Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 9. Диалектика – учение о развитии



2018-07-06 326 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. Диалектика – учение о развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Понятие диалектики. Основные принципы диалектики.

2. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

3. Категории диалектики.

4. Альтернативы диалектики: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

 

Согласно диалектико-материалистической модели в мире действуют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектика (от греч. dialektiks – разговаривать, отвечать на вопросы) возникла в Древней Греции и означала искусство ведения беседы. Кроме этого значения, диалектика понимается: а) как метод мышления; б) как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) наивная, стихийная (Гераклит, Зенон, Платон, Аристотель и др.); б) немецкая классическая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель); в) материалистическая (Маркс, Энгельс и современное развитие). Диалектика как наука включает в себя принципы, законы, категории. Основными принципами являются: а) принцип всеобщей связи и развития; б) принцип причинности; в) принцип объективности; г) принцип всесторонности рассмотрения; д) принцип конкретности; е) принцип историзма; ж) принцип единства исторического и логического; з) принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Основным законом диалектики является закон единства и борьбы противоположностей. Он указывает на источник развития – противоречие, которое понимается как взаимодействие противоположностей. Этот закон формулируется следующим образом: источником и движущей силой развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов. Закон взаимоперехода качественных и количественных изменений указывает на механизм развития. Формулировка закона следующая: количественные изменения, постепенно накапливаясь, нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Переход в новое качество осуществляется на основе накопления количественных изменений. Понятие качества выражает момент относительной устойчивости признаков, определяющих специфику данного предмета. Количество выражает момент относительной изменчивости предмета, что находит выражение в числе. Единство качественных и количественных характеристик предмета выражается в понятии «мера». Мера изменяется чрез скачок. Скачок – это переход от старого качества к новому.Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития. Формулировка закона гласит: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, имевших место на предшествующих стадиях, но уже в измененном виде. Необходимо рассмотреть диалектическое отрицание, метафизическое отрицание, отрицание отрицания.

Категории диалектики – это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. Без них не может обойтись теоретическое знание и обыденное мышление. Категории − это особый класс понятий. В категориях выражается миросозерцание людей, они отражают предельно общие связи и свойства явлений действительности, в них находят выражение созданные человечеством формы рационального, теоретического освоения мира. Надо рассмотреть парные категории: единичное, всеобщее, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность, сущность, явление. содержание, форма. Альтернативами диалектики являются метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, «негативная диалектика». Основной альтернативой диалектики является метафизика.

 

 

ТЕМА 10. Философия сознания

План

1. Сознание как форма отражения действительности. Психика и сознание.

2. Происхождение сознания. Сознание, язык, речь.

3. Функции и свойства сознания. Проблема идеального.

4. Сознание и бессознательное.

 

Изучением феномена сознания занимается целый ряд наук. Рассмотрение сознания в рамках различных дисциплин опирается на определённую философскую позицию. В современной литературе, в том числе западной, доминируют материалистические концепции возникновения сознания и связи сознания и мозга, имеющие разную интерпретацию. Сознание неразрывно связано с материей, поскольку оно существует только как свойство высокоорганизованной материи, как функция мозга человека. Сознание представляет собой высшую, свойственную лишь человеку форму отражения объективной действительности в ходе общественной практики и способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Сознание тесно связано с отражением. Отражение есть свойство материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменениях свойств и состояний своих особенности других явлений. Существуют следующие типы отражения: а) допсихическое отражение – отражение как свойство, присущее всей природе; б) отражение в живой природе; в) отражение на социальном уровне организации.

Как достигается однозначное соответствие мысли предмету? В ХIХ в. ответ на этот вопрос был найден только марксистской философией. Соответствие мышления материальному миру обеспечивается практической деятельностью человека. Далее надо рассмотреть структуру деятельности, показать, что целенаправленная деятельность отличается от инстинктивного поведения животных. В процессе труда, общения у людей формируется язык. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи (языка).

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов. Оно включает в себя знание, эмоции, чувства, настроения, аффекты, волю, фрустрацию, воображение, память, самосознание. Сознание имеет следующие свойства: субъектность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлексивность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху, но в ХХ в. она вновь заявила о своём существовании. Заслуга в возрождении этой проблемы принадлежит философу Э.В. Ильенкову. Надо рассмотреть его точку зрения на проблему идеального. Другой подход к проблеме идеального представлен наиболее полно работами Д.И. Дубровского.

В следующем вопросе нужно уяснить понятие бессознательного Предысторией бессознательного можно считать учение Платона, Декарта, Лейбница, Шеллинга. Наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ в. австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом и продолжены швейцарским психологом К.-Г. Юнгом. Разработанные идеи Фрейда основаны на представлении о доминирующей роли бессознательного в человеческой жизни, инстинктов – в основном сексуального характера. Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций – Оно, Я, Сверх-Я. Оно содержит телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Всей силой Оно управляет «либидо» − половой инстинкт. К.-Г. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда. Основная идея Юнга состоит в выработке понятия коллективного бессознательного, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами.

 

 



2018-07-06 326 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. Диалектика – учение о развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 9. Диалектика – учение о развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)