей истории Челябинской области.

ГАНИОПДПО – государственный архив новейшей истории и общественных политических движений Пермской области.

Текущие архивы.

Алгоритм архивного поиска включает следующие этапы:

1. Ознакомление с материалами архива начинается с изучения путеводителей – систематизированного перечня архивных фондов с характеристикой фондообразователя, объемов фонда, общим описанием документов. На основании изучения путеводителя по фондам выделяются те фонды, в которых может содержаться информация по теме исследования.

2. На основании составленного списка фондов, начинается изучение их описей. Опись– это справочник, наиболее информативный документ сточки зрения получения информации. В ней отражены заголовки дел - основных единиц хранения в порядке их нумерации.

3. Дело - это отдельный документ или совокупность документов, относящихся к данному вопросу. Изучение описей связано с выделением дел, названия и хронологические рамки которых соответствуют теме исследования. Заголовок дела должен отражать характер и содержание документов.

4. Просмотр дел, который позволяет обнаружить документы, содержащие новую информацию.

Фиксирование исторического материала, можно вести или в виде записей в тетради, или в виде отдельных карточек с выписками. И в том, и в другом случае необходимо указывать выходные архивные данные (фонд, опись, дело, лист).

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются: во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений.

Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным элементом первичной критики является внешняя критика, т.е. внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей.

Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

При работе с источниками необходимо учитывать то влияние, которое он оказывает на оценочные суждения историка. Наряду со сведениями об определенных событиях, в документах прошлого представлены оценочные суждения, которые могут влиять на выводы исследователя.

Изучение литературы и различного рода источников продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание уже изученных книг и документов, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено должного внимания, позволяют рефлектировать аналитическую деятельность самого исследователя. Основательная документальная база научной работы – важное условие объективности и глубины.

3.

В работе по сбору исторической информации достаточно широко используется методологический и методический инструментарий других общественных наук, в первую очередь социологии.

I. Количественные методы сбора информации - предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования. Первичные данные собираются от определенного числа объектов исследования. В основе методик количественных исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Количественные исследования - это основной инструмент получения необходимой информации для принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы уже сформированы. Как правило, количественные исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования). Понятно, что размер выборки, а также ее содержательные характеристики (например, возраст, социальный статус, уровень дохода) определяются исходя из параметров целевой группы

а) Особое распространение в структуре исторического исследования получили методы опроса. Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Метод проведения социологического опроса заключается в общении интервьюера с респондентами в форме вопроса-ответа. Выбор вида опроса определяется целями исследования, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно недоступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Значение методов опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы исследовательской информацией и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами исследования.

Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.

Опрос позволяет:

- В короткие сроки получить значительную по объему информацию по широкому кругу вопросов;

- охватить большое количество людей, принадлежащих к разным слоям общества.

Среди недостатков методов опроса можно указать следующее:

- Субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых факторов или явлений, своей роли в них;

- Искажение информации, которое может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментарии исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных;

Методы опроса в исторических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса). Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

б) Анкетирование– метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных исторических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают следующие варианты анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента), или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник – анкета. Исходя из того, что анкетаэто разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.

Анкета должна включать три смысловые части:

- Вводную, в которой содержится цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость участия в нем респондента, гарантируется тайна ответов и четко излагаются правила заполнения анкеты;

- Основную,состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;

- Социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

Практика показывает, что при разработке анкеты исследования целесообразно учитывать следующие основные требования:

- Провести апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов;

- Разъяснить перед началом опроса его цели и значение для результатов исследования;

- Корректно ставить вопросы, так как это предполагает уважительное отношение к респондентам;

- Оставлять возможность анонимных ответов;

- Исключить возможность двусмысленного толкования вопросов и использование специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;

- Следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать несколько факторов или сразу высказывать мнение о нескольких событиях одновременно;

- Строить анкету по принципу: от более простых вопросов к более сложным;

- Не увлекаться многословными, длинными вопросами и предложенными вариантами ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время на их заполнение;

- Ставить вопросы линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами, что создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;

- Предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.

Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что респондент дает более полные и содержательные ответы, когда анкета включает небольшое количество вопросов (не более 7-10).

При составлении анкеты используется несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, а также вопросы-фильтры и вопросы на ранжирование.

Открытыминазывают вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете или в специальном бланке. Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.

Закрытыминазываются вопросы к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо пол определенным, важным для изучения признакам и т. д. Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.

Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка возможных альтернатив.

Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим - максимум 15. Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует дать альтернативу: «Затрудняюсь ответить». Это нужно для того, чтобы респонденты, которые не знают, как ответить на вопрос, или не имеют определенного мнения по затронутой в нем проблеме, могли отразить свою позицию.

Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов: сначала выясняется, относиться ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему факт (явление), о котором пойдет далее речь. Затем респондентам, ответившим утвердительно, предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства.

Существует еще одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психолого-педагогических исследованиях – вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый присваивает каждому ответу соответствующий номер в зависимости от степени его значимости.

Нельзя подменять изучение реальных фактов изучением мнения о них. При правильном применении анкетирования можно получить достоверную и объективную информацию.

в) Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью, с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Интервью имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними – в форме контакта. При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащиеся в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в предела имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос. При проведении интервью контакт между исследователем и человеком – источником информации, осуществляется при помощи специалиста, который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а так же фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В этом случае четко выявляются следующие преимущества интервью: во-первых, в ходе работы с опрашиваемым удается учесть уровень их подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать интонацию и мимику. Во-вторых, появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов. В-третьих, можно поставить дополнительные вопросы. В-четвертых, приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки общения и искренности ответов. В-пятых, интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.

В качестве основного недостаткаэтого метода следует выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий и интервью документальное, связанное с установлением фактов.



2018-07-06 1685 Обсуждений (0)
Социологический инструментарий в исторических исследованиях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологический инструментарий в исторических исследованиях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)