Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Философия и методология науки



2018-07-06 321 Обсуждений (0)
Тема 12. Философия и методология науки 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Понятие, особенности, функции науки. Наука как теоретическое знание и социальный институт.

2. Этапы развития науки. Научные революции и смена типов научной рациональности

3. Научная и философская картины мира. Структура научного знания. Закономерности роста научного знания.

4. Методы и формы научного познания.

 

Философия науки – это философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности общества. Философия науки изучает сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной деятельности человечества.

Наука – это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Целью науки является получение объективной истины. Научное познание основано на ряде принципов: объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Необходимо охарактеризовать эти принципы. Наука выполняет функции: а) культурно-технологическую; б) социальной регуляции; в) непосредственной производительной силы; г) описания, объяснения, предсказания; д) мировоззренческая и др. Основной функцией науки считается объяснительная функция. Наука как система теоретических знаний возникла в V в. до н. э. в Древней Греции в Пифагорейской школе. Но наука – это не только система новых теоретических знаний, но и сложный социальный институт. В таком качестве наука возникла в ХVII в. и включает в себя: а) производство нового знания; б) доведение знания до их практического использования; в) подготовка научных кадров.

Отечественный ученый В.С. Степин выделяет три периода в развитии современной науки и три типа научной рациональности. Он выделяет классическую науку (ХVII в. – конец ХIХ в.), неклассическую (конец ХIХ в. – сер. ХХ в.), постнеклассическую (сер. ХХ в. по настоящее время). Классический тип научной рациональности соответствует классической науке. В научном знании концентрируется внимание на объекте, элиминируя то, что относится к субъекту. Неклассический тип научной рациональности соответствует неклассической науке. В научном знании учитывается связь между знаниями об объекте и характером используемых средств. Постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесенность научных знаний с ценностями и целями ученого. Научная картина мира – это система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Философская картина мира – это система наиболее общих философских понятий, принципов, концепций, которая дает на определенном историческом этапе представление о мире в целом. Данные картины мира взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимозависимость проявляется в структуре научного знания. Научное знание включает в себя эмпирическое знание, теоретическое, идеалы и нормы исследования, научную картину мира, философские основания науки. Нужно дать характеристику структурных компонентов научного знания. Возникает вопрос: Влияют ли социальные и культурные факторы на содержание научных идей?

В западной философии науки существует две точки зрения при ответе на этот вопрос: а) интерналисты (К. Поппер, И. Лакатос и др.) считают, что наука имеет свою историю независимо от социокультурного окружения. По К. Попперу, рост научного знания совершается благодаря постоянной смене теорий. Он выдвигает принцип фальсифицируемости: теория считается научной, если она может быть опровергнута на опыте. И. Лакатос вводит понятие «исследовательской программы»; б) экстерналисты (Т. Кун, Тулмин, Фейерабенд) утверждают, что, только обращаясь к социокультурным факторам, можно объяснить развитие науки и научного знания. Т. Кун вводит понятие парадигмы, как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу. Наука развивается путем смены парадигм через научную революцию. Фейерабенд выдвигает принцип пролиферации, размножения гипотез.

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания являются его методы. Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Систему наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах называют методологией. Методы подразделяются на общелогические и научные. Общелогические методы присущи всему познанию в целом. Они используются как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование. Эти методы используются и в научном познании. Но в научном познании принято еще выделять методы эмпирического уровня познания – наблюдение, измерение, эксперимент, и методы теоретического уровня – идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ. Необходимо дать развернутую характеристику этим методам. Существуют и частнонаучные методы. Большую роль в научном исследовании играет всеобщий диалектико-материалистический метод, который включает в себя принципы диалектики, законы диалектики, категории диалектики. Методы способствуют дальнейшему развертыванию и углублению знания.

Научное знание о предметах, явлениях материального и духовного мира, их свойствах выражаются в различных формах. Основными формами развития научных знаний являются: факт, теория, проблема, гипотеза.

 

 



2018-07-06 321 Обсуждений (0)
Тема 12. Философия и методология науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Философия и методология науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)